Специфика сервисной деятельности такова, что ею должны заниматься в основном частные лица, мелкие фирмы или специальные небольшие подразделения крупных корпораций. В СССР сфера сервисной деятельности была почти целиком монополизирована государством. Запрет на частное предпринимательство при социализме мешал развитию сферы услуг [1:42].
Главной задачей экономики в индустриальный период являлось массовое производство товаров. Произошла практически полная коммерциализация производства. Фабричное производство создало новую социальную среду. Механизация производства и классовая борьба постепенно привели к тому, что зарплата фабричных рабочих стала превышать плату за личную службу.
Постиндустриальный этап развития цивилизации определяется как «информационное общество» и «экономика услуг», т. к. главным видом деятельности становится не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг.
В постиндустриальном обществе получают широкое распространение виды услуг: гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные (анализ, планирование, дизайн, программирование). В любом производстве более важную роль начинает играть не количество, а качество рабочей силы, которое определяется уровнем образования. Расширение постиндустриального сектора требует большего количества людей с высшим образованием [2:43].
Поэтому в переходный период от индустриального к постиндустриальному обществу актуальной оставалась проблема притока в сферу сервиса высококвалифицированных кадров. К концу 1990-х гг. в нашей стране действовало лишь четыре вуза, три их филиала и 19 средних профессиональных учебных заведений сервисного направления. Непосредственно в сферу бытового обслуживания ежегодно направлялось 2,3 тыс. выпускников, или 0,6% от общего выпуска всех студентов. Рыночный спрос на кадры по соответствующим специальностям удовлетворялся лишь на 35-40% [4].
Россия значительно отстает от ведущих промышленно развитых стран по важнейшим экономическим показателям: национальному доходу на душу населения, величине заработной платы, производительности труда, эффективности производства и т. п. С одной стороны, это определяет более позднее, чем в странах «большой семерки», формирование сервисной экономики и всего сектора услуг постиндустриального общества. С другой стороны, есть возможность целенаправленно планировать и развивать сервисную деятельность, опираясь на опыт других стран.
В России в 1996 г. валовой внутренний продукт в экономическом исчислении по отношению к 1990 г. вырос с 23% до 53%, а общая численность занятых в сфере сервиса возросла с 37% до 50% [3:57].
В это время увеличение доли сервиса в валовом внутреннем продукте России сопровождалось резким спадом производства социальных и культурно-эстетических услуг: бытовых, медицинских, санаторно-оздоровительных, спортивно-туристских услуг, а также услуг в сфере искусства, музейного и библиотечного обслуживания и др.
В результате на 1998 г. объем бытовых услуг не превышал 24 % от уровня 1990 г. (в т. ч. прачечных – 8 %, парикмахерских – 11 %, химчистки и крашения – 5 %, бань и душевых – 10 %). К началу 1997 г. в России насчитывалось 57 тыс. мастерских и ателье, что в 2,2 раза меньше их числа на 1991 г., а в сельской местности, соответственно, в 3 раза [4].
Тем не менее, за последние 10 – 15 лет отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, игровой и шоу-бизнес и др.
В меняющейся ситуации многие сервисные организации и учреждения социокультурного профиля, продолжая работать на базе бюджетно-государственного финансирования, вынуждены были активно осваивать новые виды и формы обслуживания. Особенно примечательно в этом отношении улучшение библиотечного и музейного обслуживания: библиотеки и музеи заняты поиском новых форм обслуживания, способных привлечь в них многочисленных посетителей. В этом плане примечательны более тесные связи этих учреждений с образовательными центрами, турбизнесом.
Главной целью сервисной деятельности является удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей.
Развитие сервисной деятельности и спрос на услуги основывается на росте промышленного производства и повышении покупательной способности населения. Развитие производства стимулирует расширение сферы сервисной деятельности, и наоборот.
Новые экономические отношения в России сформировали благоприятные условия для развития сервисной деятельности. Реформирование экономики обеспечило предпосылки для совершенствования работы сервисных предприятий и возникновения новых форм и методов обслуживания и видов услуг.
Список источников и литературы:
1. Иноземцев, В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов. / В. Л. Иноземцев– М.: Логос, 2000. – 304 с. – С. 42.
2. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с. – С. 43
3. Свириденко, Ю. П. Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития [Текст] / Под ред. акад. Ю.П. Свириденко: В 4 т. – М., 2000. – 448 с.
4. Алексеев, В. В. История сервиса [Электронный ресурс] / Сервисология. Наука о сервисе. // РГУТиС – http://servicology.ru/glossary/i/101.html