ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТАМИ КОЛОРИСТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ДЕЛОВОМ ЯЗЫКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТАМИ КОЛОРИСТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ДЕЛОВОМ ЯЗЫКЕ

Кармаков С.С. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николаевича Столетовых,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде всего отметим, что в последнее время, в связи с происходящими как в нашей стране, так и во всем мире бурными политико-экономическими преобразованиями, увеличивается спрос на квалифицированных в области аудита, бизнеса, экономики и финансов специалистов со знанием делового английского языка [Поварова, Федуленкова 2000: 113]. В процессе подготовки таких специалистов, несомненно, важно учитывать специфические особенности языка бизнеса, который имеет свою структуру и характерную для него терминологию, специфические словосочетания и клише, а также свои стилистические и функциональные особенности [Марычева, Федуленкова 2012: 198].

Анализируя особенности деловой английской речи, невозможно не обратить внимание на интенсивное употребление в ней терминов, принадлежащих к фразеологическим единицам (ФЕ), то есть к устойчивым сочетаниям слов с полностью или частично переосмысленным значением [Кунин 1970: 210]. Переосмысленность компонентного состава деловой фразеологии нередко создает известные трудности в ее идентификации [Федуленкова 1998: 23].

Заметим, что часто при образовании подобных фразеологизмов могут использоваться весьма специфические компоненты, на первый взгляд, далеко не характерные для языка бизнеса, как, например:

— имена собственные (Occam'srazor – «бритва Оккама», закон минимума допущений в экономической модели, AuntMillie – «тетушка Милли», непрофессиональный инвестор, дилетант) [Федуленкова 2000: 97],

— названия животных (togoabear–«идти медведем», быть спекулянтом, играющим на понижение, wildcatbrand – «клеймо дикой кошки», нерекламируемая марка, использующаяся обычно для товаров более низкого качества, чем конкурирующие товары),

— предметы обихода (taxumbrella – «налоговый зонтик», уменьшение налогов компании путем зачета потерь прошлых лет, blanketmortgage – «одеяльная закладная», полная, общая ипотека, ипотека на всю собственность, предложенная в обеспечение кредита, а не на ее часть, хотя может быть несколько объектов),

— соматические компоненты, связанные с обозначением частей тела человека (hair-cut – фактор риска, используемый для оценки ценных бумаг при расчете нетто-капитала биржевика, deadhand – владение имуществом без права передачи),

— прилагательные, обозначающие различные цвета и их оттенки (blackbox–«черный ящик», в компьютерах, сленг для центрального процессорного устройства, а также любое устройство, которое дает ответы на сложные проблемы, не объясняя решение, bluelows«голубые минимумы», государственный или местный закон запрещающий бизнес в данный день, как правило, в воскресенье).

Наши наблюдения показывают, что наиболее часто употребляемыми в языке финансов, экономики и бизнеса являются следующие обозначения цвета: black, white, blue, green, brown, grey, red, например: BlackFriday–«черная пятница», резкое падение на финансовом рынке (черная пятница произошла 24 сентября 1869 года, когда группа финансистов попыталась монополизировать золотой рынок, что вызвало панику в бизнесе, за которой последовала депрессия); white-shoefirmфраза используется для описания ведущих аудиторских и консалтинговых компаний в Соединенных Штатах, в частности, фирмы, которые существуют уже более ста лет; Greeninvesting – «зеленые инвестиции», практика инвестирования в компании, которые поддерживают или предоставляют экологически чистые продукты и практики, и многие другие.

Проводя рубрикацию деловых фразеологических единиц, содержащих эти прилагательные, возможно использовать различные критерии. Наиболее очевидным является критерий взаимоотношения цветообозначений, руководствуясь которым, можно разделить изучаемые фразеологические единицы, обращаясь к идее В.Н. Поваровой, на взаимодействующие и невзаимодействующие [Федуленкова, Поварова 2002: 95].

К невзаимодействующим можно отнести такие устойчивые словосочетания, как greencard – документ, свидетельствующий о том, что его обладатель, путешествующий за границей, при несчастном случае застрахован от требований третьей стороны,bluechips – наиболее популярные акции, имеющие высокий курс (обычно акции ведущих компаний), greenbelt – площадь, обычно окружающая город, на которой строго контролируются новые постройки.

Взаимодействующие фразеологизмы, в свою очередь, можно разделить на антагонистичные, т.е. противопоставленные, и градационные, т.е. определяющие разные степени значения. Наиболее ярким примером антагонистичных пар цветов являются следующие пары ФЕ делового характера:

Black – white: blackknight(букв. черный рыцарь) – лицо или компания, пытающаяся купить, взять под контроль другую компанию, не желающую продаваться, и whiteknight(букв. белый рыцарь) – лицо или организация, спасающие компанию от нечестного приобретения ее более сильной компанией.

Black – red:to put the budget in the black(букв. помещать бюджет в черное) – ликвидировать бюджетный дефицит и toputthebudgetinthered(букв. помещать бюджет в красное) – создавать бюджетный дефицит.

К названиям цвета, определяющим разные степени значения можно отнести прилагательные black – grey: blackmarket – нелегальная торговля товарами и услугами и greymarket – продажа дефицитных товаров со значительной наценкой. В данной паре словосочетаниеgreymarket имеет значение более легализованного варианта торговли, чем выражение blackmarket.

