ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В ТУРИЗМЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В ТУРИЗМЕ

Дёшина А.В. 1, Чесняк М.Г. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Институт экономики и управления Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы данного реферата обусловлена возрастающей ролью информационных ресурсов и информационных технологий в сфере туризма.

В современном обществе информация выступает как товар, а сфера туризма определяется как информационно насыщенная услуга, что говорит о непосредственной связи информации с туристской деятельностью. Туризм в современной интерпретации не может существовать без передачи информации. Он выступает как информационно насыщенная услуга, что лишний раз говорит о значимой роли информации в сфере туризма. В этом контексте в туризме возникает такое явление, как индустрия информационных услуг.

Цель исследования – проанализировать индустрию информационных услуг, реализуемую в туризме.

Объектом выступает информационная индустрия.

Предмет – индустрия информационных услуг в туризме.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные категории индустрии информационных услуг;

2. Охарактеризовать индустрию информационных услуг в туризме.

Теоретическую основу реферата составили исследования следующих авторов: Буркутбаева Н. А., Панчук Е. И., Родигин Л.А., Черепанова К., Шанц Е. А. – а также материалы тематических электронных ресурсов.

Использованные научные методы исследования: анализ, синтез, обобщение.

Теоретическая значимость – обобщение знаний из источников по теме информационной индустрии в сфере туризма.

Практическая значимость состоит в возможности использования материала реферата в профессиональной деятельности специалиста СКСиТ.

Объем реферата составляет 17 страниц. Структура состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы из 10 источников.

  1. Основные категории индустрии информационных услуг

Индустрия информационных услуг, или информационная индустрия, – производство информационных товаров и услуг на базе информационных технологий. Информационная индустрия включает производство вычислительной техники и производство информации [9].

Информационная индустрия – новейшая отрасль мирового хозяйства отдельных государств и всего мира. Она, возникнув во втором периоде НТР, все еще остается формирующейся отраслью, несмотря на большой объем уже выполняемой ею информационной работы и очень высокую оценку ее роли в мировой экономике. До сих пор не сложилось единого, общепринятого названия этой молодой отрасли («информационная индустрия», «индустрия информатики», «индустрия информационных услуг» и т.д.). Нет и одинакового подхода к составу ее производств. Всем этим объясняется отсутствие в официальных справочниках большинства государств данных по отрасли.

Информация – сведения, знания, обладание которыми обогащает представление об окружающем мире, а в практической деятельности людей влияет на процессы принятия решений и управление. Ее полезность состоит в предоставлении потребителю информации свободы действия. Она помогает из нескольких и даже многих вариантов решения задачи или проблемы выбрать оптимальный, оценить последствия других отвергнутых вариантов. Важнейшее свойство информации – она не является физическим объектом. Поэтому ее по­лучение, хранение, передача, обработка осуществляются при очень малом потреблении энергии и вещества.

Научно-техническая революция обусловила чрезвычайно бурный рост новых знаний уже на рубеже 50 – 60-х гг. XX в., что привело к «информационной революции». Она по времени совпала с революционными инновациями в области микроэлектроники и вычислительной техники. Развитие науки, техники, технологии и возникшие сложные проблемы в организации и управлении всеми сферами хозяйственной и общественной жизни оказались весьма благоприятными для формирования информатики как научной базы исследования процессов получения и использования информации. Это предопределило появление информационной индустрии с не материалоемкими продуктами ее деятельности. Цель этой новой отрасли – собирать, обрабатывать информацию и оказывать с помощью современной техники и технологии информационные услуги всем в них нуждающимся.

Информация стала новым видом ресурсов наряду с традиционными трудовыми, материальными или финансовыми. Она относится к ресурсовоспроизводящему типу человеческой деятельности, становится основой современного и тем более будущего («информационного») общества. Трудности создания информации и большие потребности в ней обусловили стремление к ее получению не только легальными, но и нелегальными путями (шпионаж военный, промышленный, коммерческий и т.д.). Возникла и получила широкое распространение дезинформация: искажение или выдача заведомо ложной информации, исходя чаще всего из политических, дипломатических, экономических и других целей.

