К вопросу о доверии к людям: взгляд студентов - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

К вопросу о доверии к людям: взгляд студентов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, вступая во взаимодействие с другим человеком, каждый из нас рассчитывает на взаимность, определенной меры своего доверия мере доверия другого. Соответствие этой меры по отношению к себе и по отношению к другому порождает различные виды доверия, которые являются условием существования феноменов межличностного взаимодействия. Однако, порой полное раскрытие и доверия к самому себе, может привести личность к нежелательным последствиям.

Проблема доверия с научных позиций стала изучаться с конца ХIХ - начала ХХ вв. Впервые основа проблемы была поставлена российской философией, социологией и социальной психологией в работах Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, Б.А.Вышеславцева.

Вопросы доверия-недоверия активно рассматривались в зарубежной психологии ХХ века, в частности, в таких направлениях, как бихевиоризм (А.Эллис, Л.Альден и Р.Кэйп, В.Дохерти, Р.Райдер, Д.Фидлер, Л.Бич),  гештальт-терапии, разработанной Ф.Перлзом, в психоанализе. Так, в своих работах Э.Эриксон доказывает, что доверие человека к миру является его базой, неотъемлемой частью себя, формирующейся на ранних этапах  онтогенеза.

Спустя несколько лет, в  период второго рождения российской социальной психологии в 60-70 годы ХХ века проблема веры разрабатывается активно, но в определенных рамках идеологического влияния. С конца 90-х годов теоретические и прикладные проблемы доверия рассматриваются в работах В.П.Зинченко, П.Н.Шихирева, Б.Ф.Поршнев. Основными целями российских ученых было изучение  социальных и нравственных аспектов доверия, определяемыми социальными нормами.

Научное исследование социально-психологических аспектов доверия как самостоятельного предмета исследования, было проведено Скрипкиным Т.П., который рассматривал доверие как феномен, возникающий в процессе взаимодействия между людьми и отражающий уровень влияния взаимодействующих субъектов друг на друга. Он соединил доверие человека к себе и доверие к окружающим в единую проблему, в которой обе части связаны между собой. Таким образом, изучая проблемы доверия, ученые приходят к выводу, что  доверие к миру и есть фундамент, который формируется одновременно с другой фундаментальной установкой, направленной на доверие к себе.

В проведенном нами небольшом опросе участвовали студенты в возрасте от 19-20 лет. Целью опроса явилось определение признаков и причин, по которым молодой человек доверяет или не доверяет окружающим его близким людям. После обработки 95 анкет были получены следующие результаты:

1. Только 28% студентов убеждены, что человек должен доверять, и только 60% - не всегда, т.е. по ситуации.

2. Основой взаимоотношений между людьми является тезис «доверяя - но проверяй» - так считает 47%, т.е. практически каждый второй молодой человек.

3. 42% студентов убеждены, что доверие является обязательным элементом взаимодействия между ним и преподавателем, однако доверяет своим педагогам только 16 %! опрошенных.

4. Среди своих близких, молодые люди выделили наиболее значимых людей, которым они доверяют: родителям - 84%, брату (сестре) - 70%, друзьям - 46%, однокурсникам - только 11%.

5. Среди признаков, вызывающие доверие в межличностном общении, выделим лишь значимые: уверенность и самодостаточность человека - 37%; тот, кто похож на меня- 31%; тому, кто умеет смотреть в глаза, не отводя взгляд - 31%; тот, кого я считаю авторитетом  или экспертом в каких-либо вопросах - 26%; тому, кто представляет информацию о себе - 25%; тому, кто умеет сказать то, что я хочу услышать - 18%.

Таким образом, большинство опрошенных студентов считают, что в основе  человеческого взаимопонимания лежит  доверие и именно доверие лежит в основе дружбы и общения с людьми. С другой стороны, у каждого второго можно отметить установку - я доверяю только себе и не доверяю другому. Противоречивым результатом явилось также, что студенты нуждаются в доверии к своим учителям, однако большинство уже не доверяет им. Результат опроса подтвердил один из основных психологических критериев установления доверия - это ориентация и установка на соответствие различных социально-психологических критериев, таких как: значимость и уверенность, авторитетность личности, открытость и «зеркальность» общения.

Источник:

1.Грамота. ру.:http// www.gramota.ru

2.Интернет- сайт и источники из интернета: http // www.  heatpsy.narod.ru./

3. Интернет- сайт и источники из интернета: http//     www.Gennadij.pavlenko.name/     

Просмотров работы: 12