Согласование интересов составляет один из важнейших элементов экономической политики. Исследователи подчеркивают при этом, что «всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс экономических интересов».
В сложных условиях рыночной трансформации, сопровождавшейся в РФ глубочайшим экономическим спадом 90-х гг. XX в., разработка вопросов взаимосвязи экономических интересов и проводимой в обществе экономической политики имеет особенно важное значение поскольку, с одной стороны, в ходе этого происходит поиск границ сочетания рыночного саморегулирования экономики с государственным, а с другой - она служит формированию одного из важнейших аспектов государственной политики.
Но прежде чем судить о роли экономических интересов и их реализации в экономической политике, важно прояснить некоторые связанные с ними теоретические вопросы, такие как природа экономических - интересов, границы их функционирования в воспроизводственном процессе, соотношение интересов со стимулированием и мотивацией, и др. Каждый из них различным образом трактуется в экономической литературе. Что касается нашей позиции, то она состоит в том, что экономические интересы общества объективны, их материальную основу составляют потребности, а социальную - экономические отношения. Они носят всеобщий характер, образуют систему, в которую входят их типы (общие и частные интересы), формы, существующие в рамках каждого из данных типов, а также разновидности этих форм.
В рамках такой системы и подсистем существуют противоречия объективного “субъективного характера” а разрешение противоречий экономических интересов в условиях рыночных отношений происходит при использовании компромисса, который в каждом из случаев служит согласованию интересов, происходящему посредством осуществления соответствующей экономической политики. Экономическая политика тем действеннее, чем в большей степени отражает принцип согласования интересов, осознаваемых субъектами экономических отношений.
Осознанные экономические интересы собственников факторов и результатов производства принимают форму мотивов и стимулов. В первом случае как результат осознания интересов собственниками вещественных условий и результатов производства, а во втором - собственниками труда.
Что касается экономической политики, рассматриваемой здесь как поле и средство реализации и согласования экономических интересов, то хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от административно- командной системы, когда ее главным вектором было поддержание иерархически субординированной системы интересов по схеме общество — коллектив — личность, в условиях рыночных отношений в данном качестве выступает сбалансированность интересов на основе их компромисса. Это не означает отсутствия приоритетности интересов, проистекающих из общих потребностей, например в обеспечении безопасности. Однако в условиях рыночной экономики эти приоритеты обусловлены не иерархической субординацией, а экономической и политической необходимостью и реализуются преимущественно посредством экономических методов.
В этой связи нельзя в полной мере согласиться со следующим определением экономической политики: «Экономическая политика - проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придание определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны».
Здесь вызывает возражение то, что экономическая политика осуществляется не только на уровне государства в целом, но и регионов, муниципалитетов, общественных и иных организаций, а также хозяйствующих субъектов. Кроме того, в рыночных условиях в такой политике, осуществляемой на любом из перечисленных уровней, должны сочетаться государственное регулирование и учет рыночного саморегулирования. В приведенной цитате также интересы выступают не как определяющий фактор экономической политики, а в качестве ее целевой функции. Подобный подход сразу же сужает представление об экономической политике, оставляя за ее рамками сами экономические интересы и такие способы их реализации, как мотивация и стимулирование. Тем самым экономическая политика лишается тех рычагов, которые обеспечивают использование экономических методов ее осуществления.
Между тем если вести речь об экономической политике во всех ее аспектах (функциональном, территориальном, временном и т.д.), то окажется, что в каждом из них она связана с экономическими интересами, стимулированием и мотивацией независимо от того, использует ли она экономические или административные методы, поскольку реализация экономических интересов предполагает многообразные формы поощрения и ответственности (экономические и административные). Так, если обратиться к управлению как выражению экономической политики в широком смысле этого слова, осуществляемому на любом, из уровней общественной структуры, то оно во всех случаях связано с интересами, мотивацией и стимулированием, о чем свидетельствуют многочисленные факты экономической истории нашей и других стран. Это относится не только к экономической политике в целом, но и к каждому из ее направлений. Например, развитие малого предпринимательства предполагает экономическую политику, ориентированную на поощрение этого вида бизнеса путем создания условий, стимулирующих его развитие; реализация политики экологически устойчивого развития опирается на поощрение ресурсосберегающих технологий, экологически чистых видов продукции и ответственность за загрязнение окружающей среды; инновационная политика реализуема лишь в условиях адекватного финансового и технического обеспечения учреждений науки, а также достойного вознаграждения их работников, заинтересованности практиков в использовании достижений науки.
Учитывая место, которое занимают экономические интересы и их реализация посредством мотивации и стимулирования в экономической политике, полагаем возможным определить ее как основное направление действий государства и его органов. на различных уровнях структуры общества и в сферах его жизнедеятельности, опирающееся на систему экономических и административных мер, реализуемых посредством механизма, в котором центральное место принадлежит использованию экономических интересов посредством мотивации и стимулирования для достижения текущих и перспективных целей.
