ПРИМЕНЕНИЕ PDM ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ НА ЗАО «АЛЕКСАНДРИЯ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРИМЕНЕНИЕ PDM ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ НА ЗАО «АЛЕКСАНДРИЯ»

Секерина О.Ю. 1
1Кубанский Государственный Технологический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы: любая страна, стремящаяся занять лидирующие позиции в мировой экономике, должна стремиться к повышению конкурентоспособности своей продукции, инвестиционной привлекательности предприятий, обеспечению гарантированного уровня качества на всех стадиях жизненного никла изделий, достижению технологической независимости в наиболее важных областях промышленности, росту производства наукоемкой продукции. Реализация перечисленных целей возможна только благодаря глубокой модернизации промышленности на основе использования современных достижений науки и техники, новых информационных технологий.

Для предприятий, выполняющих крупномасштабные и наукоёмкие проекты, характеризующиеся многономенклатурностью изделий и длительным циклом разработки, производства и эксплуатации, таких как ЗАО «Александрия», наиболее актуальна проблема обеспечения интеграции и совместного использования информации, порождаемой на всех этапах жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в рамках внедрения PDM-системы. Применение PDM-системы является стратегическим направлением, следуя которым можно обеспечить рост конкурентоспособности выпускаемой продукции и эффективности производства.

По оценкам экспертов, эффективность производства, реализованного на базе PDM, примерно на 30% - 40% выше эффективности традиционного производства. Внедрение PDM-системы позволяет обеспечить сокращение:

- затрат на разработку и производство наукоемкой продукции на 20% -30%;

- затрат, связанных с браком и устранением дефектов продукции на 15% - 20%;

- затрат в период эксплуатации продукции - на 20% - 25%;

- времени выхода новых образцов на рынок - на 60% - 70%.

Цель курсовой работы - показать необходимость применения PDM-системы для автоматизации производственного процесса и эффективность их использования.

Объект курсовой работы: швейное предприятие ЗАО «Александрия».

Предмет исследования: применение PDM технологий на примере ЗАО «Александрия».

1 Нормативные ссылки

В настоящем курсовой работе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества

2 Термины, определения и сокращения

В данной курсовой работе применяются следующие термины, определения и сокращения с соответствующими определениями, установленных по ГОСТ Р ИСО 9000 - 2008:

2.1 Продукция - определена как «результат процесса.

2.2 Процесс - определен как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы».

2.3 Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям .

2.4 Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

2.5 Система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

2.6 Политика в области качества - общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

2.7 Улучшение качества - часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

2.8 Организация - группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

2.9 Потребитель - организация или лицо, получающие продукцию.

2.10 Поставщик - организация или лицо, предоставляющие продукцию.

2.11 PDM (Product Data Management) - управление данными об изделии.

2.12 САПР - система автоматизированного проектирования.

2.13 CAD (computer-aided design) - средства автоматизированного проектирования.

2.14 ПО - программное обеспечение.

2.15 СУБД - система управления базами данных.

2.16 ERP (Enterprise Resource Planning) - планирование ресурсов предприятия.

2.17 CRM (Customer Relationship Management) - система управления взаимоотношениями с клиентами.

2.18 ЖЦП (И) - жизненный цикл продукции ( изделия).

2.19 ТСО (Total cost of ownership) - совокупная стоимость владения.

2.20 ROI (Return On Investment) - коэффициент рентабельности инвестиций.

2.21 NPV (Net present value) - чистая приведённая стоимость.

2.22 СЭД - система электронного документооборота.

3 Цели и задачи внедрения PDM- систем

3.1 Сущность PDM- систем

PDM системы появились на мировом рынке совсем недавно, а именно в конце восьмидесятых - начале девяностых годов двадцатого века, но за около двух десятков лет сменилось уже три поколения этих систем, что говорит об их значимости и широте применения.

Необходимость в PDM системах была логичным звеном в цепочке преобразований конца двадцатого века, проводимых на предприятиях. С развитием информационных технологий на промышленных предприятиях начинали внедрять CAD системы или САПР - наборы программ, способных создавать конструкторские чертежи и трехмерные модели для облегчения работы с изделиями. Но САПР не включала в себя программное обеспечение, которое бы могло систематизировать созданные файлы. Потребность в ПО не вызывала сомнений, так как, например, при работе в группе над одним и тем же изделием у разработчиков возникали проблемы. Разработка новых систем была выделена в отдельную задачу и привела к появлению PDM систем первого поколения [1] .

Такие PDM полностью согласовывались с САПР с точки зрения удобства в использовании, включали в себя систему управления базой данных (СУБД) и генератор отчетов для введения изменений данных об изделии. Сложность создания систем заключалась в индивидуальности проектов промышленных предприятий. Каждый заказчик представлял структуру изделия, структуру отношений между участниками проекта и общую информацию о проекте. Все это служило первоначальными данными для создания практически уникальных систем, сохраняющих общим лишь основной принцип действия.

Эффективность PDM окупала затраты, стала видна перспектива развития и использования систем в производстве. К середине девяностых была сформулирована новая задача: разработка PDM систем второго поколения для производственных групп и подразделений предприятий. Такие PDM были значительно расширены и дополнены. Новые функции включали в себя работу не только с конструкторскими проектами, но и с технологиями. Круг пользователей систем был расширен от группы разработчиков до нескольких отделов, таких как технологический, управленческий и плановый. Был введен уровень доступа для каждого участника на каждом этапе работ над изделием. Таким образом, PDM системы перешли от задачи управления данными о проекте к задаче управления жизненным циклом изделия. К главным минусам передовых систем по-прежнему относилась высокая сложность в их разработке из-за сугубо индивидуального подхода к каждому заказчику.

