Целью данной статьи является детальное рассмотрение форм государственной поддержки малого бизнеса в России и анализ с выявлением их проблем. А для сравнения более эффективной работы рассматривается опыт государственной поддержки малого бизнеса за рубежом на примере Японии.
В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий малого бизнеса. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
В рамках реализации единой государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малою и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В 2008 году принят ряд важных федеральных законов, которые направлены на поддержку и развитие малого бизнеса. В частности, для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок принят Указ президента РФ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
-развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
-обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
-обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
-оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
-увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
-обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
-увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
-увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
- разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; ответственность федеральных органов государственной влас,,,, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
-обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
По различным оценкам, доля малого бизнеса в ВВП страны в европейских странах составляет от 50 до 60%, а в России от 12 до 17%. Интенсивное развитие малого предпринимательства в России возможно при разработке и эффективной реализации механизмов его поддержки.
Основными элементами этих механизмов должны стать упорядочение деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов при осуществлении проверок, упрощение процедуры лицензирования, налоговое стимулирование развития малого предпринимательства, развитие кредитования малого бизнеса, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также достойное информационное обеспечение малого бизнеса.
Теперь для примера рассмотрим ведение государственной политики в сфере малого бизнеса в Японии. В это стране существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий: центральное правительство, местные органы власти, крупный бизнес, самостоятельные объединения малого бизнеса.
Для государственной поддержки малого бизнеса создано Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральное правительство, так и местные органы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно-технических программ, таких как:
- повышение технического уровня производства;
- совершенствование технологий производства в пищевой промышленности;
- разработка совместно с университетами и государственными научно-исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологий.
Значительно шире, под льготный процент, предоставляются займы на осуществление следующих проектов:
- разработка новых видов продукции и новой технологии;
- разработка новых видов производств и техники;
- возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов;
-содействие производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса.
Большая роль в оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям принадлежит Финансовой корпорации малого бизнеса Японии. Она предоставляет таким предприятиям займы (на срок более одного года) на льготных условиях на увеличе¬ние основного и оборотного капитала. На кредитовании мелких компаний специализируется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая разветвленной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 по стране), она ежегодно выдает займов на сумму почти 500 млрд. иен. В Японии есть еще одно специализированное учреждение — банк «Соко-Чукин», финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий. Наконец, для финансирования специальных приоритетных программ в области структурной перестройки малых и средних предприятий, охраны окружающей среды, развития энергосберегающих производств упомянутые выше Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на еще более льготных условиях.
Отметим, что государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через «систему дополнительного общественного кредитования». С помощью этой системы обеспечивается перелив капитала от коммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса. Важным звеном финансовой поддержки малых и средних предприятий служат займы и кредиты, предоставляемые для адресной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.
Теперь рассмотрев модель политики другой страны, успешно развивающей малый бизнес, выделим и рассмотрим основные проблемы развития малого бизнеса в России:
Рассмотрим наиболее существенные из них:
1. Несовершенство системы налогообложения.
Эта проблема заключается в том, что субъекты малого предпринимательства не фигурируют в налоговом законодательстве. Главы 26.2 и 26.3 НК РФ, вводящие специальные налоговые режимы для малого бизнеса, определяют совершенно другой круг лиц, не соответствующих понятию субъекта малого предпринимательства по Закону о развитии малого и среднего предпринимательства. Так, УСН, допуская максимальную численность работников до 100 чел. независимо от вида деятельности, вводит дополнительные ограничения по доходам и стоимости внеоборотных активов предприятия.
Что же касается ЕНВД, то его плательщиков отнести к категории малого предпринимательства можно лишь по видам деятельности, наиболее характерным для малого бизнеса. Таким образом, НК РФ оперирует другими понятиями и говорить о том, что в нем предусмотрен особый порядок налогообложения для субъектов малого предпринимательства, некорректно.
Налоговые новации, в том числе принятие и последовавшие корректировки НК РФ, не всегда решали назревшие проблемы, а часто, наоборот, ставили новые вопросы для бизнеса. Так, тяжелым бременем для малого бизнеса стало разделение и параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета. В связи с вводом в действие главы 25 НК РФ были отменены ранее действовавшие льготы на прибыль для вновь созданных малых предприятий в ряде производящих отраслей. Следует также отметить, что абсолютное большинство хозяйствующих субъектов развитых стран относятся к категории малых и средних (порядка 90–99%), поэтому налоговая система изначально строится исходя из интересов малого бизнеса и дополнительных льгот, как правило, не предоставляется.
2. Проблемы взаимодействия малого бизнеса с государственными структурами и административные барьеры.