Практический аспект подобного подхода к определению экономической политики связан с использованием в ходе ее формирования и реализации системы экономических интересов и способов их согласования. Это имеет особое значение для осуществления задач, решаемых в условиях рыночно трансформируемой экономики современной России, связанных с переходом от спада 90-х гг. к экономическому росту.
Глубина экономического спада, более чем вдвое превосходящая спад периода Великой Отечественной войны, место занимаемое Россией по показателю общего объема ВВП, а также недостаточные темпы его роста в начале нынешнего столетия, с особой остротой ставят перед страной вопросы выработки и осуществления экономической политики, в центре которой бы находились проблемы экономических интересов, стимулирования и мотивации.
Некоторые из этих вопросов будут рассмотрены ниже.
В частности, подчеркнем, что Россия обладает значительными природными и интеллектуальными ресурсами, сохранившимся, в ряде случаев, научным потенциалом. Так, в настоящее время число студентов высших учебных заведений составляет 5,4 млн чел. против 2,8 млн в 1990 г.. Что касается природных ресурсов, то по своему потенциалу РФ в 2 раза превосходит США, в 5 - 6 раз Германию ив 18-20 раз Японию.
В середине 90-х гг. в нашей стране добывалось 11 % нефти мира, 28 - газа и 14 % угля. По добыче природного газа страна занимает первое место в мире, по производству бурого угля, картофеля и молока - второе, добыче нефти - третье, электроэнергии, выплавке чугуна и стали, зерновых и сахарной свеклы - четвертое, минеральных удобрений, пиломатериалов, готового проката - шестое, каменному углю и маслу - шестое место.
Тем не менее к началу нынешнего столетия по совокупному ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю - в 5 раз. Душевой размер ВВП сократился до 3,5 тыс. дол., что примерно в 5 раз ниже среднего показателя семи наиболее развитых стран мира.
Поскольку темпы начавшегося в 1999 г. экономического роста недостаточны, следует посредством соответствующей экономической политики стимулировать их ускорение, используя тот потенциал, те ресурсы и сохранившиеся возможности, которыми располагает страна. Эти возможности связаны с передовыми технологиями в некоторых отраслях производства, а также природным и интеллектуальным потенциалом. Учитывая эти возможности, в экономической политике целесообразно в первую очередь стимулировать те отрасли, в развитии которых сочетаются интересы государства с интересами крупного капитала и производства. При всем значении мелкого и среднего бизнеса, которому следует оказывать всестороннюю поддержку, важно иметь в виду, что рост обобществления производства - глобальная тенденция, а на долю крупных предприятий в развитых странах мира приходится преобладающая часть производства как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это служит проявлением эффекта масштаба производства, который делает крупное производство зачастую более прибыльным, производительным и качественным. В нашей стране на долю крупного производства, большая часть которого приватизирована, в 2001 г. приходилось преобладающая доля промышленной продукции. Так, 200 наиболее крупных акционерных предприятий страны производили 70 % промышленной продукции, в то время как на долю 950 тыс. мелких предприятий приходилось лишь 12 % ВВП. Это является не только результатом высокого уровня монополизации, но и следствием эффективности высококонцентрированного производства. Правда, в ряде случаев, особенно в сырьевых отраслях, оно развилось в олигархические структуры, деятельность которых расходится с интересами общества и государства, проявляясь в развитии теневого сектора, сокрытии действительных доходов, криминальных формах вывоза капитала.
В этой связи экономическая политика, широко использующая такие рычаги, как мотивация и стимулирование, включающие в себя не только поощрение, но и ответственность, должна быть ориентирована на устранение негативных проявлений функционирования крупного производства и происходящих в нем деструктивных процессов. Этому, в частности, должны служить такие ее направления, как стимулирование перелива капитала в перерабатывающие отрасли, ориентированные на внутренний и внешний рынки, а также использование в них высоких технологий, которые обеспечивали бы конкурентоспособность экспортируемой части продукции этих отраслей и предприятий.
Одним из направлений стимулирования такого перелива капитала в рамках проводимой в стране экономической политики могло бы стать упорядочение рентных отношений, использование которых ныне ориентировано на реализацию интересов крупных предпринимателей, чей капитал функционирует в сырьевых отраслях, без должного учета интересов общества.
Серьезные упущения экономической политики в этом аспекте ведут к ряду негативных последствий, к которым относятся сырьевая ориентация производства и экспорта продукции; неоправданное стимулирование развития добывающей промышленности в ущерб перерабатывающей; деформация хозяйственной структуры производства на макроэкономическом уровне; утрата статуса экономически развитой страны; утечка капитала и квалифицированных кадров; трудности формирования бюджета; резкое снижение инвестиционной активности; рост цен на энергоносители, повышающий издержки производства и цены на готовую продукцию, а также отрицательно влияющий на уровень реальных доходов основной массы населения.
