Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Согласно Бюджетному кодексу РФ (БК РФ), доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.
Рисунок 1 Структура консолидированного бюджета РФ.
Актуальность данной работы состоит в том, что не смотря на наметившиеся положительные тенденции последних лет, экономическая ситуация в стране в целом продолжает оставаться крайне сложной.
Одно из направлений повышения доходной части бюджета региона - совершенствование управления имуществом, принадлежащим региону.
По-прежнему остро стоят проблемы, связанные сформированием местных бюджетов. И в основном они сводятся к недостатку у муниципальных образований финансовых средств для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поэтому увеличение источников доходов местных бюджетов, повышение уровня собираемости налогов, возрастание их доходной части является важнейшим вопросом, решение которого должно проводиться в первую очередь за счет совершенствования законодательной и нормативной базы.
Применяя метод статистических группировок, был построен статистический ряд распределения доходов населения на душу населения ПФО и УФО.
С вероятностью 0,954 можно утверждать, что в регионах Российской Федерации средний уровень доходов населения на душу населения заключается в пределах от 29,2162 до 31,6838.
За период исследования средний уровень доходов бюджета на душу населения составил 16,747, при среднем абсолютном приросте 1,96 млн. руб. или 11,67%.
В ходе исследования я провела аналитическое выравнивание ряда динамики с использованием пакетов прикладных программ «EXCEL».
По F-критерию Фишера все пять функций подходят для отображения тенденции, то отберем наиболее адекватную функцию по наименьшему остаточному среднему квадратическому отклонению.
Наиболее адекватной функцией будет – полиномиальная функция, так как у нее среднеквадратическое отклонение наименьшее.
= 0,26x2 -0,42x + 9,18
Это подтверждает и R2, наибольшее значение которой наблюдается у полиномиальной функции, R2=0,95.
Таблица 1 Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по полиномиальной функции
Годы |
Доходы населения на душу населения |
Порядковый номер года t |
Cтепенная функция |
||
Yt |
Yi- Yt |
(Yi- Yt)2 |
|||
2000 |
10,39321993 |
1 |
6,9185 |
3,47472 |
12,07 |
2001 |
8,63493184 |
2 |
9,941471 |
-1,30654 |
1,71 |
2002 |
9,141955144 |
3 |
12,28984 |
-3,14789 |
9,91 |
2003 |
12,28379765 |
4 |
14,2853 |
-2,0015 |
4,01 |
2004 |
11,91127727 |
5 |
16,05363 |
-4,14235 |
17,16 |
2005 |
14,84703421 |
6 |
17,65977 |
-2,81274 |
7,91 |
2006 |
20,62853616 |
7 |
19,14248 |
1,486055 |
2,21 |
2007 |
22,84224032 |
8 |
20,52712 |
2,315121 |
5,36 |
2008 |
28,72521568 |
9 |
21,83136 |
6,893856 |
47,53 |
2009 |
28,06091982 |
10 |
23,06811 |
4,992813 |
24,93 |
2010 |
х |
11 |
24,24713 |
х |
Х |
2011 |
х |
12 |
25,37603 |
х |
Х |
Итого: |
167,5 |
Х |
х |
х |
132,79 |
Аналитическим методом по уравнению полиномиальной функции было выявлено увеличение доходов населения на душу населения.
Рисунок 2 Выравнивание ряда динамики аналитическим методом по полиномиальной функции
Так как коэффициент устойчивости больше 50%, то уровни ряда динамики устойчивы и данное уравнение тренда подходит для расчета прогноза на перспективу.
В последние годы субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.