В отличие от материальных и финансовых ресурсов, информация обладает особыми свойствами:

- количество информации как ресурса непрерывно возрастает, т.е. оно неисчерпаемо;

- информация не уменьшается и не исчезает даже при ее одновременном использовании многими потребителями;

- спрос на информацию в отличие от большинства других ресурсов может продолжаться непрерывно;

- производство информационного продукта может обходиться дороже, чем его копирование или тиражирование;

- информация, как и средства техники и технология, подвержена моральному износу, особенно при поступлении новых данных, но это происходит, как правило, гораздо быстрее (в течение дней и даже часов).

Информационная индустрия занимает особое место в сферах хозяйственной деятельности [2].

Во-первых, она – одна из самых технически оснащенных отраслей экономики. Ее службы располагают сложнейшей дорогостоящей электронной аппаратурой. Затраты в расчете на одного занятого в отрасли выше, чем в большинстве других подразделений народного хозяйства. Функционирование многих служб осуществляется автоматически с помощью электронной техники и технологии. Моральный износ оборудования идет очень быстро, так как электронная промышленность непрерывно разрабатывает и поставляет все более совершенные его типы. Потребители про­дукции информационной индустрии также вынуждены обновлять свои технику (компьютеры и др.) и технологию (внедрять новые организационные виды программного обеспечения). Все это сближает информационную индустрию с промышленным производством, что позволяет отнести ее по данному признаку ко вторичному сектору человеческой деятельности.

Во-вторых, информационная индустрия выполняет задачи предоставления услуг в виде самой разнообразной информации, обеспечения ею широкого и постоянно растущего контингента пользователей во всех сферах хозяйства и общественной жизни. Уже в насто­ящее время количество активных потребителей ее продукции охватывает более половины населения земли. Ее услуги распространяются для потребителя как бесплатно и помимо его спроса (например, сообщения средств массовой информации идут вместе с рекламными объявлениями), так и за плату, когда тот или иной вид информации предоставляется конкретному заказчику. В любом случае информационная индустрия выполняет типичные функции третичного сектора – сферы услуг.

В-третьих, информационная индустрия – высокотехнологичная отрасль, использующая достижения не только промышленных техники и технологий, но и информатики как направления научной деятельности.

Наибольшее практическое значение приобрело одно из прикладных направлений информатики – создание программного обеспечения для компьютеров. Особую роль играют специальные индивидуальные программы для решения на компьютерах различных научных, технических, технологических задач, а также экономических проблем в отдельных отраслях народного хозяйства. При этом программный продукт – результат интеллектуальной высококвалифицированной деятельности специалистов-программистов, т.е. относится уже к четвертичному сектору.

Эффективное функционирование информационной индустрии невозможно без четкой и надежной работы связи. Производители и потребители информации находятся в большинстве государств всех частей света. Своевременное и быстрое снабжение их необходимой информацией самого различного содержания и объема обеспечивают современные высокопроизводительные средства электросвязи, позволяющие перейти на цифровую технологию передачи и получения данных. Эта же технология заложена в компьютерах. Может быть, поэтому информационную индустрию ошибочно отождествляют с телекоммуникациями. Однако это две разные отрасли народного хозяйства со своими особыми задачами, структурами, лишь выполняющие сходные функции предоставления услуг.

Информационная индустрия, объединяя продукцию и специфическую работу вторичного, третичного и четвертичного секторов человеческой деятельности, превратилась в интегратора их усилий для получения, хранения, передачи и обработки информации. Такое тесное переплетение столь разных и, в основном, нематериалоемких отраслей хозяйства и науки – новая особенность эпохи НТР. Она будет оказывать все большее воздействие на идущие процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства, постепенно охватывающие все сферы производства. Они позволят быстрее и эффективнее создавать информационные ресурсы и обмениваться ими.

Структуру собственно информационной индустрии определяет сам информационный продукт, источники его получения, центры и организации по его концентрации и обработке, а также распространению.

