ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главное преимущество народного традиционного воспитания, на наш взгляд, заключается в том, что достижение целей воспитания оно ставит в прямую зависимость от включения воспитуемого в развивающую и воспитывающую деятельность - в игру, труд, общение; другими словами, в зависимость от перевода воспитания со стороны взрослых в самовоспитание личности.

Эта сущностная особенность, специфика этнокультурного воспитания  соответствует целям, содержанию, задачам коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития.

Многовековой народный опыт подтверждает, что активное приобщение детей с задержкой психического развития к различным видам этнокультурной деятельности (игре, труду и общению в рамках традиций, обычаев, народным праздникам, зрелищам, фольклору и др.) способствует развитию психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

Благотворное воздействие народных этнокультурных, этнопедагогических средств на развитие и формирование ведущих духовно-нравственных качеств личности высоко оценивали выдающиеся педагоги прошлого К.А.Гельвеций [6],  Л.А. Коменский [7],  Г.И.Песталоцци [14],  К.Д. Ушинский [16] и др.

Большое значение в овладении теорией и практикой этнокультурного воспитания для нас имеют исследования дагестанских ученых - педагогов, историков, философов, этнологов, этнографов  А. Г. Агаева [1], Б.Ш. Алиева [2], И. И. Асланова [3], Б. М. Багандова [4], З. Т. Гасанова [5], Р. М. Магомедова [9], С. М. Омарова [11] и др.

Использованию народных прогрессивных традиций, других этнокультурных средств традиционного горского воспитания в трудовом, семейном, нравственном, физическом, патриотическом, гуманистическом воспитании школьников посвящены диссертационные исследования дагестанских ученых - этнопедагогов Ш. А.Мирзоева [10], Р. М. Пашаевой[12], Т. Г. Саидова [15], З. Я. Якубова[17] и др.

В работах Ш.А. Мирзоева раскрываются богатство, особенности и огромный воспитательно-образовательный потенциал дагестанской народной педагогики. В его трудах разработаны теоретические вопросы,  практические направления использования народного опыта формирования личности.  В работах Саидова Т. Г. раскрыт богатый потенциал традиционного горского воспитания - этнической воспитательной системы горских народов Дагестана.

В традиционном горском воспитании усилия воспитателей (родителей, других взрослых членов семьи, семейно-родственной среды и джамаата, т.е. сельского общества, чувствующего свою ответственность за воспитание подрастающего поколения) главным образом направлены на создание надлежащих условий для самовоспитания детей, подростков, молодежи. Их роль главным образом заключается в верной ориентации, активизации моральных сил и поддержке, вселении веры в личность растущего человека в том, что стоящие перед ним задачи, проблемы для него вполне разрешимы.

Народные традиции, обычаи нормы взаимоотношений между поколениями, представителями противоположных полов, особенности поведения в различных ситуациях в качестве факторов, средств этнокультурного воспитания обладают большой силой воздействия, побуждения к активности, самостоятельности.

Отечественные клиницисты, психологи и педагоги выделили особую категорию школьников, у которых трудности в обучении обусловлены задержкой темпа психического развития.

Психологи и педагоги К.С. Лебединская [8], М. С. Певзнер [13]  и др. указывают, что дети, испытывающие трудности в обучении в силу различных биологических и социальных причин, затрудняются в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта,  отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Дети с ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения обучаются в общеобразовательной школе, в специальных классах компенсирующего обучения, так как во всех этих формах задержки развития прогноз в отношении познавательной деятельности относительно благоприятный. При положительной динамике развития, успешном усвоении программы на основе решения психолого-медико-педагогического консилиума ученики  могут быть переведены  в обычные классы, и они могут успешно продолжить свое образование в общеобразовательной средней школе.

Все это свидетельствует о том, что духовно-нравственные, интеллектуальные, коммуникативные и иные потребности детей  с ЗПР требуют многостороннего удовлетворения в живой, активной деятельности - общении, труде, игре.

Общению со сверстниками, участию в играх, труде со сверстниками народная педагогика отводит большое место, уделяет важное значение в преодолении различных умственных, нравственных, психических отклонений в развитии речи детей.

