В настоящее время выявлены устойчивые негативные тенденции в показателях заболеваемости, образе жизни, распространении вредных для здоровья привычек среди студенчества. Резко возросшие объемы разнородной профессиональной информации, интенсификация учебного труда, широкое внедрение инновационных технологий в процесс обучения являются факторами, способствующими возникновению различных заболеваний. Многие из возникших заболеваний переходят в хроническую форму. Поэтому высоко приоритетной задачей является проведение профилактической работы со студентами на уровне образовательных учреждений по пропаганде ЗОЖ.
Студенты вообще являются особым контингентом в составе населения; состояние их здоровья является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы. Сложилась весьма непростая ситуация, ибо молодежь России (в том числе, Дагестана), которая должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. Положение усугубляется тем, что в настоящее время внимание общества к здоровью молодежи снижено: сокращается количество профилактических осмотров, не действует система диспансерного наблюдения, снижен научно-исследовательский интерес к проблемам молодого поколения.
Педагогическая стратегия обучения студента здоровому образу жизни включает в себя действия педагога ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные на информирование студента о ЗОЖ, адекватное оценивание своего образа жизни, активизацию здоровьесберегающей деятельности, обогащение опыта ЗОЖ. Она предполагает овладение личностью определенными способами здоровьесберегающей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ. Актуальность проблемы обучения студента ЗОЖ обусловлена реальностью современного периода развития общества и определяется нами как развитие и становление социально адаптированной, здоровой личности, способной к активной деятельности.
Стратегия ориентирования студента на ЗОЖ предполагает реализацию педагогических условий. Условия учитываются или создаются для использования в воспитательных целях и рассматриваются как комплекс предпосылок, организующих педагогическую деятельность.
Улучшение состояния здоровья учащейся молодежи, ее отношения к здоровому образу жизни является важным гуманитарным и экономическим фактором, своего рода перспективным капиталовложением. В настоящее время исследователями накоплен достаточный опыт по решению проблем, связанных с укреплением здоровья студентов. Однако, эта проблема настолько сложна, многогранна и динамична, что в условиях изменившейся социально-экономической обстановки требует нового комплексного межведомственного подхода.