ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМ ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМ ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД НА ПРЕДПРИЯТИИ

Ибраимова М.Е. 1
1Томский Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель любой предпринимательской деятельности - получение прибыли. В условиях рыночной экономики предприятие должно постоянно повышать свой потенциал - предполагаемый уровень получения прибыли в будущем. Уровень конкурентоспособности предприятия является интегральным показателем его потенциала. Повышение потенциала подразумевает совершенствование деятельности предприятия: повышения качества, снижения себестоимости продукции, выполнение заказов в запланированные сроки и т. д.

Процессный подход в управлении – это подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией этой компании, является важнейшим признаком совершенного управления.

Согдасно стандарту ИСО 9001:2008, «применеие в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов для достижения требуемого результата могут считаться «процессным подходом».

Динамизм бизнеса и внешней среды всё чаще и чаще приводит компании к пониманию управления бизнесом не как к управлению совокупностью отдельных функций, но как совокупностью бизнес-процессов, которые определяют суть деятельности бизнеса. Сам термин «процессный подход» известен довольно давно (он был предложен приверженцами школы административного управления), но популярность стал приобретать лишь сравнительно недавно, в условиях высокой динамики внешней среды и конкуренции. Процессный подход нацелен на повышение гибкости бизнеса, сокращение времени реакции на изменения рынка и внешней среды, улучшение результатов деятельности организации.

Процессный подход, однако, не является единственным в управлении – существуют и другие подходы, например, такие, как системный и ситуационный. Первый подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение разных целей на фоне меняющихся внешних условий, а второй, в отличие от процессного и системного, утверждает, что применение тех или иных методов управления определяется ситуацией.

Внедрение процессного подхода в организации следует разбить на несколько этапов, представленных в 1-таблице.

Таблица №1. Этапы внедрения процессного подхода в организации

І-этап

ІІ-этап

ІІІ-этап

ІV-этап

Выявляется сеть бизнес-процессов компании

Процессы ранжируются по значимости, документируются и моделируются «как есть» (см. модель AS-IS).

Проводится анализ построенных моделей и выявление «узких мест» процессов

На основании полученных результатов строятся модели «как надо» (TO-BE) (с соблюдением той же последовательности действий, что и в случае с моделями AS-IS).

При этом процессный подход базируется на нескольких основных принципах:

  1. Восприятие бизнеса как системы.

  2. Любое предприятие рассматривается как система, а его развитие — как происходящее по законам сложных систем.

  3. Будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать.

  4. Решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом.

  5. Восприятие деятельности как процесса.

  6. Можно рассматривать любую деятельность как процесс, и поэтому ее можно улучшить.

  7. Деятельность любого предприятия можно рассматривать как сеть связанных между собой процессов, поскольку все виды деятельности предприятия и процессы, соответствующие им, взаимосвязаны.

  8. В любой деятельности может иметь место разделение как по времени, так по материальным ресурсам и персоналу.

  9. Любая целенаправленная, спланированная и при этом использующая ресурсы деятельность преобразует входную продукцию в выходную.

  10. Каждый процесс имеет внешнего или внутреннего поставщика входных ресурсов и внешнего или внутреннего потребителя выходного продукта или услуги.

  11. Стандартизация и прозрачность ответственности.

  12. Высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества на предприятии и управление качеством.

  13. Каждый процесс должен иметь владельца, то есть должна иметь место персонификация, и ответственность должна распределяться по всем видам деятельности.

  14. Все процессные составляющие должны быть по возможности максимально стандартизированными и прозрачными.

  15. Следует проводить стандартизацию на основе взаимосвязанных стандартов, которые реализуются в виде нормативной документации и корпоративных стандартов.

Процессный подход является базой построения системы менеджмента качества на предприятии, что является важным фактором развития управления предприятием. Данный подход, не разрушает полностью функциональный менеджмент (специализация нужна везде, в том числе и в управлении), и позволяет соединить цепочки процессов, выбросить лишние цепочки и исключить дублирующие процессы. Для освоения на предприятиях процессного подхода можно использовать опыт, накопленный в военных отраслях промышленности, где в соответствии с механизмом военной приемки представители заказчика (а не государственные чиновники) сопровождают разработку и изготовление изделия с первого до последнего шага. Однако использования опыта военной приемки явно недостаточно для необходимого обновления промышленности. Ведь процессный подход, свойственный военной приемке, навязывается заказчиком, а должен стать результатом реализации внутренней потребности компании повысить эффективность своей деятельности. Поэтому для предприятий и организаций более актуален сейчас реинжиниринг - перепроектирование используемых процессов [5].

