При выборе профессии необходимо обращать внимание на то, насколько она востребована и популярна в реальности. На сегодняшний день мнения о престижности и востребованности высшего экономического образования разделились.
Данные статистики[1] говорят, что диплом о высшем экономическом образовании является одним из самых желанных среди абитуриентов. Как и прежде, большое количество абитуриентов хочет иметь финансовые, банковские и бухгалтерские дипломы. Однако в данной сфере есть ощутимая конкуренция за рабочие места, поэтому работодатели имеют возможность выбрать настоящих профессионалов, способных приносить своей компании прибыль.
Несмотря на серьёзную конкуренцию на рынке труда, специалисты с экономическим образованием проблем с поиском работы не испытывают. В деятельности каждой фирмы эти сотрудники играют важную роль - без них немыслима работа любого предприятия, касается ли дело начисления заработной платы и ведения бухгалтерской отчётности (бухгалтер) или разработки бизнес-плана по выводу предприятия из сложной экономической ситуации (антикризисный управляющий).
Сотрудники экономического сектора востребованы в компаниях самого разного уровня и вида деятельности - от супермаркетов и строительных фирм до крупных банков и инвестиционных компаний.
В сфере экономики задействованы самые разные специалисты, однако в пятёрку лидеров самых популярных профессий входят: бухгалтер (главный бухгалтер), специалист по внешнеэкономической деятельности (ВЭД), аудитор, экономист, антикризисный управляющий.
Профессия экономиста является одной из наиболее популярных в настоящее время. Правда, многие под этим термином нередко понимают различные специальности - экономику и управление на предприятии (по отраслям), экономическую теорию, экономику труда, мировую экономику, национальную экономику, математические методы в экономике, социальную экономику, статистику и т.д. Стоит отметить, что на 80% учебные планы по этим специальностям одинаковые. Фактически, обучившись по одной из них, выпускник не имеет проблем с устройством на работу в любой из экономических областей.
Сегодня экономическое образование уже не может уместиться в рамках одного учебного заведения, так как современный уровень развития производства и торговли диктует свои правила. Поэтому образование в сфере экономики преподаётся на нескольких уровнях (училище, колледж, высшее учебное заведение, послевузовское образование) и включает в себя различные экономические специальности, порой очень сильно отличающиеся друг от друга.
Можно выделить пять особенностей современного экономического образования. Во-первых, преобладает узкая специализация при разработке программ обучения. Например, часто специалисты, которые работают на фондовом рынке, имеют очень поверхностное представление об экономике производства или логистики. Во-вторых, теория бухгалтерского учёта отделена от базовых основ экономического образования. Для бухгалтерского сопровождения существует узкоспециализированные профессионалы. Однако большинство практикующих экономистов считают знание основ бухгалтерии необходимым как, например, знание азбуки для чтения. В-третьих, в современной экономике для анализа закономерностей бизнеса и прогнозирования его развития в большинстве случаев опираются на математические и статистические методы, которые требуют от специалистов соответствующих знаний. В-четвертых, очень часто экономическое образование выбирается в качестве второго высшего образования. В-пятых, в современной экономике большую роль играют мировые экономические взаимосвязи, вследствие этого большую роль играет знание иностранных языков.
Таблица 1.
Выпуск специалистов по направлениям экономики и управления государственными высшими учебными заведениями[2]
год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007[3] |
Тысяч человек |
78,3 |
94,8 |
112,8 |
140,5 |
164,9 |
201 |
248,2 |
270,04 |
Таблица 2.
