Роль транспортной отрасли в современной экономике огромна. От ее эффективности зависит эффективность работы других отраслей промышленности, а, следовательно, и экономического благосостояния страны.
Автомобильным транспортом перевозится большая часть грузов (см. рисунок 1) и пассажиров (см. таблицу 1), выполняются различные производственные функции. Широко используется автотранспорт при перевозке международных грузов. Это объясняется его высокой маневренностью, большой скоростью, возможностью осуществления перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиро и грузопотоков.
Роль транспорта не может сводиться только к перемещению грузов и пассажиров, т.к. он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, способствуя экономическому, культурному и социальному развитию общества. Именно поэтому транспортная отрасль является одной из базовых отраслей экономики.
РисунокТаблица 1 – Перевозки грузов по видам транспорта, млн. тонн [1]
Автомобильный транспорт нуждается в систематическом обслуживании: контроле технического состояния, уборочно-моечных работах, заправке эксплуатационными жидкостями, а также в проведении ряда профилактических и ремонтно-восстановительных работ. Эти меры направлены на предупреждение появления отказов и неисправностей, а также на восстановление утраченной работоспособности агрегатов и систем.
Отдельные виды работ по обслуживанию автотранспортных средств автовладельцы могут осуществить самостоятельно, однако, выполнение более сложных технических воздействий может потребовать специального инструмента и оборудования, которым оснащены только специализированные автосервисные предприятия.
Таблица 1 – Перевозки пассажиров по видам транспорта, млн. человек [2]
Вид транспорта |
Год |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Транспорт всего |
30128 |
26649 |
25314 |
24957 |
22673 |
22036 |
Автобусный |
16374 |
14734 |
14795 |
14718 |
13525 |
13434 |
Троллейбусный |
4653 |
3775 |
2972 |
2733 |
2414 |
2197 |
Трамвайный |
4123 |
3267 |
2660 |
2537 |
2217 |
2079 |
Метрополитен |
3574 |
3466 |
3528 |
3594 |
3307 |
3294 |
Железнодорожный |
1339 |
1339 |
1282 |
1296 |
1137 |
948 |
Внутренний водный |
21 |
20 |
21 |
20 |
17 |
16 |
Воздушный |
37 |
40 |
47 |
51 |
47 |
59 |
Таксомоторный |
6 |
7 |
8 |
7 |
7 |
7 |
Морской |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
Автомобильный транспорт имеет большое значение в решении социально-экономических проблем. По материалам аналитического агентства «АВТОСТАТ» автомобильный парк России на 1 января 2012 года составил 42 млн. 861,8 тысячи единиц, увеличившись за год на 5,4% [2]. При таком количестве транспортных средств обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения, является важным преимуществом при размещении производственных предприятий и дает интеграционный эффект [3].
Развитие транспортной инфраструктуры способствует развитию торговых связей, позволяет стать стране и отдельно взятому региону более конкурентоспособными. Такое развитие происходит обычно совместно с ростом экономики. С ростом парка автомобильного транспорта и числа авто обслуживающих предприятий увеличивается и количество потенциальных рабочих мест.
Инвестиции в транспортную инфраструктуру практически всегда воспринимаются в качестве стимула спроса для осуществления экономического роста и формируют свой вклад в части экономического развития регионов, городских и сельских населенных пунктов.
Список литературы:
Материалы сайта http://www.tr-index.ru
Глаголев С.Н. Формирование придорожных сервисных комплексов как компонента транспортно-логистического кластера в общей системе инновационного развития региона / С.Н. Глаголев, Н.С. Севрюгина, Н.В. Козлова, А.А. Конев // Автотранспортное предприятие.- 2012.- №11. С.42-44.
Материалы сайта http://www.autostat.ru