Идея внедрения систем управления информацией об изделии продолжала активно развиваться. Ведущие системные разработчики представляли проекты систем, затрагивающих любую информацию о продукте. Произошел важный переворот в представлении об устройстве PDM. Системы первого и второго поколения получали информацию о структуре изделия в виде файлов САПР. Но было установлено, что не конструкторы-проектировщики задают первую версию структуры. Изначально учитываются требования заказчиков и результаты анализа рынка, а на основе этого диктуются тактико-технические характеристики разработки. Стало ясно, что эффективнее автоматизировать процесс создания первоначальной структуры, внеся ее в список задач PDM, и затем передавать эту информацию непосредственно из PDM в САПР предприятия.

Идеи были воплощены в жизнь. PDM системы третьего поколения осуществляли контроль структуры и жизненного цикла изделия, а также контроль изменения информации об изделии и контроль поступающих работ со стороны каждого конкретного участника. Такая PDM, выполняя контроль первоначальной структуры изделия, могла работать с ERP-системами . Но проблема с узкой специализации систем для каждого предприятия осталась. Связано это с тем, что решать эту задачу еще не стало актуальным. С помощью PDM, созданной только для определенного предприятия, выпускались серии продуктов. Массовое производство окупало все затраты.

Но развитие PDM на создании моделей третьего поколения не закончилось. Возникли новые идеи по модернизации промышленности, а именно идеи глобализации производства. Достижения в области транспорта и связи создавали новые перспективы в сотрудничестве предприятий друг с другом. Теперь важно было эффективно распределить задания между исполнителями, оценивая возможности участников проекта. Совместная работа становилась прибыльнее серийного производства для предприятия. Но для успешного выполнения работы требовалась мобильность, то есть возможность быстро перестроить производство под многочисленные требования заказчиков. Для реализации этих идей были разработаны новые системы - PDM четвертого поколения [2] .

Предыдущая опора систем на объемные базы данных становиться бесполезной, так как теперь информация об изделии перестает быть чем-то постоянным из-за часто меняющихся клиентских запросов. Быстрый и рациональный учет изменений - вот главная задача, выполняемая PDM четвертого поколения и соответственно современными системами. Этим обусловлены новые функциональные возможности PDM, такие как отслеживание заявок на всевозможные изменения и своевременное и необходимое оповещение об этих изменениях. Для учета требований к заказу значительно расширена и развита организация связи с клиентами. Новые PDM ориентированы на использование современных технологий в области сети Интернет, что придает удобство в использовании систем и значительно улучшает коммуникативные функции. В системах изменен и характер управления данными. Тесное сотрудничество при реализации проекта требует постоянного обмена данными и доступа из базы данных одного участника в базу данных другого.

Таким образом, PDM - это инструментальное средство, которое помогает администраторам, конструкторам, инженерам, технологам и другим специалистам управлять как данными, так и процессами разработки изделия на современном производственном предприятии или в группе предприятий-смежников.

Системы PDM следят за большими, постоянно обновляющимися массивами данных и инженерно-технической информации, необходимыми на этапах проектирования, производства или строительства, а также поддержки эксплуатации, сопровождения и утилизации технических изделий - «продуктов».

Системы PDM в этом плане отличаются от баз данных тем, что интегрируют информацию любых форматов и типов, поступающую от различных источников, предоставляя ее пользователям уже в структурированном виде, причем структуризация привязана к особенностям современного промышленного производства.

Системы PDM отличаются и от интегрированных систем офисного документооборота, так как текстовые документы - далеко не самые "нужные" на производстве, куда важнее геометрические модели, данные для функционирования автоматических линий.

Короче говоря, любая информация, необходимая на том или ином этапе жизненного цикла изделия, может управляться системой PDM, которая предоставляет корректные данные всем пользователям и всем промышленным информационным системам по мере надобности. Наряду с данными, PDM управляет и проектом - процессом разработки изделия, контролируя собственно информацию об изделии - "продукте", о состоянии объектов данных, об утверждении вносимых изменений, осуществляя авторизацию и другие операции, которые влияют на данные об изделии и режимы доступа к ним каждого конкретного пользователя.

Таким образом, речь идет о полном, централизованном и постоянном автоматизированном контроле за всей совокупностью данных, описывающих как само изделие, так и процессы его конструирования, производства, эксплуатации и утилизации.

Ресурсами PDM системы могут пользоваться все службы, участвующие в процессе разработки и создания новых изделий - от отдела главного конструктора до служб снабжения и маркетинга.

Функциональные возможности систем PDM охватывают несколько направлений, среди которых основными являются организация хранения данных и управление документами, управление потоком работ и процессами, управление структурой продукта, автоматизация генерации выборок и отчетов.

Функции управления хранением позволяют определять различные ревизии частей/элементов данных и отношения между частями и элементами (или документами), которые определяют эти части. Легко и быстро могут создаваться новые типы объектов, которые наследуют атрибуты и связанные с ними действия или процессы объектов-родителей. Такие объекты-потомки в свою очередь могут получать дополнительные атрибуты и процессы, которые определяются специально для них [3] .

