Развитие направленного бурения обусловило увеличение количества и разнообразия используемых при проводке скважин телеметрических навигационных систем. Реализация перспективных видов бурения потребовала решения целого ряда проблем: как силового управления движением колонны труб, так и ее подземной навигации и ориентации.
Основной задачей навигации и ориентации под землей является определение местоположения бурильного инструмента. Скважинная навигация базируется на определении углов ориентации, полученных от инклинометрических инерциальных навигационных систем (ИНИС).
Местоположение бурового инструмента определяется по отношению к географически–ориентированной системе координат. Для реализации данной системы координат (СК), необходимо, чтобы ось вращения гироскопа сохраняла свое направление на географический Север, путем гирокомпасирования. В этом случае гироскоп представляет собой датчик угловой скорости (ДУС), измеряющий проекцию угловой скорости вращения Земли на ось чувствительности гироскопа. Основной целью инклинометрических исследований является определение траектории скважины в декартовой, географически ориентированной системе координат и ориентации прямой линии, касательной к оси скважины в каждой точке по отношению к этой СК [1,2].
При проектировании ИНИС жестко ограничиваются ее габариты – диаметр скважины является определяющим при выборе схемы и ЧЭ. Вторым решающим фактором являются условия ее эксплуатации, регламентируемые ГОСТ 26116-84.
Перечень определяемых параметров, как правило, стандартный: определение зенитного угла (β), угла поворота инструмента (γ), азимута или курсового угла (α). Точностное требование к инерциальным элементам ИНИС, в частности для гироскопов, имеет значение в пределах 0,25–1 угл. град, для точности хранения или воссоздания иным способом отсчетного инерциального направления.
На рис. 1 представлена упрощенная принципиальная схема комплекса гироскопического инклинометра. На основании информации о проекциях вектора ускорения силы тяжести с акселерометров (Ах, Ay, Az) на оси приборной системы координат и о проекциях вектора угловой скорости вращения Земли (ωx и ωy), а также широты места φ при неподвижном приборе, вычисляются значения зенитного, апсидального и курсового углов [2].
Рис. 1 – Схема комплекса гироинклинометра: СП – скважинный прибор; БЭ – блок электроники; БЧЭ – блок чувствительных элементов; ДГИУС – двухкомпонентный гироскопический измеритель угловой скорости; НА – наземная аппаратура, ГК – гидроканал, Ах, Ay, Az – акселерометры по соответствующим приборным осям. |
Основными разновидностями датчиков угловых скоростей, использующихся в гироскопических инклинометрах, являются: динамически настраиваемые гироскопы, микромеханические гироскопы, а также роторные гироскопы в кардановом подвесе [2].
Использование приборов, работа которых не прекращается в процессе всего бурения, дает значительные преимущества при бурении скважины.
Основные параметры гироскопа с газодинамическим подвесомГироскоп с газодинамическим подвесом ротора относится к классу прецизионных гироприборов, к деталям и узлам которого предъявляются жесткие требования по точности, соблюдения технологии изготовления, контроля и испытаний.
Принцип действия газодинамической опоры сводится к следующему: воздух, в силу своей вязкости, в результате приведения цапфы во вращение, вовлекается в клиновидный зазор между цапфой и подпятником, диаметры которых отличаются друг от друга в пределах 5÷8 мкм. Образующееся в зоне малых зазоров повышенное давление обуславливает результирующую подъемную силу, уравновешивающую массу ротора.
На разгон ротора в первоначальный момент времени запуска влияет момент сухого трения, т.к. именно в момент запуска присутствует трение между рабочими поверхностями. Материалы газодинамических опор выбирают таким образом, чтобы исключить истирание деталей при пусках и остановах. Наиболее стойкими являются: окись алюминия, карбид вольфрама, окись бериллия, карбид бора, нитрид кремния.
Основные достоинства газодинамического подвеса в сравнении с шарикоподшипниковыми опорами, заключаются в следующем:
Высокая надежность в тяжелых условиях эксплуатации;
Практически неограниченный ресурс работы – определяется только количеством пусков/остановов прибора.