По данным совместного исследования общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и ВЦИОМ, проведенного в июле 2006 г., наибольшие сложности у предпринимателей возникают с территориальными органами федеральной власти и местным управлением. Очевидно, что чем ближе находятся органы власти к предпринимателю, тем сильнее административное давление. В принципе, это довольно логично, даже с учетом того, что ни местные, ни региональные власти в целом по стране не зарекомендовали себя как защита и опора малого предпринимательства.
Можно сказать, что «развитие малого предпринимательства уперлось в муниципальное недопонимание. И сколько ни велит центр снимать регионам административные ограничения, нет – так или иначе ограничение найдут, потому, что, в конечном счете, экономически местные власти мало заинтересованы в росте малых предприятий. Ведь центр все финансовые потоки тянет на себя, когда во всем мире большая часть налогов от малого предпринимательства остается на месте».
По некоторым данным, доля расходов на преодоление административных барьеров при входе на рынок в среднем составляет 10-15% от выручки, во многих случаях наличие этих препятствий вынуждает отказываться от реализации проектов, так как резко снижается эффективность инвестиций. Наличие серьезной проблемы развития малого предпринимательства очевидно, что также признается и во властных структурах. Например, в докладе Совета Федерации 2006 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации» подчеркивается, что «развитие малого и среднего бизнеса невозможно без устранения административных барьеров, которые наиболее ощутимы при осуществлении в отношении субъектов малого предпринимательства контрольно-надзорных мероприятий. С целью совершенствования системы государственного контроля… следует внести изменения, направленные на устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику, а также обеспечивающие передачу избыточных государственных функций организациям саморегулирования».
3. Дефицит оборотных средств для развития бизнеса.
Как отмечают многие исследователи, у малых предприятий ограничен оборотный капитал, и прежде всего финансовые ресурсы. Собственных оборотных средств очень часто недостаточно для пополнения материальных запасов, а возможность привлечения заемных средств есть не всегда – у малых предприятий может не быть ликвидного залогового имущества, положительной кредитной истории, кроме того незначительные объемы кредитования заведомо затратны для банков.
Довольно красноречиво об этом свидетельствуют данные опросов субъектов малого предпринимательства. Так, по данным все того же исследования «Опоры России» – ВЦИОМ, оценивая текущее финансовое состояние бизнеса, чуть более половины (53%) опрошенных отметили, что «положение относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития – нет».
Причина сложившегося положения достаточно очевидна. Любому предприятию, тем более малому, очень трудно развивать бизнес, не прибегая к кредитным ресурсам. Однако доступ к банковским кредитам у малых предприятий сильно ограничен. Так, более половины (54%) опрошенных заявили, что испытывают трудности с получением банковского кредита. Что касается помощи государственных или местных фондов поддержки, то 76% отметили сложность или невозможность получения средств. Такие источники финансирования, как небанковские займы, продажа доли бизнеса, финансирование конкретного проекта заказчиком и др., либо неизвестны, либо практически не применяются субъектами малого предпринимательства.
4. Непрозрачность малого бизнеса и криминалитет.
Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию российского малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса. По разным источникам, «теневая» составляющая малого бизнеса может доходить до 60% от «изображаемой» деятельности, что в среднем в 2 раза выше, чем в целом по экономике. Кроме того, отдельно следует сказать и о поборах как со стороны чиновников различных контролирующих государственных структур и правоохранительных органов, так и со стороны организованной преступности. Хотя в целом многие исследователи проблем развития малого бизнеса отмечают позитивные изменения в сравнении с «лихими девяностыми», но данная проблема является все еще существенной.
5. Необеспеченность недвижимым имуществом.
Эффективность развития малых предприятий связана с комплексом факторов, одним из которых является обеспеченность производственными, торговыми, складскими, офисными площадями и их доступность, то есть имущественный потенциал развития. Во многих регионах такие площади находятся в большом дефиците и поэтому очень дороги, или же их приобретение или аренда связаны с необходимостью преодоления различных административных барьеров.
Многие исследования трудностей, с которыми предприниматели сталкивались при организации бизнеса и в процессе текущей деятельности, свидетельствуют о серьезных проблемах в имущественной сфере. По мнению Е.Г. Ясина, у подавляющего большинства малых предпринимателей нет достаточных средств и возможности вести строительство или приобретать в собственность объекты недвижимости, они не обладают правом собственности на находящиеся во владении площади, а арендуют у собственников. В ситуации, когда недвижимость дефицитна и на нее есть устойчивый спрос, величина арендной платы оказывается запредельно высокой, часто – неприемлемой для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. О тяжести арендного бремени красноречиво свидетельствуют данные о том, что у многих предприятий на арендные платежи уходит 30% и более всех расходов предприятия.
6. Проблемы социально-трудовых отношений на малых предприятиях.
Работники малых предприятий в социальном плане (прежде всего в области оплаты больничных листов и ежегодного отпуска, а также продолжительности рабочего времени) защищены слабее, чем работники крупных частных и государственных предприятий.
