Для исследования субъективного благополучия детей, страдающих бронхиальной астмой, применялись методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, изучения самооценки личности Т. Дембо и С. Рубинштейн, САН В.А. Доскина.
В данном исследовании приняли участие три группы испытуемых:
Диагностика показателей субъективного благополучия осуществлялась дважды: в начале и в конце учебного года, на протяжении которого дети - участники экспериментальной группы занимались лечебной физической культурой. Здоровые дети занимались физической культурой в рамках школьной программы.
Сравнительное исследование с помощью t-критерия Стьюдента всех трех групп испытуемых осуществлялось до начала эксперимента по определению роли физической культуры в формировании субъективного благополучия детей с бронхиальной астмой и после его завершения.
До начала занятий физической культуры различий между двумя группами детей, страдающих бронхиальной астмой, не обнаружено.
Различия субъективного благополучия детей с бронхиальной астмой и здоровых оказались существенными.
На 95% уровне достоверности дети с бронхиальной астмой отличаются от детей здоровых по показателям стремления к доминированию (t = ), адаптивности (t = 2,16), самооценки личности (t = 2,55) и настроения (t = 2,68). Значения всех перечисленных показателей у детей с бронхиальной астмой являются более низкими, чем у здоровых.
На 99% уровне достоверности обнаружены следующие различия. Дети с бронхиальной астмой характеризуются более плохим самочувствием (t = 2,93), низкой активностью (t = 3,01) и эмоциональной комфортностью (t = 3,27).
Не обнаружено различий между больными и здоровыми детьми только по показателям интернальности личности и принятия других.
Следовательно, можно утверждать, что дети с бронхиальной астмой хуже приспосабливаются к действительности, они более неуверенны в себе (в силу чего демонстрируют тенденцию подчиняться и меньшую активность) и испытывают негативные эмоциональные переживания.