ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема агрессивного поведения одна из самых значительных проблем современной психологии, педагогики, социологии, физиологии, философии и др.

Психологи, физиологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться. Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека.

Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А.Бандура). Имеется множество разновидностей этих подходов. Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Однако до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии. Кроме разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. является доброкачественной (по определению Э. Фромма).

К. Лоренц считает агрессию важным элементом эволюционного развития. Наблюдая за поведением животных он пришел к выводу, что агрессия, направленная против собратьев по виду, никоим образом не вредна для этого вида, напротив, она выполняет функцию его сохранения, т.к. именно агрессия позволяет группе иметь самых сильных и умных особей, и лучших из возможных вожаков. Но излишнее упрощение этой теории породило мысли о конфликте как необходимом законе жизни. Подобные рассуждения становятся самореализующимся пророчеством и могут игнорировать ценность для выживания вида неагрессивных и несоревновательных форм поведения.

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В этом плане можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивых для некоторых людей особенностях мировосприятия и миропонимания. Некоторые предпосылки возникновения и развития агрессии сосредоточены в особенностях личности и чертах характера, а также установках.

Межличностная агрессия - это агрессия между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины такой агрессии - это социально-психологические, личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Психологическая несовместимость - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Личностные причины агрессии связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Свойственные этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам агрессия студентов приобретает более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых агрессивное поведение становятся редким явлением. Агрессивное поведение может привести к разрыву отношений.

Наиболее распространенная причина агрессии между студентами и преподавателями - неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку "отлично", они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Агрессия так же проявляется у студентов в межэтнических взаимодействиях  (особенно это характерно для Дагестана, где проживает около 40 этносов и этнических групп).

Если агрессивное поведение проявляется при взаимодействии студент - студент, то оно разрешаются самими студентами, но разрешение агрессивного поведения на уровне преподаватель - студент принимает более сложные формы. Основную роль в их предупреждении и разрешении играет преподаватель.

Литература:

  • 1. Андриенко Е.В. Социальная психология - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 449 с.
  • 2. Буланова - Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие - Ростов н/Д, 2002 - 168 с.
  • 3. Венгер А.Л. Психология развития. Словарь М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176с.
  • 4. Димухаметов, Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: Моногр. - Алматы: МоиН РК, РИПКСО, Центр пед. исслед. РИПКСО, 2005. - 115 с.
  • 5. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2005 - 531с.
  • 6. Лукашевич В.В. Психология и педагогика Учебник для студентов высших учебных заведений. Издательство: Элит-2000, ЭЛИТ, 2004 - 351с.
  • 7. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Кн. 2. Психология образования. - 608с.
  • 8. Пидкасистый П.И., Фридман Л. М. Психолого-дидактический справочник преподавателей высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 2007 - 312с.
  • 9. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Мн.: Выш. шк., 2005. - 303с.
  • 10. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб., 2001 - 254с.
  • 11. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2009 - 348с.
  • 12. Фернхем А.П, Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001- 259 с.
Просмотров работы: 192