Выпуск специалистов по направлениям экономики и управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования [4]
год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
всего |
В том числе: |
|||||
бакалавры и магистры |
дипломированные специалисты |
|||||
Тысяч человек |
363,8 |
376,1 |
394,1 |
408,8 |
22,1 |
386,7 |
Несмотря на то, что мнения о востребованности экономического образования разделились, официальные данные статистики показывают, что количество специалистов получивших данное образование только растет. В 2000 году государственные высшие учебные заведения выпустили 78,3 тыс. специалистов в сфере экономики, в 2007 г. - 270,04 тыс. человек (таблица 1). Выпуск специалистов по направлениям экономики и управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в 2007 году составил 363,8 тыс. человек, в 2008г. - 376,1 тыс. человек, в 2009г. - 394,1 тыс. человек. С каждым годом выпуск специалистов с экономическим образованием увеличивается. Так в 2010 году, несмотря на то, что выпускников начали разделять в официальных статистических данных на бакалавров, специалистов и магистров, их количество достигло 408,8 тыс. человек. (таблица 2). Не исключено, что в дальнейшем количество специалистов с экономическим образование будет продолжать иметь тенденцию только на увеличение.
Таблица 3.
Выпуск специалистов по направлениям экономики и управления государственными средними специальными учебными заведениями[5]
год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007[6] |
Тыс.человек |
154 |
161,6 |
175,3 |
163,1 |
178,4 |
193 |
199,2 |
195,26 |
Среди выпускников государственных высших учебных заведений по направлениям экономики и управления, судя по данным государственной статистики, с каждым годом наблюдается тенденция увеличения их количества. Если же обратиться к статистике выпускников государственных средних специальных учебных заведений, то можно увидеть, что с 2000г. по 2002 г. наблюдается рост количества специалистов, в 2003 г. и 2007 г. - спад, а в 2004 г. и в 2005 г. резкие скачки увеличения (таблица 3). Такие неоднозначные колебания могут быть связаны с одной стороны с уменьшением числа выпускников (из-за демографической ситуации в нашей стране в начале 90-х годов), а с другой, - с увеличением числа тех, кто не смог окончить учебные заведения в минувшие годы .
Таблица 4.
Средний ежемесячный доход экономистов в крупных городах РФ.
Город |
Средний ежемесячный доход в 2011 году[7] (руб) |
Москва |
40 000 |
Санкт-Петербург |
35 000 |
Волгоград |
18 000 |
Екатеринбург |
25 000 |
Казань |
20 000 |
Нижний Новгород |
20 000 |
Новосибирск |
22 000 |
Омск |
19 000 |
Ростов-на-Дону |
23 000 |
Самара |
22 000 |
Уфа |
19 000 |
Челябинск |
22 000 |
Как связаны популярность и востребованность специалистов с высшим экономическим образованием и их заработная плата? В значительной степени на уровень зарплаты влияют при прочих равных условиях два главных фактора: круг выполняемых функций и степень ответственности за принимаемые решения. В обязанности экономиста входит анализ, планирование и экономическое сопровождение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а так же разработка контроль и исполнение бюджета.
Средний ежемесячный доход экономистов, работающих в крупных городах, представлен в таблице 4. Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что самый большой средний заработок среди крупных городов в Москве составляет 40 тысяч рублей. Самый маленький средний доход экономистов среди крупных городов в 2 раза меньше, чем в столице в Омске и Уфе и составляет 19 тысяч рублей.
Таблица 5.
Предложения по заработной плате для начинающих специалистов в сфере экономики
Город |
Средний ежемесячный доход (2011г)[8] (руб) |
Москва |
25 000 - 30 000 |
Санкт-Петербург |
20 000 - 25 000 |
Волгоград |
12 000 - 14 000 |
Екатеринбург |
15 000 - 18 000 |
Казань |
13 000 - 15 000 |
Нижний Новгород |
12 000 - 14 000 |
Новосибирск |
14 000 - 17 000 |
Омск |
12 000 - 14 000 |
Ростов-на-Дону |
13 000 - 17 000 |
Самара |
13 000 - 16 000 |
Уфа |
13 000 - 15 000 |
Челябинск |
14 000 - 17 000 |
Должность экономиста может занять выпускник или студент профильного факультета высшего учебного заведения или выпускник среднего специального учебного заведения, дающего образование в сфере экономики и финансов. Для молодых специалистов необходимы знания основ бухгалтерского и налогового учёта, теоретическое представление об экономическом анализе, уверенное владение специальными компьютерными программами (такими как 1С, Microsoft Office).