Самое крупное подразделение структуры – организации по формированию электронных баз данных. Они располагают наиболее сложным оборудованием и на них приходится подавляющая часть оборота и дохода в отрасли.

Базы данных – основа информационной индустрии. Они тесно взаимодействуют с «генераторами» – центрами, инициирующими и обеспечивающими подготовку информации первичными ее поставщиками. Сначала базы данных формировались государственными службами и организациями, научными и техническими обществами, а в настоящее время создаются преимущественно коммерческими (более 3/4). Количество баз данных непрерывно растет и превысило в мире 10 тыс. Их потенциал чрезвычайно велик и продолжает расти прежде всего за счет технических возможностей современных видов оборудования и аппаратуры. Так, один компакт-диск содержит до 250 тыс. страниц текста, т.е. вмещает содержание нескольких больших многотомных энциклопедий. Емкость обычной дискеты в 800 – 500 раз меньше.

Важные функции выполняют организации (обычно фирмы разной величины) по обработке информации. Самые многочисленные фирмы оказывают профессиональные компьютерные услуги (программирование, обучение кадров, консультации, создание интегрированных компьютерных систем и т.д.).

Содержание предоставляемой отраслью информации разнообразно:

- текущие сообщения о событиях общественной жизни, и природной среде и т.д.;

- информация о научных и технических достижениях, об организации и управлении предприятиями и учреждениями;

- специальная экономическая и деловая информация;

- образовательная и культурная информация.

Основные поставщики:

- национальные и международные информационные службы научных организаций (исследовательские институты, центры, университеты, библиотеки и др.);

- государственные учреждения и службы (правительственные организации, статистические бюро, архивы и т.д.);

- производственные и непроизводственные предприятия с их информационными службами, занимающиеся коммерческой деятельностью;

- индивидуальные лица, владеющие теми или иными информационными данными.

Указанные производители первичной информации могут быть одновременно и ее активными потребителями. Виды информации могут быть выражены:

- в форме слов и соответствующего текста (справочники, словари, книги, газеты и т.д.);

- цифрами (коммерческие, технические, экономические и другие данные);

- изобразительно (схемы, фотографии, картины неподвижные и подвижные (кино, телевидение);

- звуками (музыкальные произведения, речи, диалог и т.д.).

В настоящее время все перечисленные виды информации в их различных формах кодируются в виде цифр и передаются средствами телекоммуникаций на очень большие расстояния в кратчайшие сроки и без каких-либо технических искажений и погрешностей.

Производство информации, т.е. получение новых знаний, например в научных исследованиях и опытно-конструкторских работах, требует затрат, иногда очень крупных. Это обусловлено расходами на приобретение необходимой техники, материалов, разработку технологии, оплату труда занятых в этом специалистов, оформление патентов, лицензий, документов авторского права и др.

Сама подготовка информации только для помещения в базу данных и ее непосредственная передача требуют соответствующих расходов. Создание же баз данных капиталоемко: они оснащены очень мощными дорогостоящими компьютерами. Их эксплуатация сопровождается затратами, которые могут переноситься на запрашиваемую информацию. Поэтому суммарные расходы на информационную индустрию зачастую превышают таковые на ряде других отраслей хозяйства.

Информация – продукт высокоинтеллектуального труда, но и товар, подлежащий купле и продаже. Он получает свою индивидуальную стоимость уже в процессе его производства, имеет продажную цену, дает прибыль или убытки. Отсюда все закономерности рыночной экономики полностью распространяются на информацию. Однако этот специфический «нематериальный» товар необходимо довести до покупателя, учитывая его спрос на тот или иной вид информации, форму ее предоставления. Это достигается разными путями: посредством многих национальных информационных служб или все­мирных типа компьютерной системы Интернет.

Международный рынок информации представляет большой и непрерывно увеличивающийся сегмент мирового хозяйства. Через этот интернациональный рынок распределяется значительная часть интеллектуальной продукции всего человечества – научной, технической, экономической, культурной, образовательной и т. д. Существующие в мире разночтения в определении структуры информационной индустрии не позволяют оценить величину продаж собственно информации.

