МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ясеновский С.И. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Перманентное реформирование органов муниципальной и региональной власти связано с совершенствованием правовых, экономических и административных отношений органов государственной власти и управления и местного самоуправления. Масштабы и темпы проводимой административной реформы определяют характер изменений и модернизации организационной структуры управления муниципальными и региональными органами власти, с учетом общих принципов и условий функционирования и направлений реформирования социально-экономических систем.

В 2003-2005 гг. были сделаны первые шаги по реализации Концепции административной реформы в России, в рамках которой в настоящее время происходит преобразование и перераспределение властных полномочий на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления. Главным препятствием на этом пути остается недостаточная эффективность деятельности государственного аппарата, несоответствие количества полномочий качеству управления.

Административная реформа на начальном этапе в основном затронула федеральный уровень исполнительной власти, а на региональном и местном уровнях она проводилась лишь в качестве эксперимента; более того, отсутствовала согласованность действий органов власти и управления всех уровней, недостаточным было и информационно-технологическое обеспечение административных процессов.

В качестве целей административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. были обозначены: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти [1].

В данном случае, государственную услугу следует понимать как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [2].

Перестройка модели предоставления муниципальных и государственных услуг требует изменения нормативно-правовой базы, проведения организационных мероприятий, значительных усилий со стороны всех ветвей власти. В то же время для предотвращения появления новых избыточных функций необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства органами исполнительной власти и местного самоуправления необходимости введения дополнительных функций.

На первый план в настоящее время выходит проблема, с одной стороны, сни­жения издержек граждан и бизнеса, связанных с государственным регулированием, с другой стороны — эффективности органов власти при необходимости экономии ресурсов.

Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий обеспечит, в том числе, формирование электронного правительства, перевод в электронную форму большинства услуг населению и расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций.

В рыночных условиях хозяйствования удовлетворенность конечных потребителей, а также качество предоставляемых им услуг становятся определяющими факторами. Отсутствие обратной связи с поставщиком госуслуги не позволяет оценить как уровень работы органов управления, так и степень удовлетворенности потребителя. Разработка требуемых стандартов качества предоставления государственных услуг создаст необходимые предпосылки для определения места России, как звена в глобальной инфраструктуре.

Проблема повышения качества государственных и муниципальных услуг, может быть решена при снижении существующих административных барьеров. Это, в свою очередь, позволит повысить уровень доступности услуг для всех категорий населения.

Для выполнения вышеуказанных функций были созданы условия для обращения граждан за всеми видами государственных и муниципальных услуг в одну организацию, которая берет на себя ответственность за решение любых вопросов, без их жесткого деления на федеральные, региональные и муниципальные. Одним из основных механизмов такого подхода, получивших развитие в Ростовской области, является организация многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (сокращенно – МФЦ).

Таким образом, важнейшим направлением деятельности по улучшению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации является оптимизация механизмов нормативного, организационного и ресурсного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Принцип «одного окна» подразумевает комплексное предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим заявлением в компетентное учреждение - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Следует отметить, что взаимодействие непосредственно с органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг без участия заявителя. Такое взаимодействие осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. В общем виде, принцип «одного окна» подразумевает исключение участия заявителя в процессах сбора и предоставления в разные инстанции различных справок и документов, подтверждающих сведения о личности заявителя, правах и льготах заявителя, сведений, уже содержащихся в реестрах и базах данных федеральных и муниципальных учреждений и организаций, необходимых для получения заявителем той или иной муниципальной услуги.

Таким образом, весь объем работ по подготовке, сбору, сверке, согласованию и утверждению необходимых документов или сведений в них содержащихся, которые формируются и хранятся в органах публичной власти и подведомственных им учреждениях, в соответствии с принципом «одного окна», должен производиться этими органами и организациями самостоятельно, без участия заявителей. Эти функции, необходимые для получения заявителем соответствующей государственной либо муниципальной услуги, вместо него должны взять на себя службы «одного окна».

В случае использования электронной модели получения услуги, целевая функция МФЦ состоит в предоставлении заявителю возможности дистанционного обращения в орган власти за услугой, а также удаленного получения и использования результатов предоставления услуги.

Для выполнения таких работ многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, либо иными органами власти, в которые заявитель вынужден был бы обратиться самостоятельно при текущем порядке предоставления услуги.

За основу построения сети МФЦ в Ростовской области взят принцип сетевого и экстерриториального получения государственных и муниципальных услуг: независимо от места регистрации заявителя на территории Ростовской области, в том числе в качестве субъектов предпринимательской деятельности, места расположения на территории Ростовской области объектов недвижимости с ориентацией на максимальную близость МФЦ к получателям услуг.