Механизм авторизации для защиты данных в системах PDM позволяет ограничить доступ, определяя права отдельных пользователей или их групп, а также по статусу определенной части данных. Система обеспечивает множество прав и пользовательских привилегий, по которым определяется, кто может осуществлять доступ, изменять и удалять информацию. Кроме того, могут быть заданы пользовательские привилегии, определяющие, какие команды может выполнять данный пользователь.

В области управления хранением документами интерес представляет также возможность хранения как текстовых, так и графических документов. Для текстовых документов существует свое множество функций поиска, выборки и отображения, например, выборка полного текста, задание структурной архитектуры документа и т.д.

Управление изменениями - это функциональная область, в разработку которой компании, производящие продукты PDM, вкладывают самые значительные усилия. Одновременно, это область наибольших потенциальных различий между системами PDM. Поставщики продуктов PDM стремятся предоставить возможности управления потоками заданий и процессами в виде стандартных функциональных модулей. Все большее значение уделяется графике как средству определения и управления потоками и процессами.

Определение процесса изменений - это важная часть управления изменениями. Сюда относится определение упорядоченных этапов процесса, правила, связываемые с этими этапами и правила для подтверждения каждого этапа. Системы PDM обеспечивают в основном сходные функции в этой области: поддержка нескольких типов параллельных и последовательных процессов, условные переходы, параметры синхронизации и др.

При решении задач управления структурой продукта используется наглядный и ясный подход к отображению сложного изделия в виде иерархического дерева отношений, типа "деталь-сборка-агрегат-изделие". При таком подходе корень дерева структуры - это собственно имя изделия, а концевые листья - конкретные детали, составляющие это изделие. Компонентное наполнение подобной структуры может быть различным и разнотипным - текстовый файл, бинарный файл, файл пространственной модели, атрибут и т.д.

Поэтому, все большую важность в системах PDM приобретают службы представления модели продукта в виде графических изображений, которые хранятся как элементы системы. Для преобразования этих изображений из различных форматов в представимую форму используются различные типы схем, работающие либо в реальном времени, либо в соответствии с некоторыми заранее определенными событиями. Однако большинство этих схем основывается на использовании растровых или векторных форматов.

Системы PDM обеспечивают эквивалентные базовые возможности манипулирования структурой продукта. Сюда относится определение и модификация структуры, поддержка версий и опций дизайна и другие возможности. Несмотря на сходство спектра предоставляемых средств, в этой области существуют реальные различия между системами, которые относятся к типам отношений, поддерживаемым в структуре, и механизмам, которые используются для реализации опций и версий.

Управление структурой продукта предоставляет возможности и для разработки интерфейсов с другими прикладными системами.

3.2 Этапы разработки перспективного плана внедрения PDM- систем

Внедрение PDM-систем - длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс, гораздо более сложный, чем внедрение систем автоматизации проектирования. Причем в большинстве случаев предприятие, внедряющее PDM-систему, делает это впервые. Для организации инженерного документооборота на предприятии недостаточно купить соответствующий программный пакет и, проведя необходимые инсталляции, приступить к работе. Адаптация систем проектирования и подготовки производства является сложным и длительным процессом, охватывающим многие подразделения предприятия, поскольку он сопровождается изменением не только общей организации производственного процесса, но и методов работы многих категорий специалистов и руководителей. Возникает новая система взаимодействия как специалистов, так и целых подразделений между собой. Сбои в работе одного подразделения отражаются на работе других и, в конечном итоге, на функционировании предприятия в целом. Фактически эффективность технологий проектирования и подготовки производства определяет потенциальную общую эффективность предприятия. Адаптация PDM-системы должна осуществляться последовательно, начиная с малого (например, с настройки справочников) и заканчивая вводом алгоритмов расчета. Одной из основных ошибок многих предприятий является попытка внедрения PDM-системы сразу и везде. Этот путь не совсем корректный, поскольку он приводит к лишним расходам предприятия ввиду неизбежного возникновении непредусмотренных проблем в процессе работы.

Основные этапы, которые необходимо осуществить при внедрении систем:

- формирование группы выбора PDM-системы;

- анализ, оценка и оптимизация существующих бизнес-процессов;

- составление требований к PDM-системе;

- анализ рыночных предложений и выбор PDM-системы;

- составление плана внедрения;

- заполнение системы нормативно-справочной информацией, совместимой с другими системами предприятия и не противоречащей им (это чаще всего справочники оборудования, операций, видов работ, оснастки, персонала и т.д.);

- определение параметров и алгоритмов расчетов по заготовке, что позволит более точно рассчитывать нормы расходов материалов;

- определение алгоритмов (в соответствии со стандартами предприятия, ГОСТ и другими нормативными документами) расчета трудоемкости по каждой операции (в соответствии с персоналом и оборудованием);

- настройка бланков конструкторско-технологической документации;

- тестовая эксплуатация системы с обработкой реальных заказов на предприятии;

- перевод системы в промышленную эксплуатацию.

Выбор PDM-системы требует тщательной подготовки, внимания и больших усилий. В то же время следует сказать, что удовлетворительной и всеми признанной методики выбора PDM-системы в настоящее время не разработано. Поэтому можно привести только наиболее общие рекомендации.