Таким образом, индустрия информационных услуг («информационная индустрия», «индустрия информатики», «индустрия информационных услуг») представляет собой производство информационных товаров и услуг на базе информационных технологий.

Информационная индустрия – новейшая отрасль мирового хозяйства, которая все еще остается формирующейся отраслью.

Развитие науки, техники, технологии и возникшие сложные проблемы в организации и управлении всеми сферами хозяйственной и общественной жизни оказались предопределили появление информационной индустрии с нематериалоемкими продуктами ее деятельности. Цель этой новой отрасли – собирать, обрабатывать информацию и оказывать с помощью современной техники и технологии информационные услуги потребителям. Информационная индустрия занимает особое место в сферах хозяйственной деятельности:

  1. она – одна из самых технически оснащенных отраслей экономики;

2) информационная индустрия выполняет задачи предоставления услуг в виде самой разнообразной информации, обеспечения ею широкого и постоянно растущего контингента пользователей во всех сферах хозяйства и общественной жизни;

3) информационная индустрия – высокотехнологичная отрасль, использующая достижения не только промышленных техники и технологий, но и информатики как направления научной деятельности. Наибольшее практическое значение приобрело одно из прикладных направлений информатики – создание индивидуальных программ для решения на компьютерах различных задач и экономических проблем в отраслях народного хозяйства.

Структуру собственно информационной индустрии определяет сам информационный продукт, источники его получения, центры и организации по его концентрации и обработке, а также распространению.

Самое крупное подразделение структуры – организации по формированию электронных баз данных. Важные функции выполняют организации по обработке информации: оказывают профессиональные компьютерные услуги (программирование, обучение кадров, консультации, создание интегрированных компьютерных систем и т.д.).

  1. Индустрия информационных услуг в туризме

Современный туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Успешное развитие туризма оказывает влияние на такие ключевые сектора, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Создание развитой туристской индустрии имеет большое значение в эффективном направлении структурной перестройки экономики России.

В современном информационном обществе повышается значение информации как товара [10]. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития индустрии (отрасли) информационных услуг, в том числе и в области туризма.

Индустрию информационных услуг (информационную сферу) туризма образуют следующие составляющие:

1. Информация;

2. Пользователи (потребители) информации;

3. Информационные ресурсы;

4. Поставщики (собственники и владельцы) информации и ресурсов;

5. Информационные системы;

6. Системы бронирования и продаж;

7. Информационные процессы;

8. Средства обеспечения информационных систем и их технологий [8].

Родигин Л. А. определяет информацию как связующее звено туристкой деятельности [7].

Итак, связующим центром, удерживающим различных производителей в рамках туристической отрасли, является информация. Именно информационные потоки, а не товары, обеспечивают связи между производителями туристических услуг; они идут не только в виде потоков данных, но выступают также в форме услуг и платежей.

Услуги, например, ночевка в гостинице, аренда автомобиля, комплексные туры и места в самолетах, не пересылаются турагентам, которые, в свою очередь, не хранят их до тех пор, пока не продадут потребителям. Передается и используется информация о наличии, стоимости и качествах этих услуг. Точно так же реальные платежи не переводятся от турагентов турпоставщикам, а комиссионные – от турпоставщиков турагентам. На самом деле переводится информация о платежах и поступлениях.

Существует немного других отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической индустрии. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации [7].

Потребителями информационного продукта в туризме являются отдельные туристы, турфирмы, гостиницы, авиакомпании, железнодорожные и морские компании, фирмы по прокату автомобилей и т.д.

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие туризма в РФ» предусмотрено создание единой системы информационного обеспечения в области туризма, в том числе создание единой туристско-информационной сети России и ее интеграция с международными системами [3]. Предполагается формирование банков данных (информационных ресурсов туризма) по отечественным иностранным фирмам, турам, маршрутам, транспортному обеспечению и средствам размещения туристов.

Наряду со сбытом туристской продукции важной функцией турагентств и других поставщиков информации и ресурсов в туризме является предоставление информационных услуг. Только 48% клиентов знают, куда они хотели бы поехать, 35% имеют смутное об этом представление, а 17% не имеют его совсем [6].

