ДЕПОПУЛЯЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК УГРОЗА ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДЕПОПУЛЯЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК УГРОЗА ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Валитова А.С. 1
1РГПУ им. Герцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассматривая современную демографическую ситуацию в России можно выявить ряд проблем, существующих на данный момент.

Проблема № 1. Бездетность нашего общества.

Оглашая послание федеральному собранию глава нашей страны В. Путин заявил что на сегодняшний день необходимо сделать все условия для того чтобы нормой для России стали семьи с тремя и более детьми. Президент отметил: «Несмотря на сомнения некоторых экспертов, я считаю, что нормой для России должна стать семья с тремя детьми».

Данный тезис отражен не только в послание В. Путина, но еще и в нормативно правовом документе: «Национальная программа демографического развития России»1. Расчетный период реализации данной ФЦП с 2006 по 2015 год. Основной задачей этой программы является создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми. Основным условием выполнения данной задачи ставиться общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью.

Проблема № 2. Крайне не равномерное распределения населения нашей страны в регионах.

В табл. 1 « Численность и состав населения по субъектам РФ за 2006-2010 гг.»2 представлены данные касающиеся численности населения по субъектам РФ.

Анализируя данные представленные в таблице можно сделать следующие выводы:

  1. За рассматриваемый период число россиян в целом сократилось.

  2. На сегодняшний день большинство населения проживают в Центральном ФО (26,16 % от общего числа населения РФ), а самой малонаселенной территорией РФ можно назвать Дальневосточный ФО (всего 4,53 % от общего числа населения РФ). Несмотря на то, что для нашей страны крайне необходимо максимальное заселения именно Дальнего Востока.

Табл. 1 «Численность и состав населения по субъектам РФ за 2006 - 2010 гг.»(тыс.чел.)

  2006 2007 2008 2009 2010 % к итогу
2006 2010
РФ 142754 142221 142009 141904 141914 100 100
Центральный ФО 37357 37218 37151 37122 37118 26,17 26,16
СЗФО 13628 13550 13501 13462 13437 9,55 9,47
Южный ФО 22790 22777 22835 22902 22969 15,97 16,19
Приволжский ФО 30511 30346 30241 30158 30109 21,37 21,22
Уральский ФО 12244 12231 12241 12255 12280 8,58 8,65
Сибирский ФО 19677 19590 19553 19545 19561 13,77 13,78
Дальневосточный ФО 6547 6509 6487 6460 6440 4,59 4,53

Численность населения в данном регионе непосредственно связана с экономической безопасностью нашей страны. Так как именно этот регион непосредственно граничит с территорией Китая. Данную проблему так же поднимал В.Путин в своем обращении к правительству. В.Путин подчеркнул: «Здесь самые низкие темпы жилищного строительства. Самая неблагоприятная ситуация с выплатой задолженности по заработной плате. Далеко не все благополучно обстоит и в сфере борьбы с преступностью. Еще одна острая проблема Дальнего Востока - миграция. Россияне из региона уезжают, а приезжают, причем часто незаконно, китайцы. За последние десять лет китайская община с 15 тысяч человек увеличилась до 200 тысяч. На Дальнем Востоке миграция в силу своей массовости фактически ведет к вытеснению граждан России с рынка труда. Закон о правовом положении иностранцев, как вы знаете, принят. Сейчас важно перейти к его практической реализации. Он способен стать действенным инструментом регулирования процессов на рынке труда. Хочу подчеркнуть и напомнить, что субъекты Российской Федерации сами, в соответствии с этим законом, имеют право определять размер квоты на привлечение иностранной рабочей силы».