При выборе можно использовать как помощь внешних консалтинговых организаций, так и использовать внутренние ресурсы. На большинстве предприятий все же формируется специальная группа сотрудников (состоящая обычно из 5-6 человек), занимающаяся только выбором PDM-системы. Необходимо собрать вместе людей, разбирающихся в информационных потоках всего предприятия и знающих его наиболее узкие места. Вряд ли найдется сотрудник предприятия, хорошо разбирающийся со всеми информационными потоками, циркулирующими на предприятии. Поэтому группу необходимо формировать из специалистов в таких предметных областях, как проектирование, документный контроль, инжиниринг производства, продажи и менеджмент. Эта сборная команда должна четко представлять для себя основные стратегические направления развития предприятия и области, связанные с управлением производственной информацией (и наиболее проблематичные для предприятия). После выявления этих областей их необходимо ранжировать в соответствии с приоритетами предприятия. Количество задействованных специалистов и время, требуемое на выбор, позволяют считать процесс выбора PDM-системы отдельным проектом с собственным графиком и бюджетом, выделяемым на встречи, поездки, конференции, демонстрации, обзоры и др.

Первым шагом при выборе PDM-системы должно стать четкое определение бизнес-целей, обоснованности ее внедрения на предприятии. PDM-система необходима для предприятия, если в результате ее внедрения: сокращаются производственные отходы и время на доработку изделия, а также уменьшается время выхода продукции предприятия на рынок за счет упрощения производственного цикла. Формулировка этих целей очень важна, потому что именно они объясняют мотивацию приобретения PDM-системы, и на их основе определяются основные принципы для оценки конкурирующих программных продуктов [4] .

Необходимо быть реалистичным в оценке бизнес-потребностей предприятия (особенно, специфических) и выдвижении требований к PDM-системе. Не нужно взваливать на PDM-систему решение всех проблем предприятия. Необходимо всегда помнить, что невозможно создать универсальный программный продукт, полностью отвечающий потребностям конкретного предприятия.

При изучении данного вопроса необходимо концентрироваться в первую очередь на проблемах бизнеса предприятия, а не на технологических вопросах выбора и внедрения PDM-системы.

Все решения по выбору должны быть коллегиальными. Основные требования к PDM-системе должны быть сформулированы в процессе нескольких совещаний. Для окончательного принятия решения по выбору PDM-системы обычно требуется несколько месяцев. У некоторых предприятий на это уходит больше года. Следует заметить, что процесс принятия решений не должен слишком затягиваться. Если это не удается, значит просто не сформирована единая команда. Необходимо всегда помнить, что процесс выбора и внедрения PDM-системы весьма динамичен. Если слишком долго изучать проблему, то она изменится раньше, чем ее удастся полностью изучить. То есть нужно уметь вовремя подвести черту.

Основным критерием выбора является правильная расстановка приоритетов для возможностей PDM-системы. Начинать нужно с возможностей, являющихся наиглавнейшими в достижении бизнес-целей предприятия. Отсутствие хотя бы одной из этих возможностей у рассматриваемой PDM-системы автоматически исключает ее из дальнейшего участия в процессе выбора. Поэтому необходимо внимательно рассмотреть эти обязательные возможности. Для того чтобы не пропустить в процессе выбора неплохие PDM-системы, имеющие только один несущественный недостаток, необходимо составить краткий список возможностей (3-4). Одновременно с этим необходим полный список желаемых возможностей с расставленными приоритетами (их число может достигать сотен). Далее необходимо представить перечисленные возможности в виде листа требований к PDM-системе. При этом можно использовать следующие подходы:

- метод спецификаций. Составляется очень подробный список требований, которому производители PDM-систем (и, естественно, их программные продукты) должны соответствовать буквально.

- метод решений. Составляется список целей, которые должна решать PDM-система. При этом поставщик PDM-системы предлагает решения и подходы с учетом собственного опыта внедрения.
Требований к PDM-системе также могут существовать сотни (от поддержки различных программных и аппаратных платформ до возможности многоязыковой поддержки и качества пользовательского интерфейса).

Наиболее важными (и распространенными) из них можно считать:

- функциональная достаточность;

- поддерживаемые аппаратно-программные платформы;

- возможность конфигурирования системы на аппаратных средствах, уже имеющихся на предприятии;

- необходимая степень модернизации аппаратно-программных средств;

- возможность интеграции с различными приложениями (САПР, ERP, CRM, унаследованными и др.);

- возможность территориально-распределенной работы в системе (в том числе, через Интернет);

- поддержка технологий распределенных хранилищ данных;

- совместимость с существующими корпоративными стандартами;

- способы управления серверами данных и структурой продукта;

- количество поддерживаемых пользователей и их типов;

- количество ожидаемых транзакций;

- объем и типы обрабатываемых данных;

- удобство использования и характеристики пользовательского интерфейса;

- возможность быстрой настройки системы на задачи пользователей;

- качество поддержки и сопровождения со стороны поставщика;

- стоимость.