Турагенты информируют потенциальных покупателей о туристских районах, расписании движения транспорта, вариантах размещения, действующих расценках, помогают составить примерную смету расходов на путешествие. Общение с клиентами и поиск востребованных предложений занимают более половины всех затрат времени. За свою деятельность турагентство получает комиссионное вознаграждение (7 – 15% от стоимости тура). В некоторых случаях оно может быть увеличено (например, в случае сбыта туристских услуг сверх согласованного объема).

Активно внедряются в сферу социально-культурного сервиса и туристского бизнеса современные компьютерные технологии, их применение становится неотъемлемой частью успешной работы.

Наблюдается активизация использования информационно-коммуникационных технологий в туризме, который также является приоритетной отраслью российской экономики.

Использование информационных технологий (информационных систем) в туристской сфере является одним из ключевых моментов развития и способно значительно увеличить ее экономическое и качественные показатели.

Информационные услуги и услуги связи непосредственным образом связаны с развитием туризма. Так, значительной интенсивностью характеризуется использование туристами систем и сетей телефонной связи, систем доступа в Интернет, различных технических средств при участии в мероприятиях, отвечающих требованиям туризма. Существенно возрастает нагрузка, а, соответственно, и спрос на информационные услуги и ресурсы, в современных условиях играют определяющую роль в обеспечении информационной доступности туристского региона [1].

Наблюдается значительный дефицит качественной туристской информации, особенно касающейся внутренних российских турпродуктов, что отрицательно сказывается на удовлетворении растущего спроса, тормозит его развитие [10].

Поэтому новой формой развития регионального туризма является создание информационных туристских центров, которые предоставляют различную путевую информацию приезжающим туристам и формируют обратную связь с туристским рынком.

Формирование качественной информационной инфраструктуры – немаловажная задача. Информационные услуги нужны как туристу, так и организаторам туризма. Большую роль играют современные электронные средства информации, прежде всего, сеть Интернет, где на своих сайтах регионы могут предложить пользователям детальное описание туристских центров, туристских услуг, достопримечательностей, создать своеобразные виртуальные путешествия, в том числе по музейным экспозициям [1].

То, что туризм – сфера растущего применения информационных технологий, объясняется характерными чертами туризма: туризм – разнообразная и интегрированная торговля услугами; туризм – это комплексная услуга; туризм – информационно-насыщенная услуга.

Необходимо обозначить понятие информационных технологий. Итак, информационная технология – это представленное в проектной форме, то есть в формализованном виде, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс [5].

Информационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений [3].

Современная индустрия туризма за последние годы претерпела весьма существенные изменения в связи с внедрением новых компьютерных технологий. Успешное функционирование любой фирмы на рынке туристского бизнеса практически немыслимо без использования современных информационных технологий. Специфика технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование и бронирование мест, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией и др.). Это достижимо при условии широкого использования в туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи информации [4].

Информационные технологии – это только одна из ветвей происходящих ныне научно-технических революций, которые могут обеспечить намного более мощную «длинную волну», нежели их предшественники. Неизбежно пересечение телекоммуникационных и информационных проблем и средств их решения. В наибольшей степени это относится к Интернету как наиболее масштабному информационно-телекоммуникационному средству.

Информационные технологии имеют четыре характерные черты [3]:

- обладают всепроникающим характером,

- способствуют более эффективной работе рынков путем упрощения и расширения доступа к информации, ликвидации барьеров для новых участников, тем самым допуская на рынок множество покупателей и продавцов, снижая операционные издержки до нулевой отметки;

- имеют глобальное распространение, благодаря чему огромное количество знаний может храниться, пересылаться и становиться достоянием людей в любой точке земного шара;

- ускоряют инновационный процесс, позволяя проще и дешевле обрабатывать огромные объемы информации и сокращая время, необходимое для разработки новой продукции.

Ценность информационных технологий обусловлена создаваемыми ими возможностями сбора, анализа и передачи информации: в любое место, мгновенно и с минимальными затратами.