7. Проблемы интеграции малых предприятий в сложившиеся экономические отношения.
Еще одной особенностью российской действительности являются процессы концентрации и централизации капитала, которые приводят к поглощению малых предприятий. По этому поводу А.И. Гинзбург пишет: «В экономике стала проявляться тенденция новой, рыночной концентрации и централизации капиталов… Получил развитие процесс поглощения компаний. Часто наиболее успешные малые предприятия становятся первой жертвой этих процессов».
Еще одним примером, иллюстрирующим данные явления, выступает активная экспансия среднего и особенно крупного бизнеса в такую традиционную сферу малого предпринимательства, как розничная торговля.
8. Отсутствие либо ограниченность информационной структуры и поддержки малого бизнеса.
Существенным фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса, является неразвитость информационной инфраструктуры и незнание гражданами, в том числе и «малыми бизнесменами», правовых основ предпринимательской деятельности. Для представителей среднего и крупного бизнеса, имеющих в своем распоряжении значительные финансовые и, особенно, кадровые ресурсы, данная проблема не проявляется столь остро как в сфере малого бизнеса. Так, многие субъекты малого предпринимательства – фирмы и индивидуальные предприниматели – испытывают «информационный голод» как на стадии организации бизнеса, так и в процессе своей деятельности. Во-первых, это может быть обусловлено отсутствием у предпринимателей (прежде всего начинающих) специальных знаний в области гражданского, налогового, административного права и других смежных отраслях, а также незнание экономических законов, действующих на макро- и микроуровнях, основ бухгалтерского учета и т.п. Во-вторых, вследствие незначительных масштабов деятельности иметь в штате соответствующих специалистов очень часто бывает затруднительно. Как правило, предприниматели привлекают специалистов по ведению бухгалтерского и налогового учета, а организацию, планирование и управление хозяйственной деятельностью осуществляют самостоятельно. Это является следствием специфической черты малого бизнеса – высокого уровня совмещения функции, и прежде всего, в области управления. Многие бизнесмены предпочитают не прибегать к услугам консалтинговых центров как в силу кажущейся дороговизны соответствующих услуг, так и неочевидностью выгоды от их применения в хозяйственной деятельности. Кроме того, во многих регионах, консультационное предпринимательство только-только начинает формироваться.
9. Нехватка квалифицированных кадров.
Также существенной проблемой, в значительной степени обусловленной вышеперечисленными факторами, является недостаток квалифицированных специалистов (юристов, экономистов, бухгалтеров, аналитиков, финансовых менеджеров др.), испытываемых малыми предприятиями. Сложившаяся ситуация обусловлена непривлекательностью малого предпринимательства для подавляющей части экономически активного населения, особенно для молодых специалистов, и особенно в сельской местности. Решающими моментами здесь являются:
1) высокие предпринимательские риски и высокая «смертность» малых предприятий на ранних стадиях;
2) низкая социальная защищенность работников, занятых в малом бизнесе;
3) относительно низкий уровень оплаты труда и ее непрозрачность, вследствие чего работники не имеют пенсионные накопления или их размеры невелики;
4) значительная текучесть кадров и др.
Эти и другие причины приводят к тому, что, например, государственная служба или работа в крупном бизнесе являются намного более привлекательными для квалифицированных специалистов, чем малое предпринимательство.
Таким образом, практически все негативные факторы, тормозящие развитие малого бизнеса в России, тесно связаны между собой. Стоит говорить о целом комплексе вопросов, которые трудно, а подчас невозможно отделить от других. Следует признать, что основные проблемы малого бизнеса так и не решены: не сформировалась конкурентная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; нарастание структурных диспропорций в малом предпринимательстве, когда актуальным остается разворот к производственной и особенно инновационной деятельности и др.
Библиографический список
1. Арустамов Э.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие – 3-е издание., испр./ Э.А Арустамов., А.Н Пахомкин., Т.П., Митрофанова– М.: Издательско-торговая корпорация, «Дашков и Ко», 2010 – 336с
2.Гришкова Т. Г. Система показателей оценки эффективности региональной системы поддержки малого предпринимательства/ Т. Г Гришкова. // Российский экономический интернет-журнал.- 2011/www.erej.ru/Speakers11.htm
3. Интеренет-журнал «Экономические исследования, №6 (11), Ноябрь 2011/ http://www.erce.ru/internet-magazine/magazine/27/389/.
4. Государственная поддержка малого бизнеса в Японии. Раздел: Бизнес в законе, 2012 / http://best-sar.info/bizneszakone/.
5.. Мелехина П.Ю. Проблемы финансирования малого бизнеса в России/ П.Ю Мелехина // Российское предпринимательство.- 2011- № 11. С.16-22.