 «Вместе с сухим горит и сырое», «Цветок на цветок, глядя, охорашивается» - гласят народные пословицы, что в приложение  к проблеме социально-нравственной, трудовой адаптации детей с отклонениями в развитии следует понимать как рекомендацию активного включения их во все виды деятельности детства, юношества - ибо в адаптации, реабилитации детей с ЗПР роль и значение живого примера - эталона велики.

Необходимыми условиями воспитания детей с отклонениями, отставанием в умственном, морально-психологическом, эмоционально-волевом развитии, по народным представлениям, являются:

а) любовь, внимание, желание и усилия родителей, окружающих родственников, соседей и других лиц, направленные на избавление таких детей от недуга, которым они страдают, важно, чтобы сами дети видели это, отвечали ответной любовью, благодарностью и шли вместе с воспитателями в ногу;

б) обязательное включение детей, страдающих теми или иными  отклонениями в развитии, в игровую, трудовую и иную деятельность совместно со сверстниками и наравне с ними; ни в коем случае не изолировать их от детской среды, считая, что это оберегает их физическое, умственное, моральное здоровье;

в) обеспечение дружелюбного, подлинно-товарищеского доброжелательного отношения со стороны детей с нормальным психофизическим развитием;

г) возложение на детей с проблемами в развитии разного рода посильных поручений, просьб родителями, другими взрослыми, выступающими в роли их воспитателей (бабушка, дедушка, старшие братья, сестры и др.), с целью активизации и развития их способностей и при этом применение морального поощрения (похвала, благодарность, выражение доверия, убежденности в способностях детей) при сверстниках и уважаемых детьми с дефектами развития взрослых;

д) признание ребенка с отклонениями в развитии в среде  товарищей, ровесников равноправным членом игр, развлечений, походов  неформального разновозрастного детско-юношеского коллектива;

в) наличие в неформальном разновозрастном коллективе лидеров (старших по возрасту детей, подростков), во всем покровительствующих детям с отклонениями в развитии, оберегающих их самолюбие и достоинство от всяких посягательств со стороны сверстников;

ж) создание для детей с задержкой психического развития более благоприятных условия и сознательно заниженных требований для выполнения с нормально развивающимися детьми определенных заданий, поручений и т.д. с целью формирования у первых убежденности в своей умственной, физической, нравственной полноценности, создание того, что они «такие же, как все остальные».

Литература:

  • 1. Агаев А. Г. Философия совести. Махачкала, 1999.
  • 2. Алиева Б. Ш. Этнопедагогическая теория и практика воспитания младших школьников (На материале Дагестана). - Махачкала, 2000. - 86 с.
  • 3. Асланов. И.И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. - 157 с.
  • 4. Багандов Б. М. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. -М.: Просвещение, 1976. -176 с.
  • 5. Гасанов З. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. - Махачкала, 1998. -338 с.
  • 6. Гельвеций К.А. Соч. в 2-х томах. М., 1970.
  • 7. Коменский Л.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч. в 2-х т. М.: Педагогика. 1982. Т. I. С. 342 - 476.
  • 8. Лебединская К.С. Нарушение психического развития. -М., 1985.
  • 9. Магомедова Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз 1992. - 140 с.
  • 10. Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана.: Учебник для 4 кл. Махачкала, 1996. - 163 с.
  • 11. Омаров С. М. Основы народной педагогики Дагестана. Махачкала, 2000.
  • 12. Пашаева Р. М. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана. Дис ... канд пед. наук. М., 1972.
  • 13. Певзнер М.С. Дети с временными задержками развития. -М., 1971, 184 с.
  • 14. Песталоцци Г.И. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. I /Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. - 336 с.
  • 15. Саидов Т. Г. Традиции народа творят человека. М: Д, 1994. -114 с.
  • 16. Ушинский К.Д. О народности и общественном воспитании. //Пед соч. в 6 т. М., 1988. Т.1.
  • 17. Якубов З. Я. Традиционный уклад семьи у дагестанских народов //Воспитание школьников. 1999, №5. - С. 38-40.
Просмотров работы: 5