Газодинамический подвес способен выдерживать большие перегрузки (до 50g), обладает достаточно высокой жесткостью, чем шарикоподшипники (например, шарикоподшипники 2076083 имеют радиальную жесткость 14·103 Н/мм, у газодинамического подшипника при соизмеримых габаритах и скорости вращения ротора до 48000 об/мин жесткость достигает 20·104 Н/мм), он устойчив к температурным (для газонаполненных сред до 250°С и выше) и вибрационным воздействиям (жесткость характеризует частоту собственных колебаний, которая составляет величину порядка 100 Гц и выше) [3].
Наиболее подходящим в качестве альтернативы трехстепенному гироскопу в кардановом подвесе, может составить шаровой гироскоп, поскольку при такой схеме газодинамического подвеса возможны измерения по 2–м ортогональным осям. Подобные приборы применяются в гиростабилизированных платформах, прецизионных инерциальных навигационных системах [4]. Конструкция разрабатываемого прибора с газодинамическим подвесом шарового ротора приведена на рис. 2.
Ротор 14, представляющий собой стандартный подшипниковый шарик, помещен между двумя полусферическими чашами 15. Шар имеет осевое отверстие, в полюсных частях которого расположены подвижные элементы 8 индукционного датчика угла 1, вмонтированного в осевое отверстие чаш. Сферические поверхности чаш обработаны таким образом, чтобы диаметр образующей сферы был на 5÷10 мкм больше фактического диаметра шарика, за счет чего достигается начальный зазор, необходимый для работы подвеса в режиме газовой смазки. Ротор приводится во вращение электромагнитным полем статора 2, запитанного от трехфазной сети 36–40 В, 500 Гц. При вращении ротора, газ, в силу своей вязкости, вовлекается в начальный зазор между чашами и ротором, и при дальнейшем притоке газа в зазоре возникает избыточное давление вследствие чего ротор «всплывает», и при его вращении с номинальной скоростью обеспечивается режим постоянной газовой смазки.
а) |
б) |
Рис. 2 - Трехмерная модель конструкции гироскопа: а) 3D-модель гироскопа с газодинамическим подвесом шарового ротора в разборке; б) 3D-модель гироскопа с газодинамическим подвесом шарового ротора. Вид внешний в сборке. |
Основными параметрами газодинамических опор являются: начальный зазор, несущая способность (давление в рабочем зазоре), момент сухого трения, момент вязкого трения, минимальная и максимальная скорости ротора, причем все параметры в той или иной степени взаимосвязаны.
Несущая способность шаровой газодинамической опоры определяется по формуле [5]:
, МПа, |
(1) |
где p0 – давление окружающей среды, МПа; S – площадь подвеса, м2; ς=f(λ,H,ε) – коэффициент нагрузки, зависящий от геометрических соотношений опоры |
Момент вязкого трения определяется соотношением [4]:
, Н∙мм |
(2) |
где μ – коэффициент вязкого трения газовой среды, Н/м2; r – радиус шарового ротора, мм; ω – угловая скорость ротора, рад/с; с – радиальный зазор между ротором и опорой, мм. |
Помимо момента вязкого трения, на работу опоры в момент запуска гироскопа существенное влияние оказывает момент сухого трения, зависящий от нагрузки на опору. Для уменьшения износа поверхностей опоры, запуск осуществляется при повышении напряжения в момент пуска до 90 В в течение 3–5 с (форсированный запуск).
При расчете подвеса в стационарном режиме за основное положение принимается условие равновесия, при котором подвес должен выдержать нагрузку, величина и направление которой заданы. Из графика зависимости безразмерного коэффициента нагрузки (ς) от числа сжимаемости (Н) при различных значениях относительного эксцентриситета (ε) и λ=1 (т.к. при расчете производится аппроксимация сферы цилиндром) определяются соотношения εи Н для величины безразмерного коэффициента нагрузки ς = 0,02, которые можно отобразить в виде графиков, представленных на рис. 3. Полученные зависимости дают возможность оценить минимальную скорость ротора при различных значениях относительного эксцентриситета и радиального зазора, при которых данная опора при заданной нагрузке начинает работать в режиме газовой смазки.