О значимости упорядочения рентных отношений, при которых с помощью прогрессивного налогообложения происходило бы перераспределение природной ренты в пользу государственного бюджета, свидетельствует то, что, по данным академика Д.С. Львова, в РФ на долю ренты приходится не менее 75 % чистой прибыли, в то время как на долю капитала - 20, а труда - 5 %. Перераспределение природной ренты способствовало бы стимулированию диверсификации усилий предпринимателей, капитал которых функционирует в добывающей отрасли, поскольку их доля в распределяемой ренте соответствовала бы уровню предпринимательской активности. В то же время реализация государственной политики получила бы финансовый допинг, величина которого, по этим же данным, составляет от 45 до 60 млрд дол. в год. (Подчеркивая это обстоятельство, отметим, что стимулирование и мотивация имеют место не при любом поощрении или ответственности за результаты деятельности, а лишь в тех случаях, когда они экономически обоснованны и соразмерны усилиям, направленным на их достижение. В современной российской практике нарушаются эти принципы, поскольку природный рентный доход должен принадлежать государству и стимулировать усилия предпринимателей к совершенствованию условий и улучшению результатов своей деятельности.)
Другим важным направлением экономической политики в рассматриваемом аспекте является совершенствование системы налоговых отношений. Оно может служить стимулированию и мотивации крупного бизнеса не только посредством перераспределения ренты, но и путем увеличения доли прибыли в стоимости производимой продукции. В настоящее время, по имеющимся расчетам, средняя по промышленности доля валовой прибыли в стоимости продукций в 2 - 4 раза уступает лучшим мировым показателям, что ведет к убыточности значительной части российских предприятий, утечке капитала и сдерживает активность зарубежных инвесторов.
Меры, рассчитанные на согласование экономических интересов государства с интересами крупного капитала, не только не отрицают, но и предполагают его активность, связанную со стимулированием малого и среднего бизнеса, использование которого служит ускорению научно-технического прогресса, более полному и оперативному удовлетворению общественных и личных потребностей, расширению числа рабочих мест и повышению доходов населения. Не случайно поэтому мировая практика и меры, предпринимаемые в РФ, ориентированы на поддержку этой формы предпринимательства. В частности, в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 г. и в последовавших за этим правительственных документах уделено значительное внимание таким направлениям его стимулирования, входящим в экономическую политику страны, как налоговые формы, либерализация условий деятельности этих предприятий, упорядочение контроля за их развитием, и др.
Вместе с тем, учитывая роль крупного высококонцентрированного производства, не следует переоценивать роли малого бизнеса, противопоставляя друг другу различные уровни предпринимательства. Современные рыночные отношения предполагают, наряду с многообразием отношений собственности, разнообразные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности именно по той причине, что каждая из них должна занять соответствующее ей место в экономической и хозяйственной структуре общества. В принципиальном плане это место определяется объективно обусловленным уровнем обобществления производства. Та или иная из форм предпринимательства эффективна лишь тогда, когда она соответствует этому уровню.
Поэтому в процессе выработки и реализации экономической политики оправдан не «валовой» подход, который в одном случае был бы ориентирован исключительно на стимулирование крупного, а в другом - малого предпринимательства. Необходим дифференцированный подход, исходящий из оптимизации структуры производства в соответствии с интересами общества и субъектов рыночных отношений, включающей в себя как крупные, так и средние и мелкие предприятия (фирмы).
Если в этой связи вновь обратиться к налоговой политике, то следует отметить, что сегодня в данном направлении предпринят ряд важных шагов, закрепленных в новом Налоговом кодексе. Однако их результаты еще мало ощутимы, поскольку налоговая нагрузка на товаропроизводителей сократилась за последние годы лишь на 2 - 3 %.
Понятно, что это не могло существенно сказаться на стимулировании предпринимательской деятельности, активизации инвестиционного процесса, обновлении порой до предела износившегося основного капитала. С другой стороны, доля бюджета РФ в структуре ВВП, будучи значительно меньшей, чем ряде экономически развитых стран, где она составляет от 50 до 60 % ВВП, в 2003 г. уменьшается в сравнении с предыдущим годом с 39,6 до 37,6 %. И хотя собираемость налогов существенно улучшилась, а масса денежных средств, концентрируемых с их помощью, в консолидированном бюджете возросла, приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что реальная ситуация в России не в полной мере соответствует закономерности, установленной при помощи «Кривой Лаффера», согласно которой между ставкой налога и массой налоговых поступлений существует тесная связь. Естественно, что с учетом деформаций в этой сфере, имевших место в 90-е гг., установление необходимого оптимума требует известного времени, но это должно стать одним из важнейших направлений стимулирования и мотивации, осуществляемых в рамках экономической политики. Отсутствие такого подхода или его недостаточное использование сдерживает инвестирование в предпринимательских структурах и в стране в целом, а также научно-технический прогресс и использование его возможностей, сокращает в конечном счете доходы государства, отрицательно сказывается на покупательной способности населения и возможностях роста экономики.
