СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цыплихина М.А. 1, Вишневская Г.В. 1
1Филиал Российского государственного социального университета в г. Пензе
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образование является неотъемлемой частью культуры. Современная российская культурно-историческая ситуация характеризуется прежде всего прерванной социальной функцией образования, которая заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. С этой точки зрения, школа – один из активных и масштабных образовательных институтов.

Сельскую школу в России принято рассматривать как институт, обеспечивающий формирование этнической идентичности на микроуровне (уровне личности) и макроуровне (уровне общества). При этом каждое поколение перестраивает этническую идентичность на всех уровнях.

Сельская школа и социальная среда вступают в сложную систему взаимодействия. С одной стороны, сельская социокультурная среда формирует особенности школы, с другой, сама школа на селе является социо- и культурообразующим фактором. В этих условиях наиболее эффективным может быть тип взаимоотношений между школой и средой, представленный в теории «соседской школы», которая позволяет проектировать деятельность сельской школы как школы «интегрированной», среда которой неделима на внутреннюю и внешнюю. Интегрированная школа является результатом педагогизации среды, с одной стороны, и социализации школы – с другой.

Характер образования в сельской школе обусловлен, прежде всего, спецификой культурной средовой ниши. Школа на селе содействует сохранению полиэтничного характера культуры российского общества. Способствуют этому сохранившиеся в воспитательном пространстве российского села знания и обычаи народной педагогики, которые обеспечивают адаптацию личности к определенной этносоциальной среде. Поэтому сохранение традиций народной педагогики в рамках современной сельской школы является условием сохранения национальной духовной культуры, накопленной многовековым развитием российской цивилизации.

Современная система образования на селе в соответствии с духом времени имеет возможность сохранять социально-педагогические традиции при относительно высокой степени включенности в пространство информационного общества начала XXI столетия, осуществляя сохранение традиции в «снятом» виде. Прежде всего, в новых культурно-исторических условиях меняется характер транслируемого сельской школой типа социальности. Ведущей особенностью современной социальности является ее информационно-коммуникативный характер. Учет сельской воспитательной системой потребности информационного общества в данном типе социальности, в личности, способной к функциональной оценке и практическому применению своих знаний и умений, обладающей инициативностью и владеющей коммуникативными навыками, может предоставить сельской школе возможность воспитать слой жителей села, готовых к деятельности по его возрождению в новой социальной реальности, но с учетом традиционной культурной специфики сельского образа жизни.

Взаимодействие традиции и инновации в сельской школе проявляет себя сегодня в модификации содержания важнейшей составляющей народной педагогики, востребованной в рамках современной культуры – в системе трудового воспитания.

Специфические особенности организации и условий жизнедеятельности сельской школы - малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные и многочисленные контакты школы с окружающим социумом, - создают реальные предпосылки для особой учебно-воспитательной системы, позволяющей образовательному учреждению эффективно взаимодействовать с семьей.

Взаимоотношения семьи и школы имеют особое значение в первые годы пребывания ребенка в образовательном учреждении, так как младший школьник наиболее доступен педагогическому влиянию, кроме того, в этом возрасте закладываются социально значимые личностные характеристики человека.

Сельским школьникам необходима практика диалога, способствующая развитию коммуникативных навыков личности. Создание диалогической образовательной среды является условием для формирования диалогического опыта личности, что, в свою очередь, является важнейшей составляющей процесса социализации сельской молодежи в современном мире, мире информации и коммуникативных технологий. На селе можно констатировать наличие особенных акцентов в двуедином процессе усвоения традиционного и наработки инновационного в наследуемой младшим поколением культуре. Прежде всего, в современной российской деревне отсутствуют факторы, формирующие индивидуальность, личностное начало при наличии сильных механизмов трансляции традиционных ценностей (в том числе – ценности подчинения нормам и правилам общественной жизни). Это затрудняет процесс социализации как процесс становления личностного «Я», готового к социальным переменам и, более того, готового стать источником социальных инноваций. Сельская культура в данном вопросе оказывается за гранью новых культурных процессов, создаваемых в результате ускорения темпов социального развития общества на рубеже XX – XXI вв. Задачей школы и прочих институтов социализации на селе является ориентация сегодня на потребности не только традиционной сельской жизни, но и, в целом информационного общества начала XXI века.

Сельская школа, если она будет опираться на диалогическое и практикоориентированное образование, сможет преодолеть кризис идентичности. Социально-конструкционистский подход к образованию ведёт к локализации учебных планов, к разрушению дисциплинарных границ, к помещению дисциплинарных дискурсов в социально релевантные практики, а образовательных практик – в область социальных проблем, и к переходу от предметно - и детоцентрированных способов образования к фокусировке на отношениях, длящихся, пока они имеют практическое значение.

Деятельность сельской школы в конструировании процесса обучения, социализации школьников, может развиваться сегодня в нескольких основных направлениях:

- в системе отношений, выстраиваемых школой и социумом вокруг проблем возрождения и сохранения социокультурного наследия села;

- межличностный и межкультурный диалог способствует в данном случае формированию новой этничности и этнической идентичности;

- в системе взаимодействия школы и социума по проблемам сохранения

природной среды, традиций экологического природопользования, здоровьесбережения – формирование экологической идентичности;

- в отношениях, организуемых между школой, социумом, местными предприятиями и хозяйственными организациями в целях приобщения школьников к значимым на селе видам трудовой, профессиональной деятельности – формирование социальной идентичности;

- в отношениях, направленных на формирование личностной идентичности, становление личности, способной самостоятельно и адекватно оценивать себя, события своей прошлой, настоящей и будущей жизни, планировать дальнейшие этапы саморазвития.

Сельская школа, как и любая другая, должна дать возможность личности проявить свою познавательную и связанную с ней социальную активность. Учителя сельских придерживаются следующих требований в работе с личностью ученика: 1) исключения категоричного оценивания полученных учениками знаний (в большей степени здесь требуются понимание и анализ мировоззрения и социального опыта ученика); 2) проведения подготовительной работы с учениками, которая позволяет им овладеть рядом принятых в обществе знаниевых конструктов (например, изучение этнографической информации и практики предваряется изучением базовых понятий в области народной культуры и истории и т.п.); 3) организации различных диалоговых форм коммуникации, которые позволяют скорректировать когнитивные черты восприятия нового (различные виды обсуждения).

В истории сельского образования в России можно выделить в качестве ведущей проблему определения цели образования, то есть конструирования образа выпускника сельской школы. Успешная социализация сельской молодежи нуждается в преодолении взгляда на сельскую школу только как источник трудовых кадров для сельского хозяйства, что ведет к кризису личностной и социальной идентичности. Сельская школа должна давать выпускникам возможность вертикальной и горизонтальной социальной мобильности, предоставляя им прочную базу теоретических знаний и широкий спектр направлений социальной деятельности.

Список источников и литературы

1. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

2. Краснова В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе: учебное пособие. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. 60 с.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика (Учебник для вузов). СПб.: Издательство Питер, 2000. 304 с.

4. Педагогика: Учебное пособие // под ред. Пидкасистого П. И. М., 1998. 493 с.

5. Пидкасистый П. И. Педагогика. М., 1998. 495 с.

Просмотров работы: 3186