Актуальность данной работы состоит в том, что в последнее время сектор молока и молочных продуктов является одним из самых значительных на рынке продовольствия. В то же время наблюдаются существенные различия в его формировании в разных регионах. Для того чтобы получить более точное представление о ситуации на этом рынке, необходимо его детальное изучение с учетом всей специфики потребительских предпочтений.
В последние годы выпуск молочной продукции в России растет. Рост объемов выпускаемой продукции требует от производителей расширения сбыта, увеличения сроков хранения, улучшения качества упаковки и уменьшения ее веса. Молоко — единственный продукт питания в первые месяцы жизни человека. Для старых, ослабевших и больных людей молоко является незаменимой пищей. «Молоко,— писал академик И. П. Павлов,— это изумительная пища, приготовленная самой природой». Установлено, что этот продукт содержит свыше ста ценнейших компонентов. В него входят все необходимые для жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Эти компоненты молока хорошо сбалансированы, благодаря чему легко и полностью усваиваются. В 1990 году уровень потребления молочных продуктов в нашей стране составлял 370 кг на душу населения. В настоящее время, по данным Молочного союза, этот показатель снизился до 240 кг, а по данным некоторых аналитиков, до 219 кг на человека.
Целью моей работы является изучение теоретических основ и проведение статистического анализа потребления молока в ПФО и УФО.
В ходе выполнения работы предстоит решить следующие задачи:
- изучить систему показателей и методов статистического анализа потребления молока и молочных продуктов;
- провести статистическую сводку и группировку уровня потребления молока;
- провести статистическое исследование динамики уровня потребления молока и молочных продуктов;
- провести анализ структурных различий.
- провести корреляционно-регрессионный анализ.
После проведения мной статистического исследования динамики уровня потребления молока и молочных продуктов я выявила по F-критерию Фишера, что все пять функций подходят для отображения тенденции, и отобрала наиболее адекватную функцию по наименьшему остаточному среднему квадратическому отклонению.
Наиболее адекватной функцией будет – полиномиальная функция, так как у нее среднеквадратическое отклонение наименьшее.
= -0,4329x2 + 6,629x + 261,45
Это подтверждает и R2, наибольшее значение которой наблюдается у полиномиальной функции, R2=0,9646.
Таблица 3.8 Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по полиномиальной функции
Годы |
Уровень потребления молока, кг |
Порядковый номер года t |
Полиномиальная функция |
||
Yt |
Yi- Yt |
(Yi- Yt)2 |
|||
2002 |
268 |
1 |
267,646 |
0,3539 |
0,13 |
2003 |
274 |
2 |
272,976 |
1,0236 |
1,05 |
2004 |
276 |
3 |
277,441 |
-1,4409 |
2,08 |
2005 |
279 |
4 |
281,04 |
-2,0396 |
4,16 |
2006 |
285 |
5 |
283,773 |
1,2275 |
1,51 |
2007 |
287 |
6 |
285,64 |
1,3604 |
1,85 |
2008 |
286 |
7 |
286,641 |
-0,6409 |
0,41 |
2009 |
288 |
8 |
286,776 |
1,2236 |
1,50 |
2010 |
285 |
9 |
286,046 |
-1,0461 |
1,09 |
2011 |
х |
10 |
284,45 |
х |
х |
2012 |
х |
11 |
281,988 |
х |
х |
Итого: |
2528,0 |
х |
х |
х |
13,77 |
Рисунок 3.7 Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по полиномиальной функции
Выявила обратную зависимость среднедушевым денежным доходом от уровня потребления молока. Чем выше среднедушевой денежный доход, тем ниже уровень потребления молока.
С вероятностью 0,954 можно утверждать, что в регионах Российской Федерации средний уровень потребления молока заключается в пределах от 247,702 кг до 286,965 кг.
Российский молочный рынок активно расширяет ассортимент предоставляемой молочной продукции. Эксперты прогнозируют постепенное снижение потребления традиционных молочных продуктов (сметана, ряженка, простокваша) в пользу обогащенных современных продуктов (биокефир, биомолоко, биойогурт). Перспективны также любые десертные молочные продукты, которые люди потребляют не для утоления голода, а для удовольствия. И это прежде всего связано с увеличением дохода населения. Общий объем этих продуктов будет расти не только за счет увеличения количества новых потребителей, но и за счет роста частоты потребления постоянными покупателями этой категории продуктов.