Предложения по заработной плате для начинающих специалистов в сфере экономики представлены в таблице 5. Среди крупных городов РФ ежемесячный доход больше всего в Москве (от 25-ти до 30-ти тыс. рублей). Самый маленький ежемесячный доход из рассмотренных городов в Волгограде, Омске, Нижнем Новгороде - 12-14 тыс.рублей, что 2 раза меньше, чем в нашей столице.
Таблица 6.
Средний ежемесячный доход экономистов с опытом работы от одного года
Город |
Средний ежемесячный доход (2011г)[9] (руб) |
Москва |
30 000 - 35 000 |
Санкт-Петербург |
25 000 - 30 000 |
Волгоград |
14 000 - 16 000 |
Екатеринбург |
18 000 - 22 000 |
Казань |
15 000 - 18 000 |
Нижний Новгород |
14 000 - 17 000 |
Новосибирск |
17 000 - 20 000 |
Омск |
14 000 - 16 000 |
Ростов-на-Дону |
17 000 - 20 000 |
Самара |
16 000 - 20 000 |
Уфа |
15 000 - 17 000 |
Челябинск |
17 000 - 20 000 |
На более высокую заработную плату могут рассчитывать специалисты, имеющие навыки бюджетирования и опыт работы от одного года. Такие специалисты могут рассчитывать на заработную плату (таблица 6) в Москве 30 - 35 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге - 25 - 30 тыс. рублей, в Омске и Волгограде 14 - 16 тыс.рублей.
Экономисты, чей трудовой стаж составляет более двух лет, могут рассчитывать на зарплату в Москве - 35-50 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге - 30 - 40 тыс. рублей, в Волгограде - 16 - 23 тыс.рублей, в Уфе - 17 - 23 тыс. рублей. Более подробно о среднем ежемесячном доходе экономистов с опытом работы от двух лет в крупных городах РФ можно ознакомиться в таблице 7.
Таблица 7.
Средний ежемесячный доход экономистов с опытом работы от двух лет
Город |
Средний ежемесячный доход (2011г)[10] (руб) |
Москва |
35 000 - 50 000 |
Санкт-Петербург |
30 000 - 40 000 |
Волгоград |
16 000 - 23 000 |
Екатеринбург |
22 000 - 30 000 |
Казань |
18 000 - 25 000 |
Нижний Новгород |
17 000 - 25 000 |
Новосибирск |
20 000 - 28 000 |
Омск |
16 000 - 24 000 |
Ростов-на-Дону |
20 000 - 30 000 |
Самара |
20 000 - 25 000 |
Уфа |
17 000 - 23 000 |
Челябинск |
20 000 - 27 000 |
Кроме обязательного требования наличия профильного высшего образования, многие работодатели могут иметь ряд дополнительных требований, например, владение английским языком, знание МСФО или технологий производства, наличие опыта работы в компаниях определённого направления. Более высокую заработную плату имеют экономисты, имеющие навыки ведения управленческого учёта и отработавшие по своей специальности более 5-ти лет. Компании, имеющие связи с зарубежными партнёрами, заинтересованы в экономистах, свободно владеющих английским языком и имеющих дополнительное образование. Максимальная заработная плата экономистов, соответствующих данным требованиям в Москве составляет 50 - 90 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге - 40 - 75 тыс. рублей. Самая маленькая заработная плата в Волгограде - 23 -40 тыс., в Омске - 24-40 тыс. рублей. Ознакомиться со средней ежемесячной заработной платой экономистов с опытом работы более 5 лет можно в таблице 8.
Таблица 8.
Средний ежемесячный доход экономистов с опытом работы более 5 лет
Город |
Средний ежемесячный доход (2011г)[11] (руб) |
Москва |
50 000 - 90 000 |
Санкт-Петербург |
40 000 - 75 000 |
Волгоград |
23 000 - 40 000 |
Екатеринбург |
30 000 - 55 000 |
Казань |
25 000 - 45 000 |
Нижний Новгород |
25 000 - 45 000 |
Новосибирск |
28 000 - 50 000 |
Омск |
24 000 - 40 000 |
Ростов-на-Дону |
30 000 - 50 000 |
Самара |
25 000 - 50 000 |
Уфа |
23 000 - 45 000 |
Челябинск |
27 000 - 50 000 |
Как показывает исследование рынка труда, большинство претендентов на должность экономиста - молодые женщины, имеющие высшее образование, их порядка 77% от общего числа соискателей. Молодые специалисты в возрасте до 30 лет занимают 72%. 91% экономистов имеют высшее образование, 17% свободно владеют английским языком. Исследование проводилось в июле 2011 года, в крупных городах России: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Омск, Самара, Уфа, Челябинск.
Самыми востребованными на российском рынке труда на протяжении последнего десятилетия остаются специалисты в области финансов, бухгалтерии и аудита (около 18% всех открытых вакансий). Ректор Академии МНЭПУ Сергей Станиславович Степанов рекомендует: «Выбирая вуз для получения экономического образования, нужно ориентироваться на статистику трудоустройства выпускников вуза. По данным на октябрь 2010 года, 78% выпускников, получивших диплом по специальностям «Экономика и управление на предприятии» и «Бухгалтерский учет и аудит», в настоящее время работают по специальности».[12]
Однако, Ю.В. Герций[13] отметил, что за помощью в поиске работы обращаются выпускники разных профессий. Среди выпускников вузов чаще всего ищут работу экономисты, инженеры, юристы и менеджеры, средних учебных заведений - бухгалтеры, начальных профессиональных учебных заведений - повара, слесари по ремонту автомобилей. Кроме того, на учете в службах занятости продолжает оставаться некоторое количество выпускников прошлых лет.[14]
По данным статистики среди выпускников высшего профессионального образования, число обратившихся в органы службы занятости распределились по специальностям следующим образом: 14 355 человек - экономисты, 12 398 человек - инженеры, 7 382 человек - юрисконсульты, 6 589 человек - менеджеры.
Среди выпускников среднего профессионального образования: 16 286 человек - техники, 11 612 человек - бухгалтеры, 5 234 человека - юрисконсульты; выпускники начального профессионального образования - 7 367 человек - повара, 3 360 человек - слесарь по ремонту автомобилей, 2 966 человек - оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.[15]
Несмотря на то, что по данным статистики числится большое количество выпускников с экономическим образованием, обратившихся в органы службы занятости, востребованность в данных специалистах не снижается. Можно предположить, что эти выпускники хотят работать по специальности, но чаще всего наличие диплома не может быть 100% гарантом трудоустройства на работу. Нынешним работодателям нужны специалисты с опытом работы в профессии не меньше года, а где взять опыт вчерашнему студенту? Именно так можно обосновать такое количество зарегистрированных выпускников в службах занятости в нашей стране
В январе 2011 года журнал Forbes опубликовал список десяти лучших профессий 2010 года. В данном исследовании использовались данные крупного американского рекрутингового сайта Career Cast. При составлении списка учитывались следующие факторы: годовой доход, условия работы, востребованность профессии работодателями, уровень стрессов. Первое место в списке занимает актуарий, специалист, занимающийся оценкой рисков, расчётом вероятности проблем и поиском их наилучших решений. Деятельность этого специалиста связана со страховым и финансовым менеджментом. Годовой доход актуария составляет до 85 тыс. долларов. Также, в данный список вошли профессии бухгалтера и статистика. Из этого следует, что, по мнению авторитетного журнала Forbes, экономическое образование остаётся одним из самых востребованных и престижных[16] не только в Америке, но и в России.
Библиографический список.
1. Аверин, А.Н. Профессиональная подготовка кадров / А.Н.Аверин. - М., Издательство «Альфа-Пресс», 2008. - 120 с.
2. Авраамова, Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е.М. Авраамова , Ю.Б. Верпаховская // Социологические исследования. - 2006. - Вып. 4. - С.37-46.
3. Белоновская ,Н.Д., Ковалев, А.В. Конкурентоспособность специалиста в образовательном пространстве региона. - Самара: СГПУ, 2007.
4. Дежина, И., Егерев, С. Подготовка исследовательских кадров для российской науки // Вопросы экономики. - 2009.- № 8. - С.141-145.
5. Думская, Н., Журавлева, Г., Николаева, И., Юданова, А. О совершенствовании государственных образовательных стандартов по экономической теории в связи с задачами подготовки экономистов - практиков // Российский экономический журнал. - 2005. - № 7.
6. Захарченко, М.В. Социальный заказ на образование и образовательные ресурсы общества // Философия педагогики. - № 2. - 2009. - С. 35-37.
7. Кириченко, Э. От «утечки умов» к глобальному «круговороту умов» // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 10. - С. 3-1
8. Лаврухина, Е.В. Социальный спрос и заказ в образовании. - М., 2008. - С. 22-26.
9. Москвин В. Информационный разрыв в знаниях специалистов и его сокращение. // Инвестиции в России. - 2009. - №3. - С.33-41.
10. Москвин В. Необходимость смены парадигмы развития российского финансового образования. // Инвестиции в России. - 2009. - №1. - С.10-16
11. Москвин В. МВА - куда ведет эта дорога? //Инвестиции в России. -2009. -№4. - С.25-33.
12. Натхов Т. Образование, Социальный капитал и экономическое развитие//Вопросы экономики. - 2010. - №8. -С. 112-122.
13. Полетаев, А.В. Образование и рынок труда. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2004 / под общей ред. проф. С.Н. Бобылева. - М.: Весь мир, 2004. - С. 83-93.
14. Потапов А.С. Сравнительный анализ рынка труда образовательных услуг в развитых странах.// Профессиональное образование. Столица. - 2010. - №1. - С. 11-13.
15. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2010. - 813 с.
16. Сайт Министерства образования и науки - http://mon.gov.ru/pro/niu/
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
18. Федеральная служба по труду и занятости: Пресс-конференция руководителя Роструда Ю.Герция. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.15643.html
19. Федеральная служба по труду и занятости: Руководитель Роструда подвел итоги 2011 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.21792.html
20. Экономическое образование - оптимальный выбор? URL: http://www.uchsib.ru/articles/70
[1] Экономическое образование - оптимальный выбор? URL: http://www.uchsib.ru/articles/70[2] Статистика Российского образования (2000-2006г.) ttp://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_17&ttype=2&Field=All
[3] Статистика Российского образования http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_17a&ttype=2&Field=All
[4] Федеральная служба государственной статистики. Труд и занятость в России - 2011г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/d1/07-08.htm
[5] Статистика Российского образования (2000-2006г.) http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_5_14&ttype=2&Field=All
[6] Статистика Российского образования http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_5_14a&ttype=2&Field=All
[7] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи : http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/
[8] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи : http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/
[9] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи : http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/
[10] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи : http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/
[11] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи : http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/
[12] http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=573:2011-03-31-11-46-28&catid=22:2009-11-18-12-54-08
[13] Юрий Викторович Герций - руководитель Федеральной службы по труду и занятости Роструда
[14] http://rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.15643.html
[15] http://www.rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.21792.html
[16] Экономическое образование - оптимальный выбор? URL: http://www.uchsib.ru/articles/70