Жители региона смогут получать услуги независимо от регистрации по месту жительства, в любом месте на территории области. Об этом шла речь на совещании администрации Ростовской области по вопросу пилотной реализации принципа экстерриториальности при предоставлении муниципальных услуг на базе МФЦ. Экстерриториальность или ликвидация зависимости человека от места регистрации по месту жительства предусмотрена Областным законом «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [3]. В частности этим законом установлен срок реализации мероприятий по внедрению принципа экстерриториальности – это 1 января 2014 года. Но уже сегодня правительством Ростовской области совместно Южно-Российским институтом-филиалом РАНХиГС при Президенте РФ разработаны необходимые методики, составлены сметы и подготовлен проект договора между МФЦ двух муниципальных образований.

До конца 2012 года планируется реализовать пилотный проект на территории города Шахты и Октябрьского сельского района. Это означает, что уже в текущем году жители Октябрьского района смогут получать услуги в МФЦ города Шахты и, наоборот, жители города Шахты - в МФЦ Октябрьского района. После апробирования на этих территориях вышеуказанный принцип планируется ввести во всей Ростовской области [4].

Сеть МФЦ в Ростовской области постоянно расширяется. Так, на начало декабря 2012 года в Ростовской области многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг работают в 30 городах и районах области. Только в одном городе Ростове-на-Дону в настоящее время насчитывается 9 МФЦ (что даже больше количества районов города) [5].

Так, уже сегодня 401 государственная услуга оказывается областными органами власти, более 3200 услуг оказывается органами местного самоуправления, и это не считая услуги федеральных органов власти (налоговая служба, Росреестр, Пенсионный фонд и другие). В их число входят и социальные услуги (пособия, субсидии, льготы), и услуги в градостроительной и земельно-имущественной сфере (узаконение перепланировки помещений, оформление земельного участка в аренду или собственность), и услуги бизнесу (лицензии, разрешения, субсидии, налоговые льготы), и многие другие [4].

Тем не менее, в процессе анализа современной ситуации деятельности МФЦ и предоставления органами власти государственных и муниципальных услуг был выявлен ряд проблемных аспектов, решение которых является актуальным направлением повышения качества оказания услуг гражданам и организациям.

В настоящее время, большинство МФЦ преимущественно организованы по принципу «одной двери», подразумевающему расположение в едином помещении представителей органов власти разных уровней. Такой подход не противоречит с организационной и правовой точек зрения действующему законодательству, но не позволяет отказаться от необходимости личного взаимодействия органов власти и заявителей при оказании услуг.

Слабая мотивация органов исполнительной власти, в вопросах включения оказываемых ими услуг в сферу деятельности МФЦ, а также организации их эффективного взаимодействия, обусловлена, на наш взгляд, отсутствием в административных регламентах, принимаемых органами исполнительной власти, альтернативного механизма оказания соответствующих услуг через МФЦ.

Существующие наработки субъектов Российской Федерации носят в основном характер локальных проектов, которые не подкреплены соответствующими информационными ресурсами и не интегрированы в единую логическую схему.

Несмотря на стремительное развитие информатизации органов государственного и муниципального управления, в органах муниципального и государственного управления, преобладает внутриведомственный характер хранения и распространения информации. Таким образом, остается проблема закрытости для внешних пользователей информационно-коммуникационных технологий органов муниципального и государственного управления.

Не стоит забывать, что с другой стороны, долгое время существовала проблема отсутствия у органов исполнительной власти правовых оснований, а также программно-информационных и материально-технических возможностей для осуществления электронного обмена информацией в процессе оказания услуг на базе МФЦ.

Вместе с тем, возможность электронного взаимодействия заявителя и государственных служащих позволяет гибко планировать время получения услуг, делает услуги доступными для маломобильных граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья, значительно сокращает сроки предоставления услуг. Кроме того, за счет минимизации непосредственного контакта получателя услуги и государственного служащего, значительно снижается коррупционный потенциал, а также повышается комфортность процесса получения услуг.

К сожалению, на сегодняшний день, отсутствует интеграция информации порталов государственных и муниципальных услуг с данными МФЦ, которые позволили бы объединить в единое информационное пространство данные о государственных услугах оказываемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем, в перспективе, порталы должны отражать информацию и о муниципальных услугах.

Происходящие тенденции в экономике страны привели к изменению баланса в количестве востребованных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти. Отсутствие нормативных основ предоставления государственных услуг в электронном виде способствовали появлению дефицита подобного рода услуг. Подобные тенденции ведут к увеличению временных и финансовых затрат для конечных потребителей на получение информации об услуге и самой услуги. Расширение сети многофункциональных центров лишь отчасти решают указанную проблему. Кроме того, это приводит к росту количества взаимосвязей между разными структурами. Регламентация вновь возникающих взаимосвязей требует внесения соответствующих корректив в действующие нормативно-правовые положения. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе и на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, требует использования новых подходов и методов.

Библиографический список:

1) Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах: в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 февр. 2008 г. № 157-р, постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 г. № 221.

2) Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

3) Областной закон от 08.08.2011 № 644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (принят Законодательным Собранием Ростовской области 21 июля 2011 года).

4) Официальный портал Правительства Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru.

5) Официальный портал Сети многофункциональных центров Ростовской области. Режим доступа: http://www.mfc61.ru.

Просмотров работы: 5980