ЛИКИ ЛЮБВИ В ЗЕРКАЛЕ ВРЕМЕНИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЛИКИ ЛЮБВИ В ЗЕРКАЛЕ ВРЕМЕНИ

Горшкова Ю.В. 1
1ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Что можно сказать о любви? Если мы хотим, описать, какой она бывает, – это одно дело, с которым лучше обратиться к поэзии. Для В.Шекспира, например, любовь – это звезда в пути для всех плывущих в море…Язык поэзии образно выражает то, что наука представляет логичным и формализованным языком, не умея выразить переживания любви в иных формах. Сколько сказано и написано о любви! Откройте наугад любой поэтический том – и она с вами. Сколько судеб в жизни и в искусстве пересекла эта самая главная человеческая страсть? Заинтересовавшись темой любви, я поставила перед собой цель: познакомиться, как изменялось понимание и восприятие любви между мужчиной и женщиной в различных эпохах. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить любовь между противоположными полами и выделить этот вид человеческих отношений среди других многообразных форм и видов любви.

2. Ознакомиться с концепциями философов с тем, чтобы выяснить характерные черты любви каждой из эпох.

На протяжении всей истории культуры, с тех пор, как впервые состоялся человек, у разных народов, в различных религиях, в музыке и философии – звучит вечная тема любви. Попытавшись объяснить феномен любви, в разные периоды предпринимались попытки создания классификации различных видов проявлений этого чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее разновидностей. Например, древние греки рассматривали любовь-страсть (эрос), филия и др.

Любовь-страсть, как и всякая страсть, редка, порывиста и непродолжительна. Обычно сюда относится половая любовь. В древнегреческой философии имеет место миф об андрогинах. Платон в своем диалоге «Пир» представляет андрогинов следующим образом. Жили когда-то на земле «двойные» люди. Они имели четыре руки, две пары ног, две «срамные» части. Были они сильными и боги их боялись. Чтобы сделать их слабее боги разделили андрогинов на половинки. И бродят с тех пор половинки в поисках друг друга. Таким образом, этот миф объясняет любовь как жажду целостности и стремление к ней.

Каждая историческая эпоха наполняла понятие любви своим особым содержанием. Для христианского Средневековья любовь – это свет Божественного, мистического, переживание неземной Благодати, приближение к лику Творца. Эпоха Возрождения восстановила в правах античные представления о любви. "Земная" любовь заняла особое место в произведениях ренессансного искусства. Философия заново проявила интерес к платоновской теории эроса.

Рассуждения философов этой эпохи о любви тесным образом связана с новыми представлениями о человеке, его месте и значении в мире. Идея об их гармоническом единстве приходит на смену противопоставления природного и божественного начал в человеке.

Известным основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Для него любовь и уважение являются главными обязанностями людей по отношению друг к другу. По утверждению Канта человек "по природе зол". Он принадлежит одновременно двум мирам: миру природы и миру разума. Как природное существо человек не свободен от неумолимых законов природы, но как носитель разума человек обладает свободой выбора поступков. Однако, Кант полагает, что любовь коренится не только в разуме (это лишь один ее источник), но и в чувстве.

Представитель отечественной философии Владимир Соловьев в своей работе "Смысл любви" не соглашается с тем, что любовь – это лишь средство для продолжения рода. Смысл ее не в том. Истинный смысл любви заключается вовсе не в размножении, а в том что человек стремится к единству с другими. Такое единство не лишает его индивидуальность.

Любовь Соловьев отличает от "внешнего соединения" – от "житейского" (брачного), особенно от "физиологического". Брак и секс возможны без любви. Они должны быть высшим завершением любви.

Бердяев, вслед за В.С.Соловьевым, отличает любовь от полового влечения и противопоставляет их друг другу. Любовь, по его мнению, индивидуальна, направлена на неповторимую и незаменимую личность.

Анализируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что любовь – это одна из самых сложных, таинственных и парадоксальных реальностей, с которой сталкивается каждый человек. Как мы обычно считаем, что от любви до ненависти всего один шаг, но любовь нельзя «ни просчитать, ни вычислить»! В ней нельзя быть расчетливым, ведь природа легко опрокинет любые расчеты! В любви нужно быть чутким, чтобы следить за её течением и вовремя душой угадать все её изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты. В ней невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое другое.

Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Любовь – это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя.

Хотелось бы отметить, что любовь – это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить – ни другого, ни себя. Любовь –основа самой себя. Любовь – фундамент человеческого мира, главная из «святынь».

Любовь на данный момент намного проще, чем она может быть. Ей мешают и тяготы жизни, и наша сегодняшняя психология, которая враждебна любви, потому что она живёт от «я», а не от «мы».

Наша современная раскованность и даже распущенность в пропаганде секса. Какое бы счастье не приносило общение сексуального характера, всё же «звёздная вершина» любви – в духовной гармонии, сердечной близости, и абсолютной незаменимости любимого человека, тогда как в сексе замена вполне возможна.

Надо многое в себе воспитать, чтобы овладеть таким простым и сложным, но в то же время, очень необычным видом искусства – искусством любить. Каким бы трудным не оказался этот путь, надо постоянно учиться этому искусству. А это значит, надо развивать в себе и в других чуткость и внимание к друг другу.

Литература:

  1. Платон. Сочинения: В 3т. — М., 1970. Т.2. — С. 118-119

  2. Сешек Г. Блуждающая во времени. Стихотворения и комменты / Г. Сешек. – М.: Изд-во ВУНЦ. 2010. – С.146

  3. Вопросы философии. – 2003. - №8. – С. 64 – 72

  4. Вопросы философии. – 2002. - №11. – С.231 – 237

5

Просмотров работы: 2239