Между тем стимулирование покупательского спроса с помощью активной социальной политики особенно актуально в силу ее непосредственной связи с экономическими интересами населения и по причине крайне неблагоприятной ситуации, сложившейся в РФ.
Совершенно естественно, что в этих условиях стимулирование трудовой активности весьма затруднено из-за уровня оплаты труда и беспредельной дифференциации личных доходов, когда около 30 % населения живет за чертой бедности, доходы олигархов порой доходят до 200 млн дол. в год, а личные состояния до 15 млрд дол.. Регулирование доходов и их тесная связь с законно достигнутыми результатами труда и производства должны стать одним из приоритетных направлений политики стимулирования в социальной сфере, ведущим к эффективному использованию трудового и интеллектуального потенциала России.
В последнем случае речь идет об одном из уникальных, но неудовлетворительно используемых преимуществ нашей страны, обладающей неизмеримым интеллектуальным потенциалом, накопленным за всю ее историю в виде конфетных разработок и в виде научно-технических кадров, и, что еще более важно, в виде системы науки и образования, позволяющих воспроизводить квалифицированные кадры и новые НИОКР.
Это обстоятельство играет особенно важную роль, поскольку экономический рост в соответствии с принятой в мире градацией на 49 % определяется научно- техническим прогрессом, на 27 - рабочей силой и на 24 % - капиталом, в силу чего ведущую роль в экономическом росте играют наукоемкие отрасли.
Из этого следует, что в рассматриваемой сфере особое место в экономической политике должно занимать стимулирование развития науки и образования, тем более, что, по мнению ряда ученых, в мире происходит переход к новой экономике, основанной на знаниях.
Позитивные сдвиги в указанном направлении, когда наука и образование постепенно превращаются в приоритетные направления экономической политики, в РФ еще не привели к заметным изменениям в их стимулировании. Так, начисленная заработная плата работникам образования в июле 2002 г., хотя и возросла на 67,3 % в сравнении с июлем предыдущего года, составила лишь 51,7 % к соответствующему показателю в промышленности, а в науке и научном обслуживании, увеличившись за год на 34,5 %, так и не сравнялась со среднемесячной заработной платой в промышленности.
В этом смысле весьма показательно изменение соотношения между физическим и человеческим капиталом в структуре совокупного капитала стран Запада. Если еще полвека назад - в 1950 г. оно составило соответственно 52 - 53 % к 47 - 48 % в пользу физического капитала, то в 1997 - 1998 гг. - 31 - 33 и 67 - 69 % в пользу человеческого капитала. В этих условиях весьма ограниченные темпы роста расходов на образование и науку. в РФ, предусмотренных в 2003 г. в качестве приоритетных на 22 % при 12 %-й инфляции, вряд ли можно считать достаточно стимулирующими развитие этой сферы, особенно если иметь в виду наметившуюся модернизацию образования, требующую дополнительных затрат.
Из этого следует, что вызов времени требует выдвижения в качестве приоритетного направления экономической политики в РФ стимулирование образовательных и наиболее важных научных учреждений, а также граждан страны к развитию интеллектуального ресурса общества и его эффективного использования.
Здесь рассмотрены лишь приоритетные направления стимулирования и мотивации в рамках экономической политики, ориентированные на рациональное использование ресурсного потенциала РФ. Вместе с тем их анализ подтверждает необходимость активизации процессов стимулирования и мотивации в ходе реализации экономической политики в целом.
Литература
Гершкоеич Б.Я. Экономические интересы и их реализация. Пятигорск, 1999. С. 50.
Лексин В., Андреева А., Ситное В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. №9. С. 51-52.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1996. С. 394.
Давыдов Ю.С. Университет. Начало XXI века. Пятигорск, 2002. С. 9.
Львов Д.С. Будущее российской экономики // Экономист. 2000. № 12. С. 5.
Пороховский А.А. Россия и мировая экономика // США и Канада. 1999. № 3. С. 5-6.
Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. 31 дек. С. 4.
Панина Е. Пришло время смелых и ответственных решений // Российская газета. 2002. 3 окт. С. 11.
Давыдов Ю.С. Экономика России в конце XX и начале XXI века // Совершенствование управления в подсистемах общества. Пятигорск, 2002. С. 15.
Путин В.В. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ В.В. Путина