Структура информационных технологий управления в сфере социально-культурного сервиса и туризма (далее СКСиТ) [3]:

- программное обеспечение общего назначения;

- программные средства автоматизации туроператоров и турагентств;

- программные комплексы автоматизации гостиниц;

- автоматизированные системы управления персоналом;

- программные средства автоматизации индустрии развлечений;

- системы поиска и бронирования туров;

- системы онлайн-бронирования отелей, экскурсий, автомобилей и др. туруслуг;

- глобальные компьютерные системы бронирования.

Современные компьютерные технологии активно внедряются в сферу туристского бизнеса и их применение становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности любого туристского предприятия. Индустрия туризма позволяет использовать все многообразие компьютерных технологий, начиная от специализированных программных продуктов управления отдельной турфирмой, до применения глобальных компьютерных сетей. На сегодняшний день в туризме используются новейшие технологии в системе резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, информационные системы менеджмента. Наибольшее влияние компьютерные технологии оказывают на продвижение турпродукта – распространение и продажа, появляется возможность формирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта турпродукта. В области рекламы широкое распространение получила прямая рассылка туристской информации по электронной почте. Большинство турпредприятий создают свои сайты в Интернете. На западе уже сейчас наблюдается электронное наступление на традиционный турбизнес. Уже существуют электронные туристские фирмы, позволяющие любому владельцу кредитной карты приобрести тур, забронировать место в самолете и отеле, приобрести билеты на зрелищные мероприятия, заказать автомобиль. Таким образом, компьютерные технологии спровоцировали создание и применение принципиально новых электронных маркетинговых каналов продвижения и сбыта турпродукта [3].

В индустрии туризма также широко распространен видеотекст, сочетающий возможности компьютерных систем резервирования, электронной почты, телекса, электронных газет. В Великобритании около 90% турагентств используют систему визуальных данных Prestel, которую поддерживает компания British Telecom. Эта система содержит информацию о туризме и путешествиях, а также предложения туроператоров, железнодорожных линий, паромов, отелей и авиалиний, легко доступную потребителям. В систему также регулярно заносят последние новости и изменения по всем этим направлениям. Основным компонентом системы Prestel являются телевизор, выступающий в качестве дисплея, клавиатура для ввода данных, а также адаптер, который обеспечивает связь турагентства с центральным компьютером, минуя телефонные линии. Технология видеотекста также пользуется успехом во Франции, где применяется система Minitel. В то же время в США использование видеотекста ограничено [4].

Появление мультимедийных технологий нашло быстрое применение и в области СКСиТ [3]. Основная особенность мультимедийного компьютера – это наличие дополнительных устройств, таких, как звуковая карта, колонки и др. В настоящее время большинство представленных на рынке компьютеров являются мультимедийными, и указанные устройства входят в стандартную комплектацию.

Мультимедийная технология предоставляет возможность работы со звуковыми и видеофайлами, что открывает новые направления использования компьютерной техники в области СКСиТ, в частности разработку виртуальных экскурсий по музеям и путешествий.

Виртуальные экскурсии и путешествия – это презентации, которые позволяют зрителям осмотреть основные интересующие их объекты (музеи, достопримечательности) еще до реального их посещения. Это могут быть произвольно движущиеся панорамы объектов любого размера (экспонаты музеев и картинных галерей, помещения отелей, улицы и здания городов, аллеи парков, виды с высоты птичьего полета и т. д.). Панорамы соединены между собой имитированными продольными передвижениями внутри объекта таким образом, что создается иллюзия реального движения вдоль и внутри объекта с возможностью остановки для кругового осмотра в наиболее интересных местах. Зритель может произ­вольно менять направления движения, использовать функцию увеличения изображения, перемещаться вперед и назад, вправо и влево. Имеется возможность озвучивания презентации, встраивание в нее пояснительных надписей, интеграции в виртуальное путешествие географических карт и планов помещений с возможностью ориентации по сторонам света.