После формулировки бизнес-целей предприятия и требований к PDM-системе следует собрать максимально полную информацию о предложениях на рынке. Необходимо составить список потенциальных поставщиков PDM-систем. В процессе выбора информация о PDM-системах собирается из сведений, полученных на встречах с поставщиками PDM-систем, демонстрациях программных продуктов, выставках, конференциях, из специализированной литературы, докладов и публикаций. После сравнения этой информации с предъявленными требованиями составляется список лучших претендентов. Затем их предложения изучаются уже более внимательно. На данном этапе уже можно послать запрос производителям на более подробную информацию об их продуктах (включая технико-коммерческое предложение). Полученная информация подвергается сравнительному анализу. Она позволяет оценить (на качественном уровне), насколько полно альтернативные PDM-системы соответствуют выдвинутым предприятием требованиям (каждому из них).

После формулировки системных спецификаций, требований пользователей, завершения сравнительного анализа необходимо выбрать конкретную PDM-систему и ее поставщика. Основные вопросы, на которые надо получить ответы, могут выглядеть следующим образом. Насколько PDM-система соответствует потребностям предприятия? Соответствует ли продукт корпоративной стратегии? Какой объем настройки потребуется? Каков опыт внедрения PDM-решений у их поставщика? Какой объем консалтинговых услуг необходим? Может ли поставщик справиться самостоятельно с проектом внедрения или ему потребуется помощь субподрядчиков? Необходимо удостовериться, что поставщик и его продукт действительно смогут решить бизнес-проблемы предприятия, т. к. в ряде PDM-систем все-таки больше продекларированной маркетинговой шелухи, чем реальных возможностей [5] .

При сравнительном анализе очень часто используется всем известный метод экспертных оценок (весовых коэффициентов), позволяющий выровнять количество баллов для каждой рассматриваемой возможности в соответствии с их относительной важностью. После экспертного опроса сравниваемые системы ранжируются по общему количеству набранных ими баллов. Следует подчеркнуть, что окончательные результаты ранжирования вряд ли можно рассматривать, как единственный решающий фактор выбора. При незначительном изменении весовых коэффициентов и субъективного мнения экспертов результаты ранжирования могут значительно измениться. Кроме того, в методе экспертных оценок при желании можно очень просто подогнать любые цифры и данные таким образом, что они смогут рационально объяснить любое решение. Поэтому метод экспертных оценок необходимо использовать только как один из вспомогательных способов выбора PDM-системы.

В качестве основного способа выбора PDM-системы разумно использовать проведение функционального теста. Должны быть тщательно протестированы возможности всех конкурирующих систем. При этом целью тестирования является не измерение быстродействия систем (хотя это тоже их немаловажная характеристика), а оценка того, как PDM-система будет работать в реальной производственной среде конкретного предприятия. Особенно полезно проанализировать то, как изменение контрольных данных при проектировании изделий в альтернативных PDM-системах отразится на реальном производственном процессе.

В процессе выбора очень полезно общение с другими предприятиями, использующими ту или иную систему (особенно с отраслевыми). Если есть возможность, то обязательно необходимо посетить такие предприятия, чтобы увидеть, как там работает внедренная PDM-система и услышать мнение о производителе. Это наилучший способ удостовериться в работоспособности PDM-системы и качестве сервисного обслуживания. Необходимо поговорить с персоналом данного предприятия, почему они выбрали конкретную систему. Необходимо также выяснить у персонала такого предприятия, как проходил процесс внедрения и как осуществляется поддержка.

Цена не является главным критерием выбора такого сложного продукта, как PDM-система. Следует все же исходить из соотношения цена/качество.

Нередко бывает, что явный победитель не выявлен. Тогда можно использовать еще один критерий насколько совместим вендор с предприятием и его сотрудниками. Всегда необходимо помнить, что приобретается не просто PDM-система, но и начинается совместная продолжительная работа с ее поставщиком. Хороший поставщик будет стремиться работать в тесной кооперации с клиентом, начиная с этапа планирования внедрения системы и до конца проекта. Поэтому еще одним важным критерием выбора является доверие к поставщику PDM-системы и комфортноcть работы с ним.

Следует также отметить, что, сделав выбор, группа по принятию решений свою работу заканчивает, а предприятию потребуется потратить немало усилий, чтобы выбранная PDM-система была на нем установлена, внедрена и эффективно эксплуатировалась. При этом внедрение должно осуществляться (в идеальном случае) компанией-поставщиком совместно со специально выделенным персоналом предприятия.

При создании единого информационного пространства для всех участников ЖЦИ, PDM-система выступает в качестве средства интеграции всего множества используемых прикладных компьютерных систем (САПР, и т.п.) путем аккумулирования поступающих от них данных в логически единую модель на основе стандартных интерфейсов взаимодействия.

Внедрение PDM-систем это чрезвычайно трудоемкий и сложный процесс, требующий значительных затрат не только финансовых ресурсов, но и личного времени как внедренцев, так и персонала предприятия. Внедрение PDM-систем (как и любого другого корпоративного ПО) обычно идет тяжело не из-за каких-либо технологических проблем, а из-за инерции персонала предприятия (конкретных людей), не желающего работать по-новому. В сознании большинства людей всегда существуют определенные психологические барьеры, которые заставляют их сопротивляться любым изменениям. Поэтому необходимо любым способом (моральным или материальным) заинтересовать (или заставить) персонал предприятия, участвующий в процессе внедрения (и последующей эксплуатации) PDM-системы, эффективно работать.