Для решения данной проблемы была разработана ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»3. Основной задачей данной программы является закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест и снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне. За период реализации ФЦП в 2007-2009гг. наблюдается положительная динамика реализации мероприятий данной Программы. В 2009 году показатель валового регионального продукта, являющийся ведущим фактором положительного экономического роста, по сравнению с 2007 годом, увеличился почти в 1,5 раза. Важным показателем устойчивого роста социально-экономического положения регионов Дальнего Востока и Забайкалья является увеличение объема инвестиций в основной капитал, так по сравнению с данным показателем 2007 года - 398 243,4 млн.руб., в 2008 году отмечается уверенный рост на 5%, а в 2009 году – на 25%. Значительно сократился уровень безработицы, если в 2007году число безработных составляло 7%, а в 2008 году – 6,7%, то в 2009 году – 6,4%. Ведется огромная работа по развитию стратегически важных отраслей производства, предусматривается реализация мероприятий по развитию отраслевой структуры экономики региона, в том числе энергетики, транспорта, металлургии, лесопромышленного комплекса. Данные показатели соответствуют плановым значениям индикаторов Программы, характеризующих динамику развития субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Забайкалья. В целом по федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего востока и Забайкалья на период до 2013 года» достигаются запланированные цели и решаются стратегически важные задачи, реализация Программы осуществляется намеченными темпами, наблюдается рост экономической эффективности.

Проблема № 3. Проблема социальной напряженности в стране.

Данная проблема заключается в увеличивающийся с каждым годом диспропорции населения трудоспособного возраста и пожилых граждан РФ.

В табл.2 « Распределение населения по возрастным группам за 2006-2010 гг.»4 представлены данные Росстата по данному показателю. Данные представлены на 1 января каждого года.

Табл.2 « Распределение населения по возрастным группам за 2006-2010 гг. » (тыс. чел.)

 

2006

2007

2008

2009

2010

% к итогу

2006

2010

Все население

142754

142221

142009

141904

141914

100

100

трудоспособном

90328

90152

89752

89266

88360

63,28

62,26

старше трудоспособного

29109

29351

29760

30097

30700

36,72

37,74

Анализируя данные таблицы можно сделать следующие выводы:

  1. Число россиян трудоспособного возраста за рассматриваемый период сократилось, а число людей пожилого возраста наоборот увеличилось. На основании этого можно сделать вывод о том что за последние 5 лет коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное населения возрос. В 2006 году на одного работающего гражданина РФ приходилось 3,1 пенсионера, а к 2010 году этот показатель составил уже 3,5 пенсионера. И отсюда возникает проблема социальной напряженности между трудоспособными и нетрудоспособными гражданами РФ.

Для решения данной проблемы в правительстве сейчас разрабатывается проект стратегии « Долгосрочное развития пенсионной системы до 2030 года»5.

В Минфине считают, что уровень пенсионного обеспечения граждан не должен быть занижен. В связи с чем эксперты предлагают либо сохранить дотации из федерального бюджета на существующем уровне (дефицит ПФР в 2012 году превысит 1 триллион рублей - прим. ред.), либо пойти на "страховой маневр" , который предполагает в краткосрочной перспективе, на два-три года, перераспределить тариф с накопительной составляющей на солидарную. Временное перераспределение 6%-ного тарифа с накопительной составляющей на солидарную, что позволит сократить дефицит бюджета ПФР.

Кроме того в данном проекте предполагается увеличения пенсионного возраста до 63 лет как мужчин так и женщин. Данная мера позволит увеличить трудоспособный возраст граждан РФ и в следствии этого снизить коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население. Неизбежность повышения пенсионного возраста представители Минфина объясняли необходимостью ликвидировать серьезный дефицит Пенсионного фонда, который сейчас покрывается за счет федерального бюджета.В данном параграфе на основании данных, полученных с Росстата были выявлены основные проблемы депопуляции населения и логика их раскрытия в соответствующих ФЦП. Далее в обзоре будет проанализированы 2 документа принятых в области демографической политики и реформы здравоохранения в РФ, показаны на сколько успешно они выполнены или же еще выполняются и проанализированы результаты с точки зрения экономической безопасности РФ.

1 www.rg.ru

2 www.gks.ru

3 www.minregion.ru

4 www.gks.ru

5 www.ria.ru

Просмотров работы: 1894