Одно из наиболее распространенных направлений использования мультимедийных технологий в области СКСиТ – это создание и использование энциклопедических, справочных и рекламных дисков. В настоящее время разработано большое число информационно-справочных материалов по музеям и различным туристским дестинациям, в том числе по Москве, Санкт-Петербургу, курортам Кавказских Минеральных Вод, Сочи и т.д.

Многие предприятия сферы СКСиТ, чаше всего музеи, турфирмы и гостиницы, создают свои собственные диски, содержащие справочно-информаиионную и рекламную информацию. Обычно мультимедийные каталоги не содержат часто меняющуюся информацию, например данные о ценах.

Таким образом, рост применения информационных технологий в сфере туризма объясняется характерными чертами туризма:

- туризм – разнообразная и интегрированная торговля услугами;

- туризм – это комплексная услуга;

- туризм – информационно-насыщенная услуга.

Индустрию информационных услуг (информационную сферу) туризма образуют следующие составляющие:

1. Информация. Информация – связующее звено туристкой деятельности, удерживающее различных производителей в рамках туристической отрасли. Это объясняется тем, что туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации, потому что услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи – ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления.

2. Пользователи (потребители) информации. Потребителями информационного продукта в туризме являются отдельные туристы, турфирмы, гостиницы, авиакомпании, железнодорожные и морские компании, фирмы по прокату автомобилей и т.д.

3. Информационные ресурсы. Ими являются банки данных по отечественным иностранным фирмам, турам, маршрутам, транспортному обеспечению и средствам размещения туристов.

4. Поставщики (собственники и владельцы) информации и ресурсов. Информационные услуги предоставляют турагентства и другие поставщики информации и ресурсов в туризме.

5. Информационные системы. В их качестве выступают информационные технологии – представленные в проектной форме, то есть в формализованном виде, концентрированные выражения научных знаний и практического опыта, позволяющие рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.

Структуру информационных технологий управления в СКСиТ составляют: программное обеспечение общего назначения; программные средства автоматизации туроператоров и турагентств; программные комплексы автоматизации гостиниц; автоматизированные системы управления персоналом; программные средства автоматизации индустрии развлечений; системы поиска и бронирования туров; системы онлайн-бронирования отелей, экскурсий, автомобилей и др. туруслуг; глобальные компьютерные системы бронирования.

Индустрия туризма позволяет использовать все многообразие компьютерных технологий, начиная от специализированных программных продуктов управления отдельной турфирмой, до применения глобальных компьютерных сетей. На сегодняшний день в туризме используются новейшие технологии в системе резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, информационные системы менеджмента. Наибольшее влияние компьютерные технологии оказывают на продвижение турпродукта – распространение и продажа, появляется возможность формирования новых маркетинговых каналов продвижения и сбыта турпродукта. В области рекламы широкое распространение получила прямая рассылка туристской информации по электронной почте. Большинство турпредприятий создают свои сайты в Интернете.

6. Системы бронирования и продаж. Специфика технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов, обеспечивали бы быстрое резервирование и бронирование мест, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией и др.). Это достижимо при условии широкого использования в туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи информации – компьютерных систем бронирования и глобальных вычислительных систем (таких как Amadus, Galileo, Worldspan).

7. Информационные процессы. Информационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений

8. Средства обеспечения информационных систем и их технологий.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий – по законодательству РФ – программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства, используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию, в том числе: программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания; другая эксплуатационная и сопроводительная документация.

Заключение

Итак, индустрия информационных услуг («информационная индустрия», «индустрия информатики», «индустрия инфор­мационных услуг») представляет собой производство информационных товаров и услуг на базе информационных технологий. Информационная индустрия – новейшая отрасль мирового хозяйства, которая все еще остается формирующейся отраслью. Цель этой новой отрасли – собирать, обрабатывать информацию и оказывать с помощью современной техники и технологии информационные услуги потребителям.

Рост применения информационных технологий в сфере туризма обусловлен тем, что туризм – информационно-насыщенная услуга.