Рассматривая устойчивые словосочетания относительно критерия мотивированности / немотивированности, можем выделить мотивированные и немотивированные образования.

К первым следует отнести следующие: whitegoods – предметы материально-технического оснащения, такие как холодильники и стиральные машины, называемые так из-за металла белого цвета, из которого они изготовлены, whitesale – продажа льна, browngoods – такая аппаратура, как телевизоры и радиоприемники, используемые в кабинетах, оформленных при помощи дерева или подобных материалов, blue-collar workers – рабочие на фабрике, white-collarworkers – офисные работники, и др. Ко вторым относим: BlackThursday – черный четверг, yellow-dogcontract – «контракт желтой собаки», контракт между работником и работодателем, по которому последний обязуется не вступать в профсоюзы, blackink – прибыль.

Рассмотрим фразеоматические сочетания и фразеологические единицы, построенные вокруг ведущего компонентаblack. Часть из них носит оттенок положительного коннотативного значения (прибыль, доход): tobeintheblack – иметь положительное сальдо (баланса), tocloseayearintheblack – завершить год с прибылью. Остальные словосочетания символизируют, большей частью, нелегальное, преступное положение бизнеса: blackeconomy – часть денежных средств, торговли и промышленности страны, находящиеся за пределами легального контроля, или нерегистрированный импорт товаров,blackmoney – деньги, полученные нечестным путем, blackmail – преступление, шантаж.

Что касается прилагательного white, то относительно него можно сделать следующие выводы: словосочетания, содержащие данный компонент, обозначают какое-либо понятие, относящееся чаще всего к официальным кругам, правительству: Whitehall – улица в центре Лондона, на которой расположено много правительственных офисов, WhiteHouse – официальная резиденция президента Соединенных Штатов Америки, WhitePaper – официальный документ правительства Великобритании по вопросам текущей политики, whitepaper – официальный отчет правительства о количестве прибыли.

Подводя предварительные итоги проведенного структурно-компонентного анализа, отмечаем, что использование обозначений колористики во фразеологии делового английского языка – это довольно частое явление, требующее особого внимания и глубокого изучения.

Перспективой нашей работы считаем в первую очередь, тематическую рубрикацию компонентного состава деловой фразеологии, несомненно, способствующую ее систематизации [Федуленкова 2009: 8].

Библиографический список

Кунин А.В. Английская фразеология: теоретический курс. – М., 1970.

Марычева Е.П., Федуленкова Т.Н. Спецкурс по фразеологии современного английского языка для студентов экономического профиля // Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: Материалы ежегод. международ. конф. 10-12 апреля 2012 г. – М.: РУДН, 2012. – С. 198-201.

Поварова В.Н., Федуленкова Т.Н. Вторичная фразеологическая номинация и модели в деловой фразеологии // XII Ломоносовские чтения: Сб. науч. тр. – Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2000. – С. 113-116.

Федуленкова Т.Н. Фразеологические единицы в языке экономики и бизнеса // Инновационные методы преподавания иностранных языков: Межвуз. сб. науч.-метод. тр. – Тюмень: Тюмен. междунард. ин-т экономики и права, Вектор Бук, 1998. – Вып. 1. – С. 22-25.

Федуленкова Т.Н. Фразеология деловой речи // Особенности изучения феномена культуры в системе социально-гуманитарных наук: Материалы докладов межвуз. науч.-практ. конф. – Тюмень: ТюмГНУ, 2000. – С. 97-100.

Федуленкова Т.Н. Элементные связи фразеологической терминологии как признак системности в языке // Фразеология и терминология: грани пересечения: Монография / Т.Н. Федуленкова, А.В., Иванов, Т.В. Куприна. – Архангельск, 2009. – С. 8-22.

Федуленкова Т.Н., Поварова В.Н. Деловая фразеология в языковой компетенции // Международное сотрудничество в образовании: Материалы III Международ. конф. – Ч. 2. – СПб: Санкт-Петербургский гос. политех. ун-т, 2002. – С. 91-98.

Список использованных словарей

Англо-русский словарь по бухгалтерскому учету, аудиту и финансам / Сост. Д.Ю. Терехов. – М.: Аскери, 1994.

Англо-русский словарь по экономике и финансам / Сост. А.В.Аникин. – СПб.: Экономическая школа, 1993.

Современный англо-русский словарь по экономике, финансам и бизнесу / Л.Н. Эскин, А.М. Федина, В.В. Бутник, И.В. Фаградянц. – М.: Вече, 2007.

Федоров Б.Г. Новый англо-русский банковский и экономический словарь. – СПб, М., 2004.

Adam J.H. Longman Dictionary of Business English. – London: Longman, 1983.

Friedman J.P. Dictionary of Business Terms. N.Y., 2007.

Oxford Dictionary of Business English for learners of English. – Oxford: Oxford University Press, 2000.

Walter E. (ed.) Cambridge International Dictionary of Idioms. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

Warren H. Oxford Learner’s Dictionary of English Idioms. – Oxford: Oxford University Press, 1997.

Просмотров работы: 1813