ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внутрисемейные отношения в зависимости от вида и тяжести дефекта; рассматриваются семья как единое целое и ее индивидуальные характеристики: величина, сплоченность, экономический уровень, удовлетворенность супружескими отношениями, компетентность родителей в обращении с ребенком, социальные контакты семьи как целого; изучается зависимость отношений в семье от более широкого окружения, социально и культурно обусловленного, в том числе от профессиональной и непрофессиональной поддержки.

Проблемы детей с ограниченными возможностями не могут быть поняты вне социокультурного окружения - семьи.

Семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку с неограниченными возможностями члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций.

Структура и функции каждой семьи видоизменяются с течением времени, воздействуя на способы семейных отношений. Жизненный цикл семьи обычно состоит из семи стадий развития, в каждой из которых стиль ее жизнедеятельности относительно устойчив и каждый член семьи выполняет определенные задачи сообразно своему возрасту: брак, рождение детей, их школьный возраст, подростковый возраст, «выпуск птенцов из гнезда», постродительский период, старение. Семьи детей с ограниченными возможностями должны быть готовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственным обычным семьям. Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают.

Рассмотрим периоды жизненного цикла семьи ребенка с ограниченными возможностями (по А.Р. Turnbull и H.R. Turnbull):

1) рождение ребенка - получение информации о наличии у ребенка патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;

2) школьный возраст - принятие решения о форме обучения ребенка, организация его учебы и внешкольной деятельности, переживание реакций группы сверстников;

3) подростковый возраст - привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией ребенка от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка;

4) период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи - инвалида;

5) постродительский период - перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

Главной задачей семьи нетипичного ребенка выступает превенция конструирования у такого ребенка стигматизированного образа «Я» как «больного» человека, субъекта с ограниченными возможностями, со строго социально заданным кругом притязаний. Необходимо всячески препятствовать формированию у ребенка представления о границах своих возможностей, о том, что ему доступно и в каких пределах. В противном случае существует риск появления у него нежелательных поведенческих реакций, дискомфорта, фрустрации, аномии.

Однако снижение роли семьи, в ряде случае объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Материалы социологического опроса педагогов по проблемам современного состояния школы показывают, что среди основных трудностей на первом месте стоит самоустранение семьи в вопросе воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений.

Семьи, которые решаются воспитать своего ребенка-инвалида, попадают в разряд семей группы риска. Диагноз ребенка прикрепляется как ярлык, который способствует негласной, но реально существующей социальной изоляции инвалидов в обществе. Медицинский диагноз создает установку на неизбежность тяжелого положения ребенка, его неизменность и необратимость. Родители стараются реже показываться с ребенком в людных местах, стесняясь его инвалидности, лишают его возможности общаться со здоровыми детьми. В конечном итоге, семья с ребенком-инвалидом остается наедине со своей бедой, считая, что уже ничто не может изменить их жизнь и жизнь их ребенка.

Негативное отношение общества, недоступная среда обитания, отсутствие средств реабилитации и приспособлений для детей сказывается на психологическом климате и материальном положении этих семей, так как матери вынуждены оставлять работу, чтобы ухаживать за ребенком-инвалидом. Больше половины таких семей - неполные: мужчины, не выдерживая физической и моральной нагрузки, связанной с воспитанием ребенка с тяжелой формой инвалидности, уходят из семьи. Согласно статистике, из 10 детей с инвалидностью только трое имеют маму и папу.

Женщинам приходится заниматься материальным обеспечением, а ребенка оставлять на попечении бабушки, близких родственников или "закрывать" одного в квартире на много часов. "Замотанная", издерганная мать не в состоянии дать ребенку полноценное воспитание. Дети-инвалиды при этом постоянно ощущают одиночество, "покинутость", беспомощность. Они эмоционально неустойчивы, им свойственна частая смена настроения.

В тех семьях, где оба родителя любят своего ребенка тоже возникают различного рода проблемы. Ребенок-инвалид становится центром семьи. Родители посвящают ему всю жизнь, забывают о себе и своих личных интересах, создавая для ребёнка "маленький рай". Такая жертвенность становится смыслом их жизни, а у детей развивает эгоизм, манипулирование своей болезнью. Опасаясь, что "жестокий мир" может травмировать психику их детей, они ограждают их от общения со сверстниками. Постоянное пребывание в кругу близких родственников, зависимость от их повседневного ухода ведут к внутренней напряженности, нервозности и вспыльчивости. Стараясь продлить беззаботное детство своим "чадам" и оградить их от всех трудностей, родители, не ведая того, растят "вечных" детей, не способных принимать решения, и контролировать свою жизнь.

В результате чрезмерной родительской опеки, жалости, дети-инвалиды растут избалованными, не приспособленными к жизни, не имеющими навыков самообслуживания в быту, у них развивается иждивенчество и потребительское отношение ко всем окружающим. Будущее таких детей весьма проблематично, так как в отсутствии родителей они просто не смогут выжить и справиться со всеми жизненными трудностями.

Родители с детьми с проблемами в развитии нередко боятся того, что их не примут в обществе, редко выходят на площадки, сторонятся обычных детей. И хотя это совсем не всегда именно так, идея о неприятии человека с нарушениями распространяется все шире. "Что вы хотите? В нашей стране это невозможно. У нас никто не готов принять таких людей"...
Такие реплики можно услышать часто. Но что можно сделать для того, чтобы что-то менялось, и мы верили в возможность интеграции и совместного обучения таких детей?

Во всем мире существуют методы работы с детьми с особенностями в развитии, которые позволяют и самим родителям получать большую радость от общения со своим чадами и в итоге помочь семье вырастить полноценного члена общества.

В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с ограниченными возможностями особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается.

В литературе по специальной психологии и педагогике отечественными и зарубежными авторами неоднократно указывалось на необходимость научного изучения таких семей и на разработку коррекционных мер, предназначенных для реализации им конкретной помощи. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с ограниченными возможностями в развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

Просмотров работы: 190