Рис. 3 - Зависимость ω1 = f (ε), где: 1 – при с=4 мкм; 2 – при с=6 мкм; 3 – при с=8 мкм; 4 – при с=10 мкм; 5 – при с=12 мкм; 6 – при с=14 мкм; 7 – при с=16 мкм; 8 – при с=18 мкм; 9 – при с=20 мкм. |
В таблице 1 приведены параметры, влияющие на работу гироскопа в момент пуска и в режиме газовой смазки, рассчитанные для принятых геометрических параметров опоры и электропривода.
Таблица 1. Основные рассчитанные характеристики.
Параметр |
Значение |
Частота вращения ротора, об/мин |
25 000 |
Кинетический момент ротора, кг·мм2/с |
189 000 |
Момент сухого трения, Н·мм |
10,09 |
Момент вязкого трения, Н·мм |
1,45 |
Уводящий момент аэродинамического сопротивления, Н·мм |
0,4 |
Пусковой момент, Н·мм |
90 |
Вращающий момент, Н·мм |
60 |
Величина дрейфа гироскопа для принятых характеристик прибора составляет величину 2˚/ч. Для минимизации дрейфа при оптимизации конструкции, необходимо нагнетание газовой среды в прибор, увеличение угловой скорости ротора до величины не менее 30 000 об/мин.
Для определения электромеханических характеристик электропривода была разработана экспериментальная установка, общий вид которой представлен на рис. 4. Объекты исследования – статор, набор массивных роторов. Основная задача эксперимента – отработка методики запуска привода для оптимизации разгонных характеристик гироскопа.
Рис. 4 - Экспериментальная установка: 1 – привод; 2 – панель управления; 3 – строботахометр; 4 – осциллограф; 5 – вольтметр; 6 – миллиамперметр; 7 – ЛАТРы. |
Объектами исследований являлись статор и сменные роторы.
Статор. Магнитопровод статора – шихтованный, из электротехнической стали с обмоткой, выполненной по схеме трехфазной двухполюсной асинхронной электрической машины. Его основные технические характеристики для массивного ротора из стали ШХ15 приведены в таблице 2.
Таблица 2. Технические характеристики статора
Параметр |
Значение |
Напряжение питания, Uпит |
90 – 40 В, 500 Гц |
Пусковой ток при Uпит =40 В (в фазе) Iп, мА |
200 |
Номинальный ток (в фазе) Iн, мА |
150 |
Полная пусковая мощность Pп, ВА |
24 |
Нагрев обмоток, не более, Т, ºС |
55 |
Набор сменных массивных роторов состоит из шарового ротора (сталь ШХ15 с твердостью 60-62 HRC) и цилиндрического (сталь 45, без термообработки). Осевые моменты инерции роторов с переходными оправками – одинаковые.
Средства контроля и измерений. Для определения характеристик разгона привода используется двигатель-генератор ДГ-1ТА, на выходном валу которого закрепляются исследуемые роторы. Тахогенератор устанавливался в корпус со статором привода так, чтобы роторы находились в его эффективной зоне. Сигнал с генераторной обмотки пропорционален угловой скорости ротора при её подключении к средствам измерений с высоким входным сопротивлением, в качестве которых применялись цифровой милливольтметр или осциллограф с входными сопротивлениями 4,3 и 1 МОм соответственно. Градуировка показаний милливольтметра и осциллографа производится при помощи строботахометра. Для измерения пусковых и номинальных токов статора применяется стрелочный миллиамперметр. Запись показаний приборов ведется цифровой видеокамерой. Включение привода производилось при номинальном напряжении питания и в форсированном режиме.
На рис. 5 приведены характеристики форсированного разгона цилиндрического и шарового роторов.
Рис. 5 - Характеристики разгона роторов при форсированном запуске: 1 – Цилиндрический ротор; 2 – Шаровой ротор, Uпит= 40 В, 500 Гц. |
Исследования показывают, что наилучшие характеристики разгона обеспечиваются в форсированном режиме с частотой питающей сети 500 Гц. В этом режиме номинальные обороты набираются за 10 с. Крутизна характеристики показывает, что скорость вращения 250-300 об/мин достигается за 0,3 с, что позволяет надеяться на возможность выполнения расчетных условий обеспечения режима газовой смазки (см. рис. 3) в опоре при реализации экспериментальной модели вместе с исследованным статором.