В некотором смысле понимание процессов близко к представлению об алгоритмах. Дело в том, что в жизни организаций все большую роль играют информационные технологии (ИТ). А ИТ не понимают иного языка, кроме языка алгоритмов. Во многих сферах человеческой деятельности ИТ - необходимое условие обеспечения конкурентоспособности, поэтому процессное описание деятельности организации вполне уместно. Кроме того, процессный подход удобен и вне контекста ИТ прежде всего потому, что открывает широкие возможности для визуализации, а значит, и для вовлечения сотрудников. Таким образом, речь идет о феномене процессного мышления, т.е. такого взгляда на мир, который превращает все видимое в этом мире в процессы. Для этого предлагается мета-процесс, состоящий из следующих 14 шагов:

  1. выявить (задать) полную систему процессов, требуемых для менеджмента качества;

  2. определить последовательность, взаимосвязь и взаимодействия в этой системе процессов;

  3. с позиций стратегических целей и планов определить ключевые процессы;

  4. найти сотрудника, готового взять на себя ответственность за данный процесс и наделить его соответствующими полномочиями, сделать владельцем, собственником процесса;

  5. определить заказчика или потребителя процесса и описать выход процесса, т.е. требования к качеству результатов его функционирования;

  6. определить поставщиков процесса и требования к элементам входа процесса, т. е. к ресурсам;

  7. определить критерии эффективного менеджмента данного процесса и выбрать для них метрологически обеспеченные измерители;

  8. спланировать процессы измерения показателей качества и эффективности процесса;

  9. описать сам процесс в виде блок-схемы или схемы потоков с учетом системы менеджмента процесса;

  10. определить входные и выходные документы по стадиям процесса (например, регламент, должностные инструкции, рабочий журнал и т.п.);

  11. обеспечить информационные потоки, требуемые для эффективного менеджмента и мониторинга процесса;

  12. вести регулярную оценку, мониторинг и анализ данных, относящихся к процессу;

  13. систематически проводить корректирующие и предупреждающие действия, направленные на достижение целей процесса;

  14. определить порядок внесения в процесс изменений.

Мета-процесс обеспечивает систематический подход к выявлению и описанию всех процессов, представляющих интерес для качества, как, впрочем, и для управления вообще. Однако особый интерес представляют так называемые бизнес-процессы. Они характеризуются тем, что имеют конкретного потребителя, готового платить за результаты бизнес-процессов, которые и существуют до тех пор, пока есть потребитель. Их организация и систематизация осуществляются в соответствии не с удобствами производителя, а с принципом ориентации на потребителя. А это означает, что на смену традиционной организационной структуре, как правило, придет проектный подход и командная форма работы [6].

Процессы организации могут быть разделены на три основные типа по характеру деятельности и создаваемому продукту: основные процессы, вспомогательные и процесс управления организацией.

К основным процессам организации следует относить процессы, добавляющие ценность продукции для потребителя. Примерами таких процессов являются: маркетинг, проектирование продукции, снабжение, производство, хранение, сбыт, сервисное обслуживание.

Вспомогательные процессы напрямую не добавляют стоимости и являются по своей сути затратными. К таким процессам обычно относят: управление персоналом, финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации, обеспечение безопасности, административно-хозяйственное обеспечение и др.

Процесс управления в ряду процессов стоит отдельно. Согласно рекомендациям многих источников по процессному подходу, в каждой организации должны быть выделены процессы стратегического и тактического планирования, процесс мониторинга и анализа деятельности, процесс проведения внутреннего аудита, процесс улучшения [7,8,9].

Непрерывное улучшение процессов - необходимая стратегия бизнес-деятельности на конкурентном рынке, поскольку:

- степень приверженности потребителя зависит от величины той ценности, которую он приобретает у компании;

- приобретенная ценность является результатом бизнес-процессов;

- длительный успех в условиях конкуренции требует постоянного повышения ценности того, что поставляется на рынок; для непрерывного повышения способности создавать ценности компания должна постоянно улучшать свои процессы создания ценностей.

Значимость процессов уже при создании не одинаковая. Поэтому даже кардинальные улучшения второстепенных процессов обычно не приводят к каким-либо значительным результатам в бизнесе, в то время как небольшие улучшения важных процессов могут дать существенный прирост бизнес-результатов [10].

Таким образом, С внедрением процессного подхода к управлению промышленное предприятие имеет следующие возможности:

- позволяет оптимизировать систему управления, сделать её прозрачной для руководства и способной гибко реагировать на изменения внешней среды;

- позволяет получить и использовать систему критериев оценки результативности управления на каждом этапе производственной / управленческой цепочки;

- обеспечивает уверенность у инвесторов организации в том, что существующая система управления нацелена на постоянное повышение результативности и максимальный учёт интересов заинтересованных сторон;

- управление процессами высвобождает высшее руководство от рутины оперативного управления, позволяя ему, сосредоточится на стратегических процессах;

- внедрение процессного подхода к управлению и построение системы менеджмента качества гарантирует чётко определённый порядок и ответственность за разработку, согласование и утверждение документации; - данный подход стремится к синергизму процессов, то есть к тому, чтобы результаты одного процесса способствовали улучшению результатов другого. Список литературы ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2005. ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования.
  1. ИСО 9004:2009 «Менеджмент для обеспечения устойчивого успеха организации. Подход к менеджменту качества».

  2. ISO / ТС 176 / SC 2 / N544R «Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента. — М.: НП Интерсертифика Холдинг. -2004. -С. 33 - 43.

  3. Санто, Б. Р. Теория управления / Б. Р. Санто. - М.: Прогресс, 2007.

  4. Медынский, В. Г. Теория управления: Учебник / В. Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2008.

  5. Гончаров Э. Как разработать систему менеджмента качества в соответствии с процессным подходом//Стандарты и качество. 2003. № 12. С. 65-69.

  6. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 319 с.

  7. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 408 с.

  8. Прокофьева, Н. П. Разработка и внедрение системы менеджмента качества. // Стандарты и качество. 2006. - № 2. - С. 25 - 29.

Просмотров работы: 8389