Стимулирование труда и нововведения
Рыночная экономика ставит перед предприятиями, фирмами в первую очередь вопрос об их конкурентоспособности. Конкурентоспособность, в свою очередь, во многом определяется внедрением достижений научно-технического прогресса, изменением организационных условий и др., т.е. так называемыми нововведениями.
Для предприятия важно не только осуществить организационно и технически нововведение, но и создать условия и подготовить коллектив к их успешному освоению. Большую роль в этом процессе играет стимулирование трудовой активности про нововведениях. При этом следует учесть следующие моменты организации стимулирования для более успешного внедрения новшеств.
1. В стимулировании должно преобладать положительное подкрепления активности работников (особенно на первых этапах). Негативное стимулирование может применяться только по той деятельности, которую уже освоили. Негативная оценка может привести к демотивации при освоении новых видов деятельности.
2. Особо необходимо усилить стимулирование по итогам контроля. Контроль должен быть при этом обучающим и стимулирующим; стимулирование должно
3. Наибольшее внимание следует уделить моральному стимулированию, т.к. оно быстрее вызывает эффект, отдачу работника, чем материальное. Моральное стимулирование более динамично, оно может быть формальным и неформальным.
4. Использовать стимулирование содержанием работы. Следует максимально соединять интересы работника с содержанием новой работы (учитывать его желание, квалификацию).
5. Реакция на нововведения у работников может быть самой разной; от полного активного их принятия до абсолютного практического противодействия им. И в этом случае, конечно, изменить мотивацию поможет в значительной мере стимулирование.
Стимулирование труда и потребительские мотивы поведения
Взаимосвязь стимулирования и мотивации здесь проявляется в том, что заработная плата определяет отношение к труду через возможности удовлетворения работником своих потребностей посредством заработной платы.
В чем особенности этой связи?
1. Люди обладают разными материальными и духовными запросами, фактическим материальным положением (кто-то только формирует достаток в семье, другие обеспечены всем). Поэтому существует ситуация, когда очень силен мотив работы ради денег.
2. Существует такое понятие как «потребительское общество» (культ потребления). Пропаганда и реклама направлены на ориентацию на товары - приобретать больше и лучшего качества. Работник тоже может быть охвачен желанием купить больше, что вынуждает его больше работать, проявлять активность. В результате мотивация к труду формируется именно через поддержание потребностей посредством рекламы и пропаганды.
3. Но стремление повысить возможности потребления можно реализовать не только установкой на труд, но и престижной деятельностью, отклоняющимся поведением в трудовом коллективе
4. Мотивация труда существенно зависит от состояния потребительского рынка, т.е. объективных возможностей реализации результатов труда (т.е. дефицит или изобилие товаров и услуг, цены на них).
5. Объективно или субъективно может сложиться такая ситуация, когда работника интересуют только большие деньги. Тогда для него основной стимул - деньги.
6. Зарплата, деньги могут быть основным мотивом трудовой деятельности не только ради личного, текущего потребления, но и ради накопления или инвестирования в свое дело (начать свой бизнес).
7. Стремление обеспечить высокий уровень потребления приводит к выполнению двух-трех работ. Одна их этих работ будет доминировать по экономическим или моральным причинам. Именно на этой работе работник и будет реагировать на стимулы.
Стимулирование труда и социальное сравнение
Социально-сравнительный мотив выступает стимулом к трудовой активности на основе сравнения человеком или группой работников своей и чужой заработной платы.
При этом поведение работника или группы может быть различным:
- непринятие для себя не заработанных денег, отказ от них; объективное отношение к более высокой оплате труда других, доверие к сложившейся системе оплаты.
- восприятие своей более высокой заплаты как обоснованной, а чужой - как необоснованной; переоценка сложности своего труда и не и недооценки чужого; требование повышения своей оплаты; принятие за критерий оплаты не своего трудового вклада, а своих потребностей.
Чаще всего работники ориентируются на среднюю по своей группе оплату труда, избегая максимальной и минимальной как крайних. Однако всегда есть, кто хотел бы иметь зарплату выше среднего, ориентирован на минимальную или максимальную.
Особое внимание на стимулирование оказывает распределительная психология, равенство или неравенство в распределительных отношениях:
- равенство стимулирует, если оно представляет собой именно равные стартовые условия для достижения цели;
- неравенство стимулирует, если мера неравенства представляет собой ту идеальную дистанцию, которая создает вероятность достижимости, проявления разных способностей.
Однако люди часто противоречивы в своих оценках справедливости и несправедливости. Примером этого являются системы оплаты с применением КТУ. Коэффициенты обычно определялись самим коллективом и это создавало много конфликтов.
Достаточно сложно определить и справедливость оплаты когда сравниваются умственный и физический труд, управленческие и исполнительские функции, наличие или отсутствие образования, большой или малый стаж работы, разный возраст. Происходит это в силу того, что характер и содержание труда тесно переплетаются с социальными ролями, интересами работников.
Справедливость в оплате труда со стороны работодателя может решаться следующим образом:
1. Игнорирование принципа справедливости в оплате как очень сложного;
2. Жесткое административное решение вопросов оплаты труда (только администрация устанавливает критерии оплаты);
3. Демонстративное применение открытости и закрытости в оплате труда (либо все будут знать о зарплате друг друга, либо ничего не будут знать).
Следует сказать также, что справедливая оплата - это важнейшее условие авторитета работодателя, сохранения высокой мотивации труда, стабильности коллектива. Справедливость в оплате - это проблема мотивации труда не только низкооплачиваемых, но и высокооплачиваемых работников (настраивает их на эффективную работу).
В заключении хотелось бы сказать, что стараясь увеличить материальные достижения, сделать общество более богатым люди расширяют и развивают производство товаров и услуг, а для этого все эффективнее стимулируют труд. Вовлечение же все больших ресурсов в производство и получение все больших отходов от него - это экологическая катастрофа человечества в будущем. В этом плане стимулирование труда работников - это поддержание эгоистических интересов предприятий, фирм, стран, элитных социально-экономических групп, и значит стимулирование труда не только позитивный, но и негативный процесс.