Эта сущностная особенность, специфика этнокультурного воспитания соответствует целям, содержанию, задачам коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития.
Многовековой народный опыт подтверждает, что активное приобщение детей с задержкой психического развития к различным видам этнокультурной деятельности (игре, труду и общению в рамках традиций, обычаев, народным праздникам, зрелищам, фольклору и др.) способствует развитию психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
Благотворное воздействие народных этнокультурных, этнопедагогических средств на развитие и формирование ведущих духовно-нравственных качеств личности высоко оценивали выдающиеся педагоги прошлого К.А.Гельвеций [6], Л.А. Коменский [7], Г.И.Песталоцци [14], К.Д. Ушинский [16] и др.
Большое значение в овладении теорией и практикой этнокультурного воспитания для нас имеют исследования дагестанских ученых - педагогов, историков, философов, этнологов, этнографов А. Г. Агаева [1], Б.Ш. Алиева [2], И. И. Асланова [3], Б. М. Багандова [4], З. Т. Гасанова [5], Р. М. Магомедова [9], С. М. Омарова [11] и др.
Использованию народных прогрессивных традиций, других этнокультурных средств традиционного горского воспитания в трудовом, семейном, нравственном, физическом, патриотическом, гуманистическом воспитании школьников посвящены диссертационные исследования дагестанских ученых - этнопедагогов Ш. А.Мирзоева [10], Р. М. Пашаевой[12], Т. Г. Саидова [15], З. Я. Якубова[17] и др.
В работах Ш.А. Мирзоева раскрываются богатство, особенности и огромный воспитательно-образовательный потенциал дагестанской народной педагогики. В его трудах разработаны теоретические вопросы, практические направления использования народного опыта формирования личности. В работах Саидова Т. Г. раскрыт богатый потенциал традиционного горского воспитания - этнической воспитательной системы горских народов Дагестана.
В традиционном горском воспитании усилия воспитателей (родителей, других взрослых членов семьи, семейно-родственной среды и джамаата, т.е. сельского общества, чувствующего свою ответственность за воспитание подрастающего поколения) главным образом направлены на создание надлежащих условий для самовоспитания детей, подростков, молодежи. Их роль главным образом заключается в верной ориентации, активизации моральных сил и поддержке, вселении веры в личность растущего человека в том, что стоящие перед ним задачи, проблемы для него вполне разрешимы.
Народные традиции, обычаи нормы взаимоотношений между поколениями, представителями противоположных полов, особенности поведения в различных ситуациях в качестве факторов, средств этнокультурного воспитания обладают большой силой воздействия, побуждения к активности, самостоятельности.
Отечественные клиницисты, психологи и педагоги выделили особую категорию школьников, у которых трудности в обучении обусловлены задержкой темпа психического развития.
Психологи и педагоги К.С. Лебединская [8], М. С. Певзнер [13] и др. указывают, что дети, испытывающие трудности в обучении в силу различных биологических и социальных причин, затрудняются в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Дети с ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения обучаются в общеобразовательной школе, в специальных классах компенсирующего обучения, так как во всех этих формах задержки развития прогноз в отношении познавательной деятельности относительно благоприятный. При положительной динамике развития, успешном усвоении программы на основе решения психолого-медико-педагогического консилиума ученики могут быть переведены в обычные классы, и они могут успешно продолжить свое образование в общеобразовательной средней школе.
Все это свидетельствует о том, что духовно-нравственные, интеллектуальные, коммуникативные и иные потребности детей с ЗПР требуют многостороннего удовлетворения в живой, активной деятельности - общении, труде, игре.
Общению со сверстниками, участию в играх, труде со сверстниками народная педагогика отводит большое место, уделяет важное значение в преодолении различных умственных, нравственных, психических отклонений в развитии речи детей.
«Вместе с сухим горит и сырое», «Цветок на цветок, глядя, охорашивается» - гласят народные пословицы, что в приложение к проблеме социально-нравственной, трудовой адаптации детей с отклонениями в развитии следует понимать как рекомендацию активного включения их во все виды деятельности детства, юношества - ибо в адаптации, реабилитации детей с ЗПР роль и значение живого примера - эталона велики.
Необходимыми условиями воспитания детей с отклонениями, отставанием в умственном, морально-психологическом, эмоционально-волевом развитии, по народным представлениям, являются:
а) любовь, внимание, желание и усилия родителей, окружающих родственников, соседей и других лиц, направленные на избавление таких детей от недуга, которым они страдают, важно, чтобы сами дети видели это, отвечали ответной любовью, благодарностью и шли вместе с воспитателями в ногу;
б) обязательное включение детей, страдающих теми или иными отклонениями в развитии, в игровую, трудовую и иную деятельность совместно со сверстниками и наравне с ними; ни в коем случае не изолировать их от детской среды, считая, что это оберегает их физическое, умственное, моральное здоровье;
в) обеспечение дружелюбного, подлинно-товарищеского доброжелательного отношения со стороны детей с нормальным психофизическим развитием;
г) возложение на детей с проблемами в развитии разного рода посильных поручений, просьб родителями, другими взрослыми, выступающими в роли их воспитателей (бабушка, дедушка, старшие братья, сестры и др.), с целью активизации и развития их способностей и при этом применение морального поощрения (похвала, благодарность, выражение доверия, убежденности в способностях детей) при сверстниках и уважаемых детьми с дефектами развития взрослых;
д) признание ребенка с отклонениями в развитии в среде товарищей, ровесников равноправным членом игр, развлечений, походов неформального разновозрастного детско-юношеского коллектива;
в) наличие в неформальном разновозрастном коллективе лидеров (старших по возрасту детей, подростков), во всем покровительствующих детям с отклонениями в развитии, оберегающих их самолюбие и достоинство от всяких посягательств со стороны сверстников;
ж) создание для детей с задержкой психического развития более благоприятных условия и сознательно заниженных требований для выполнения с нормально развивающимися детьми определенных заданий, поручений и т.д. с целью формирования у первых убежденности в своей умственной, физической, нравственной полноценности, создание того, что они «такие же, как все остальные».
Литература: