Цель работы: повышение производительности и качества сварных швов путем замены ручной аргонодуговой сварки на автоматическую при сварке кольцевых поворотных стыков трубопроводов.
Исследования проводили на образцах из алюминиевого сплава АМг3 и нержавеющей стали 09Х18Н10Т, имеющих диаметры от 18 до 63 мм с толщиной стенок от 0,8 до 2,5 мм.
Подготовка кромок под сварку осуществлялась в соответствии с производственной инструкцией «Сварка дуговая алюминиевых и коррозионностойких сплавов в среде инертных газов».
При ААрДЭС в качестве защитного газа применялся аргон высокой чистоты (ГОСТ 10157-79), вольфрамовые электроды: для АМг3 - чистый вольфрам, для 09Х18Н10Т - церированный вольфрам, с содержанием окисной добавки - 1,8-2,2% (СеО2); присадочная проволока (для АМГ3 - св-АМг3, для 09Х18Н10Т - св-06Х19Н9Т.
ААрДЭС производили на установке орбитальной сварки (УОС) фирмы ORBIMATIC в которую входят: - универсальный источник питания как постоянным, так и переменным током ORBIMAT 300 AC/DC; - станок для орбитальной сварки поворотных стыков труб WELDING LATHE DV 200-1500.
Сварка образцов осуществлялась на режимах, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Режимы ААрДЭС алюминиевого сплава АМг3 (Ø 28×1,0) и нержавеющей стали 09Х18Н10Т (Ø 28×1.0)
Материал |
АМг3 |
09Х18Н10Т |
Род тока |
Перем. |
Пост.обр.пол. |
Диаметр электрода, мм |
2,4 |
1,6 |
Диаметр проволоки, мм |
1,6 |
1,2 |
Сварочный ток / конечный ток, А |
40,0 / 8,0 |
39 / 8,0 |
Напряжение дуги, В |
11-13 |
11-13 |
Скорость сварки, м/ч |
6 |
6,6 |
Скорость подачи проволоки, м/ч |
22,8 |
15,6 |
Задержка старта подачи проволоки, сек |
1,0 |
2,0 |
Задержка остановки подачи проволоки, сек |
3,0 |
1,0 |
Расход аргона, л/мин |
15 |
15 |
Подачу защитного газа во внутреннюю область трубы осуществляли при помощи специальных приспособлений (рисунок 1).
Рисунок 1 - Приспособление для подачи газа во внутреннюю область трубы.
Исследования сварных образцов заключались в рентгенографическом просвечивании, определении предела прочности при растяжении и угла загиба.
В сварных образцах из сплава АМГ3 были выявлены отдельные немногочисленные поры, размером до 0,4 мм, что по технической инструкции допустимо. Трещин, включений и несплавлений не обнаружено.
Фотографии образцов, подвергавшихся механическим испытаниям, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Фотографии образцов, подвергавшихся испытаниям.При испытании на разрыв стыковых соединений из алюминиевого сплава АМг3 разрушение происходило по основному металлу. Результаты механических испытаний отображены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты механических испытаний
09Х18Н10Т |
АМг3 |
||
σв, МПа |
α, град |
σв, МПа |
α, град |
630 |
130 |
210 |
115 |
610 |
128 |
210 |
118 |
620 |
131 |
220 |
120 |
615 |
129 |
215 |
118 |
620 |
130 |
215 |
118.5 |
620 |
127 |
220 |
120 |
Как следует из таблицы 2, разброс значений прочностных свойств сварных соединений незначителен и находится на уровне свойств основного металла. Механические свойства сварных соединений соответствуют требованиям, предъявляемым к соединениям из алюминиевого сплава АМг3 и нержавеющей стали 09Х18Н10Т.
При ручной АрДЭС 46,8% изделий приходилось на доработку всех труб, из них 3% на неустранимый брак. С внедрением УОС дефектность заметно снизилась.
Статистика дефектов, выявленных в сваренных образцах, представлена на рисунке 3.
Выводы:
Результаты исследований показали, что:
1. Качество сварных швов при замене ручной АрДЭС на автоматическую значительно повышается.
2. При ААрДЭС повышается производительность процесса и облегчается труд рабочего.