Внедрение PDM-системы обязательно должно начаться с планирования. При этом на планирование необходимо потратить ровно столько времени, сколько необходимо. Спешить здесь нельзя. Правильно проведенное планирование это залог успешности внедрения. Необходимо определить, какие ресурсы (люди и время) необходимы. Каким будет план-график внедрения? Будет ли внедрение идти одновременно в нескольких подразделениях или же будет выполняться по фазам? Какие пользователи должны обучаться первыми? Кто будет администрировать систему? Каковы планы действий в случае сбоев в системе (лучше заранее спланировать свои возможные действия при каких-либо сбоях, чем разбираться с ними тогда, когда они произойдут)? Как вендор собирается поддерживать систему? Как измерить успешность внедрения? Как определить основные узловые вехи проекта внедрения? Необходимо также составить перспективный план развития внедренной системы [6] .

Внедрение PDM-системы необходимо осуществлять последовательно, начиная с малого. Одной из наиглавнейших ошибок многих предприятий является попытка внедрения PDM-системы сразу и везде. Это неправильный путь, т. к. он неизбежно приводит к лишним расходам предприятия при возникновении каких-либо непредусмотренных проблем в процессе внедрения. Одним из способов повышения шансов на успех проекта внедрения и минимизации возможности появления неприятных сюрпризов является выполнение пилотного проекта в небольшой группе или в конкретном специальном проекте. После успешного внедрения PDM-системы на одном из небольших производственных участков предприятия (и проверки ее работоспособности) можно продолжить ее внедрение (масштабировать систему) на всем предприятии. Такой подход поможет сэкономить деньги и решить многие проблемы (неизбежно возникающие при внедрении) на начальном этапе. А также проверить, насколько обоснованы ожидаемые результаты внедрения реальности.

Пилотные проекты незначительно увеличивают общую стоимость выполнения всего проекта. Может показаться, что пилотный проект значительно удлинит общее время внедрения. На самом деле выявление и устранение многих неожиданных проблем на раннем этапе (в ходе выполнения пилотного проекта) может существенно сократить срок выполнения всего проекта внедрения в целом.

После успешного внедрения PDM-системы очень важно закрепить успех (эффективно эксплуатировать ее). На предприятии должен существовать отдельный бюджет (желательно) для проведения технической поддержки, эксплуатации системы и ее модернизации.

Во время процесса планирования и внедрения PDM-системы очень важно его тщательно документировать в соответствии с разработанными стандартами и процедурами. Это значительно облегчит эксплуатацию системы и действия администратора при ее восстановлении в случае сбоя.

3.3 Принципы оценки эффекта от внедрения PDM-системы

Чтобы сохранять и наращивать конкурентоспособность предприятия, требуется серьезная автоматизация планирования и управления, а также модернизация проектно-конструкторских и технологических бизнес-процессов на базе информационных технологий и как следствие внедрение РDМ-системы.

Одна из главных проблем при принятии решения о внедрении PDM-системы заключается в том, что ее внедрение требует значительных материальных затрат, а положительный эффект от ее применения не всегда очевиден. В связи с этим немаловажным является не только оценка результатов применения PDM-технологии, но и прогнозирование этих результатов для конкретного предприятия с учетом его специфики.

По мнению отечественных специалистов, применение РDМ-систем приводит к существенной экономии и получению дополнительной прибыли, достигаемых за счет сокращения:

- сроков вывода новой продукции на рынок (до 75 %);

- затрат на проектирование сложной продукции (до 30 %);

- доли брака и объема конструктивных изменений (до 70 %);

- расходов на подготовку эксплуатационной и технической документации (до 30% - 40 %).

Существуют три основных варианта (уровня) реализации системы информационной поддержки ЖЦИ на предприятиях:

- электронный архив технической документации предприятия;

- система электронного технического документооборота предприятия;

- система информационной поддержки ЖЦИ.

Методика оценки эффективности внедрения PDM-технологий должна иметь комплексный характер: помимо экономии традиционно выделяемых производственных ресурсов предприятия (сырье, энергия, труд и др.) необходимо оценивать влияние новой организации работы на такие показатели предприятия, как качество продукции, новые методы обслуживания клиентов, и, в конечном счете, конкурентоспособность и общая капитализация предприятия, что в комплексе достаточно трудно оценить единым количественным показателем.

Следовательно, комплексный характер методики должен проявляться и при выборе показателей для оценки изменений. Поэтому предлагается комбинированное использование качественных и количественных показателей. Еще раз подчеркнем, что, рассчитывая эффект от внедрения PDM-системы, мы определяем эффективность внедрения не только самой системы PDM, но и новых принципов работы предприятия. Первое предполагает автоматизацию, что приводит к экономии ресурсов, а второе - организационную инновацию.

Для оценки экономической эффективности инвестиций в работы по реализации ЖЦИ, используются следующие группы методов.

Затратные методы:

- оценка единовременных затрат на внедрение и закупку программно-аппаратных комплексов;

- оценка совокупной стоимости владения информационными системами (Total Cost of Ownership, ТСО).

Стандартные экономические методы оценки эффекта:

- оценка возврата инвестиций (Return on Investment, ROI);

- NPV - чистая приведенная стоимость проекта;

- отдача активов;

- цена акционера.

4 Этапы внедрения PDM на российских предприятиях

1 этап. Ввод в систему всей информации по выбранному изделию; наполнение данными информационного пространства (банк знаний); обеспечение корректности моделей, созданных в системах САПР; реализация структуры хранения данных и учет документов на бумажных носителях; реализация маршрутной технологии; интеграция с системой подготовки технологических процессов; настройка в системе бизнес-процессов первой очереди; разработка методики, обеспечивающей одновременный электронный и бумажный документооборот; разработка механизма внесения изменений и их отслеживание; разработка программы загрузки данных из системы АСУ.