Для реализации макета имеются заготовки бронзовых полусферических чаш, рассматривается возможность изготовления чаш из других видов материалов, применяемых для газодинамических опор, профилирования поверхностей чаш для увеличения несущей способности и работоспособности подвеса в жестких условиях. Кроме того, ведется поиск и разработка корректирующих и управляющих устройств, для реализации двухкомпонентного датчика угловой скорости, высокочувствительных и помехоустойчивых датчиков углового положения ротора, способных работать в тяжелых условиях. Для этого датчик углового положения ротора при заданных воздействиях должен обеспечивать чувствительность прибора к горизонтальной составляющей вектора угловой скорости Земли. Применяемый в экспериментальной модели датчик трансформаторного типа имеет чувствительность 2 и 5 угловых минут по первому и второму каналу соответственно, что достаточно для первоначальных исследований чувствительности прибора и формированию требований по оптимизации конструкции. На рис. 6 приведены имеющиеся в настоящий момент технические средства для создания экспериментальной модели гироскопа.
Рис. 6 - Компоненты гироскопа и технологическая оснастка: 1 – статор; 2 – чаша из спекаемого алюминиевого сплава; 3 – индукционный датчик угла ДУТ–15; 4 – шаровой ротор; 5 – сборный корпус; 6 – бронзовая чаша; 7 – притир. |
Привод имеет наилучшие характеристики при форсированном запуске и частоте питающей сети 500 Гц.
В результате проведенного исследования удалось разогнать шаровой ротор до скоростей, обеспечивающих стабильную работу подвеса гироскопа в режиме газовой смазки. В соответствии с расчетными данными, режим газовой смазки в опоре обеспечивается при скорости ротора более 250 об/мин, за 0,3 с от момента запуска. Форсированный запуск позволяет уменьшить время разгона и соответственно увеличить крутизну разгонной характеристики и пусковой момент. Из графика на рис. 5 видно, что для гироскопа с газодинамическим подвесом в форсированном режиме время разгона может составлять не менее 10 с, при выбеге имеется возможность работы газодинамического подвеса в течение 27 с, однако при форсированном запуске в момент пуска значительно возрастает потребляемая мощность. В качестве материала ротора следует выбирать ферромагнитные материалы исходя из соотношения высокой магнитной проницаемости с низким удельным электрическим сопротивлением и с высокой твердостью – низкоуглеродистые и среднеуглеродистые нелегированные стали, железоникелевые сплавы.
В заключение можно отметить следующее: ведется работа по решению конструкторско-технологических вопросов создания макета гироскопа с газодинамическим подвесом шарового ротора, диаметром 28,529мм. Макет позволит отработать модель подвеса для оптимизации характеристик его элементов, электропривода, в перспективе с дальнейшим выбором элементов управления шаровым ротором. Полученные результаты будут использоваться для дальнейших исследований и моделирования с целью повышения эффективности гироскопического датчика в составе скважинных систем ориентации и оптимизации массогабаритных характеристик, а также для получения необходимой чувствительности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Л. Н. Белянин, А.Н. Голиков, В.М. Мартемьянов, С.Н. Самойлов. Опыт создания гироскопического инклинометра // Автоматизация и информационное обеспечение технологических процессов в нефтяной промышленности: Сб. трудов ОАО «Геофит» ВНК. Т.2. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. – 327 с.
Я.И. Биндер, И.Е. Гутнер, А.П. Мезенцев, А.А. Молчанов. Современные информационно-измерительные комплексы систем подземной навигации и ориентации // «Гироскопия и навигация», научно-технический журнал, 2003г, №1, стр. 110–123.
Основы конструирования механизмов приборных систем: учебное пособие / Л. Б. Гурин, Т. Г. Нестеренко, И. А. Плотников; Томский Политехнический Университет. – Томск: Изд-во Томского Политехнического Университета, 2011. – 344 с.
Гироскопические системы: Элементы гироскопических приборов: Учебник для ВУЗов по спец. «Гироскопические приборы и устройства»; Под ред. Д. С. Пельпора. – М.: Высшая школа, 1988. – 432с.
Подшипники с газовой смазкой. Под ред. Н. С. Грэссема и Дж. Коуэлла, М., Мир, 1966. – 425 c.
9