Индустрию информационных услуг (информационную сферу) туризма образуют следующие составляющие:

1. Информация – связующее звено туристкой деятельности, удерживающее различных производителей в рамках туристической отрасли.

2. Пользователи (потребители) информации – отдельные туристы, турфирмы, гостиницы, авиакомпании, железнодорожные и морские компании, фирмы по прокату автомобилей и т.д.

3. Информационные ресурсы – банки данных по отечественным иностранным фирмам, турам, маршрутам, транспортному обеспечению и средствам размещения туристов.

4. Поставщики (собственники и владельцы) информации и ресурсов – турагентства и прочие туристские организации в туризме, обладающие информацией и информационными ресурсами.

5. Информационные системы есть информационные технологии: программное обеспечение общего назначения; программные средства автоматизации туроператоров и турагентств; программные комплексы автоматизации гостиниц; автоматизированные системы управления персоналом; программные средства автоматизации индустрии развлечений; системы поиска и бронирования туров; системы онлайн-бронирования отелей, экскурсий, автомобилей и др. туруслуг; глобальные компьютерные системы бронирования. На сегодняшний день в туризме используются новейшие технологии в системе резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, информационные системы менеджмента, новые маркетинговые каналы продвижения и сбыта турпродукта, прямая рассылка туристской информации по электронной почте, сайты турпредприятий в Интернете.

6. Системы бронирования и продаж – такие системы, как Amadus, Galileo, Worldspan, способные в кратчайшие сроки предоставить сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов, обеспечить быстрое резервирование и бронирование мест, а также автоматизировать процедуры предоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией и др.).

7. Информационные процессы – включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений

8. Средства обеспечения информационных систем и их технологий – программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства, используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию (программы для электронных вычислительных машин; уставы, должностные инструкции; схемы; эксплуатационная и сопроводительная документация и т.п.).

Список использованной литературы и источников:

  1. Буркутбаева, Н. А. Развитие региональной инфраструктуры сферы туризма [Текст] / Н. А. Буркутбаева. – Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2011. – С. 6.

  2. География мировой информационной индустрии – Общая характеристика [Электронный ресурс] // География : [сайт]. [1996]. URL: http://geographyofrussia.ru/geografiya-mirovoj-informacionnoj-industrii-obshhaya-xarakteristika/ (дата обращения: 27.11.2012).

  3. Информационные процессы в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс] // gendocs.ru : [сайт]. [2011]. URL: http://gendocs.ru/ page=16 (дата обращения: 27.11.2012).

  4. Классификация информационных технологий в туризме [Электронный ресурс] // NPARK : [сайт]. [2012]. URL: http://www.npark.ru/klassifikaciya-informacionnyx-texnologij-v-turizme-page1.html (дата обращения: 27.11.2012).

  5. Панчук, Е. И. Основы туризма и индустрии гостеприимства [Текст] : программа бакалавриата для абитуриентов, поступающих по направлению подготовки 100400 Туризм / Е. И. Панчук. – Вологда : Вологодский институт бизнеса, 2010. – С.43.

  6. Предоставление информационных услуг [Электронный ресурс] // Индустрия туризма : [сайт]. [2009]. URL: http://popturizm.ru/Turoperator_i_turagent-Predostavlenie_informacionnyh_uslug.html (дата обращения: 27.11.2012).

  7. Родигин, Л. А. Информационные технологии в гостиничном и туристском бизнесе / Л. А. Родигин. – М.: РМАТ, 1999. – С. 33.

  8. Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий [Электронный ресурс] // Финам : [сайт]. [1999–2012]. URL: http://www.finam.ru/dictionary/wordf02B55/default.asp?n=27 (дата обращения: 29.11.2012).

  9. Финансовый словарь [Электронный ресурс] // АКАДЕМИК : [сайт]. [2000-2010]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/25594 (дата обращения: 27.11.2012).

  10. Черепанова, К. Роль информации в туризме [Текст] / К. Черепанова, Е. А. Шанц. – Шадринск : Шадринский государственный педагогический институт, 2010. – С. 1.

Просмотров работы: 22143