2 этап. Реализация в электронном виде бизнес-процессов утверждения и согласования электронной документации и подключение к системе ряда цехов основного производства.

3 этап. Предусматривается интеграция с системой ERP и системой организационного документооборота, а также расширение области применения PDM на все изделия основного производства.

4 этап. Производиться внедрение электронной цифровой подписи в соответствии с действующим законодательством, создание единого информационного пространства с разработчиком и эксплуатантами.

5 История ЗАО «Александрия»

Сегодня ЗАО «Александрия» - это динамично развивающееся производственное предприятие, которое является одним из лидеров российских производителей мужской одежды. Стабильный рост показателей, обширная собственная торговая сеть и продукции высокого качества, пользующаяся неизменным спросом, как в крае, так и за его пределами, - лучшие тому доказательства. Годовой оборот компании составляет свыше 450 млн. руб. Компания занимается производством, оптовой и розничной продажей одежды, используя опыт и традиции мировых производителей, постоянно совершенствуя лекала. В результате, модельный ряд регулярно пополняется новыми коллекциями. Основным направлением деятельности в настоящее время является производство мужских костюмов и сорочек, по выпуску которых компания «Александрия» входит в пятёрку лидеров предприятий легкой промышленности.

ЗАО «Александрия» включает два производства: производство костюмов и производство сорочек, которые оснащены новейшим технологическим оборудованием, имеют квалифицированных рабочих и инженерный персонал, развитую инфраструктуру.

Численность работающих на ЗАО «Александрия» составляет две тысячи человек. Организационная структура ЗАО «Александрия» приведена в Приложении 1.

В настоящее время ЗАО «Александрия» производит более 30 наименований продукции, в том числе костюмы мужские и женские, брюки мужские и женские, сорочки верхние мужские и для мальчиков, пиджаки, жакеты мужские и женские, костюмы детские, юбки женские и для девочек, пиджаки детские, блузы женские и для девочек, платья (включая сарафаны, халаты женские и для девочек).

Продукция сертифицирована и имеет сертификаты соответствия.

Производственная деятельность ЗАО «Александрия» осуществляется в условиях действующей системы менеджмента качества, соответствующей требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. При разработке СМК учтены отдельные рекомендации стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2010.

Формируется специальная группа сотрудников (начальники всех отделов, генеральный директор, советник генерального директора, главный инженер и главный архитектор), занимающаяся только выбором PDM-системы.

При выборе PDM-системы должно стать четкое определение бизнес-целей, обоснованности ее внедрения на ЗАО «Александрия». PDM-система необходима для предприятия, так как в результате ее внедрения: сокращаются производственные отходы и время на доработку изделия, а также уменьшается время выхода продукции предприятия на рынок за счет упрощения производственного цикла.

Причины, из-за которых ЗАО «Александрия» намерено внедрить PDM-систему:

- неразбериха с электронными данными об изделии;

- отсутствие методологии работы с электронными данными;

- срыв сроков вывода изделий на рынок или поставки документации;

- низкая управляемость процессами работы с данными;

- угрозы потери или кражи информации, а также ее несанкционированного изменения;

- бесконтрольный доступ к данным;

- необходимость подготовки данных для других АС;

- состав изделия, справочники, техпроцессы;

- желание применения более современных технологий;

- переход на новую архитектуру ПО;

- требования Заказчика представления данных в электронном виде;

- экспортные контракты или работа в рамках кооперации.

Основные требования к PDM-системе должны быть сформулированы в процессе нескольких совещаний. Наиболее важными (и распространенными) из них можно считать:

- функциональная достаточность;

- поддерживаемые аппаратно-программные платформы;

- возможность конфигурирования системы на аппаратных средствах, уже имеющихся на предприятии;

- возможность интеграции с различными приложениями (САПР, ERP, CRM, унаследованными и др.);

- возможность территориально-распределенной работы в системе (в том числе, через Интернет);

- поддержка технологий распределенных хранилищ данных;

- совместимость с существующими корпоративными стандартами;

- способы управления серверами данных и структурой продукта;

- количество поддерживаемых пользователей и их типов;

- количество ожидаемых транзакций;

- объем и типы обрабатываемых данных;

- удобство использования и характеристики пользовательского интерфейса;

- возможность быстрой настройки системы на задачи пользователей;

- качество поддержки и сопровождения со стороны поставщика;

- стоимость.

После формулировки требований к PDM-системе собирается максимально полная информация о предложениях на рынке. Составляется список потенциальных поставщиков PDM-систем.

За последние годы в России появилось немало компаний, занимающихся поставкой систем электронного документооборота (СЭД) как зарубежных, так и собственной разработки. К сожалению, несмотря на достаточно большое число предлагаемых к внедрению программных продуктов, успешные проекты можно, условно говоря, пересчитать по пальцам.

Наибольшую известность в России получили следующие программные системы:

- PDM STEP Suite. Система предназначена для управления данными об изделии на всех стадиях жизненного цикла. Использование PDM STEP Suite позволяет объединить данные различных служб предприятия в едином информационном пространстве, гарантируя их актуальность, достоверность, полноту, целостность и непротиворечивость.

- Windchill. Она позволяет управлять всей информацией о структуре изделия при его разработке - от концепции до утилизации, от изготовления отдельных деталей до сдачи их в эксплуатацию и т.д.

Эти системы имеют основные функции PDM-систем:

- хранение данных и документов;

- обеспечение быстрого доступа к данным и документам;

- осуществление электронного документооборота (управление бизнес- процессами);

- управление структурой изделия, включая управление конфигурацией;

- взаимодействие с другими информационными системами.

Внедрение PDM-системы необходимо осуществлять последовательно, начиная с малого. Поэтому, одним из способов повышения шансов на успех проекта внедрения и минимизации возможности появления неприятных сюрпризов является выполнение пилотного проекта в небольшой группе или в конкретном специальном проекте. После успешного внедрения PDM-системы на одном из небольших производственных участков предприятия (и проверки ее работоспособности) можно продолжить ее внедрение (масштабировать систему) на всем предприятии. Такой подход поможет сэкономить деньги и решить многие проблемы (неизбежно возникающие при внедрении) на начальном этапе. А также проверить, насколько обоснованы ожидаемые результаты внедрения реальности.

Пилотные проекты незначительно увеличивают общую стоимость выполнения всего проекта. Может показаться, что пилотный проект значительно удлинит общее время внедрения. На самом деле выявление и устранение многих неожиданных проблем на раннем этапе (в ходе выполнения пилотного проекта) может существенно сократить срок выполнения всего проекта внедрения в целом.

После успешного внедрения PDM-системы очень важно закрепить успех (эффективно эксплуатировать ее). На предприятии должен существовать отдельный бюджет (желательно) для проведения технической поддержки, эксплуатации системы и ее модернизации.

6.2 Применение PDM в ЗАО «Александрия»

Программа для одежды содержит все необходимые функции и модули современной PDM для швейного производства:

- проектирование одежды на компьютере «с нуля» по различным системам конструирования;

- моделирование одежды на основе введенных отработанных лекал;

- запись собственных методик конструирования одежды;

- градация лекал по нормам;

- параметрическая градация лекал методом перестроения;

- конструирование одежды на компьютере с элементами PDM-технологий;

- трехмерное проектирование одежды;

- ввод лекал в компьютер с цифрового фотоаппарата и сканера;

- оптимальная автоматическая раскладка лекал;

- создание технических эскизов;

- оформление документации, спецификации и создание сборочных чертежей;

Проектирование одежды происходит легко и интуитивно понятно. Очевидно, что конструирование одежды на компьютере намного выгоднее и быстрее, чем вручную. Проектирование одежды - это творческий процесс, который требует фантазии, знаний и навыков, но также подразумевает большое количество рутинных операций на конструирование одежды, выполнение градации лекал и плотной раскладки лекал.

С помощью PDM увеличивается эффективность выполняемых проектных работ за счет:

- очень удобных и принципиально новых средств рисования схем;

- в программном обеспечении заложено автоматическое формирование монтажно-коммутационных схем;

- средств, которые управляют проектом, состоят из множества документов;

- повышение уровня качества выпускаемой продукции.

Заключение

Таким образом, в настоящей работе, в качестве примера, был рассмотрен процесс разработки перспективного плана внедрения PDM системы на ЗАО «Александрия».

Предприятие, владея информационными технологиями, обеспечивающие производственный процесс, сталкивается с рядом проблем отсутствие методологии работы с электронными данными, низкая управляемость процессами работы с данными, угрозы потери или кражи информации, а также ее несанкционированного изменения, необходимость подготовки данных для других АС (состав изделия, справочники, техпроцессы), желание применения более современных технологий.

Автоматизация части производственных процессов c помощью PDM-системы, а в дальнейшем и переход на полностью автоматизированную систему проектирования позволит сократить сроки выхода рабочей документации, сэкономит денежные средства, и повысит конкурентоспособность предприятия.

Основные выгоды, которые ЗАО «Александрия» получило после внедрения PDM- системы:

- основной выгодой от использования на предприятии PDM-системы является сокращение времени разработки изделия;

- сокращение времени выхода на рынок за счет повышения эффективности процесса проектирования изделия;

- избавление конструктора от затрат своего времени, связанных с поиском, копированием и архивированием данных;

- улучшение взаимодействия между конструкторами, технологами и другими участниками ЖЦИ за счет поддержки методики параллельного проектирования;

- значительное сокращение срока проведения изменения конструкции изделия или технологии его производства за счет улучшения контроля за потоком работ в проекте;

Список использованных источников:

1. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент / Н.М. Авсянников. - М.: РУДН, 2002. - 523 с.

2. Краюшкин В. Современный рынок систем PDM // Открытые системы. 2000. - №9. - с. 67.

3. Румянцев B.П. , Евдонин Е.С. // Информационные технологии и вычислительные системы. 2006. - №3. - с. 94-105.

4. Щебетов А. Некоторые вопросы внедрения TDM/PDM-систем // САПР и графика. 2001. - № 11.

5. Зильбербург Л.И. Информационные технологии в проектировании и производстве / Л.И. Зильбербург, В.И. Молочник, Е.И. Яблочков - СПб: Политехника. 2008. - 304 с.

6. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике / В.Л. Бабурин. Екатеринбург: Эдиториал УРСС, 2002. - 120 с.

Просмотров работы: 6415