ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Историко-педагогический анализ современной литературы показал актуальность формирования профессиональной компетентности будущих педагогов - психологов. Актуальность этого вопроса и недостаточная разработанность проблемы  обусловили выбор темы нашего исследования.

Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов - психологов  требует осознания ими своего поведения в различных ситуациях общения и оптимального использования личных ресурсов.

Рост компетентности зависит от системности в решении данного вопроса. Поскольку профессиональная компетентность представляет собой сложную личную характеристику, то уделять внимание развитию лишь одного компонента здесь невозможно. Приобретение навыков самообразовательной работы, наличие необходимых педагогических знаний еще не означает, что студент ими умело, воспользуется в своей практической деятельности. В соответствии с предлагаемой  в исследовании модели, системообразующим элементом, определяющим фактор ее развития следует считать самообразование.

Самообразовательная деятельность студента - будущего педагога-психолога, по нашему мнению,  включает в себя ряд компонентов:

1. Когнитивный компонент отвечает в себя уровень развития познавательной сферы студента, используемые способы получения знаний и умений их экстраполировать из одной ситуации в другую.

2. Деятельностный компонент включает в себя потребности и мотивы самообразовательной деятельности, методы и средства по формированию профессиональной компетентности будущего педагога-психолога (изучение литературных источников с помощью библиотек, разработка конспектов практических занятий, подготовка докладов и др.).

3.Ценностный компонент включает в себя осознание ценности своей будущей профессиональной деятельности и собственных усилий по достижению высокого уровня квалификации в выбранном профессиональном поле.

В работе необходимы определенная последовательность и этапность. В начале работы  необходимо выявить исходный уровень развития профессиональной компетентности.

Для формирования профессиональной компетентности  проводилась работа по предложенной нами модели самообразования для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов - психологов. 

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила обобщить выводы и привести наиболее существенные результаты, полученные в исследовании:

- научно обоснованы пути формирования профессиональной компетентности с учетом модели самообразования, раскрыты понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность».

- результаты опытно - экспериментальной работы позволили нам сделать вывод о необходимости построения модели самообразования для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов;

- обоснована и экспериментально апробирована модель самообразовательной деятельности для формирования профессиональной компетентности.

Педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов выступают:

- учет индивидуально-типологических особенностей студента в образовательной деятельности;

- своевременная педагогическая диагностика особенностей самообразовательной деятельности студента (с использованием разработанного нами «Практикума для выявления специфики самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога»;

- использование студентами модели самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога, которая включает в себя: цель, задачи, структуру (подразделяющуюся на диагностику, планирование и самоконтроль), программу, средства (изучение литературы, самостоятельные упражнения и тренировку, самостоятельное выполнение практических задач, работу с аудиовизуальными средствами), методы (наглядные, словесные, практические) и формы (аутотренинг).

- педагогическое сопровождение куратором студенческой группы процесса самообразовательной деятельности студента по формированию профессиональной компетентности.

Разработанная нами модель самообразовательной деятельности будущего педагога-психолога предполагает развитие у студентов высокого уровня самодиагностики, планирования своей деятельности и самоконтроля.

Работа студента с разработанной нами моделью предполагает определенную поэтапность:

1 этап - этап  ознакомление студента с моделью.

2 этап - этап диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности.

3 этап - с учетом результатов  диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности составление плана само­образовательной работы будущего педагога-психолога.

На всех этапах работы студента с разработанной нами моделью осуществляется педагогическая поддержка этого процесса куратором студенческой группы.

На первом этапе куратор помогает осознать цели самообразовательной деятельности, наметить важнейшие ориентиры формирования профессиональной компетентности, понять терминологию, описывающую предлагаемую нами модель самообразовательной деятельности.

На втором этапе куратор сопровождает процесс педагогической диагностики, помогает осознать полученные результаты, сравнить с результатами диагностики других студентов.

На третьем этапе куратор вместе со студентов составляют план самообразовательной деятельности, осуществляет коррекцию намеченных целей, помогает в выборе средств и методов формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов.

Мы выделили следующие факторы эффективности работы куратора по педагогическому сопровождению самообразовательной деятельности студентов:

1. Изменение мотивации студентов - будущих педагогов-психолов в процессе овладения самообразовательной деятельностью по формированию профессиональной компетентности. Отмечается рост мотивов ценностного характера (долга, ответственности, осознания значимости будущей профессии в развитии общества) по сравнению с ситуативными или личными мотивами.

2. Увеличение числа тем, предлагаемых студентам для подробного рассмотрения и изучения как самостоятельно, так и с помощью куратора в работе студенческих проблемных групп и кружков и в индивидуальном самообразовании.

4. Стремление студентов в совершенстве овладеть психолого-педагогическим анализом урока, методикой проведения внеклассных мероприятий, методами и средствами организации внеурочной деятельности, и организовать дополнительные мероприятия с детьми вне задач учебной практики в образовательных учреждениях

5. Стремление продолжить формирование профессиональной компетентности в ходе дальнейшего обучения в педагогическом вузе, привлечение других студентов к процессу самообразовательной деятельности, участие в работе студенческих научных кружкой и проблемных групп, участие в волонтерской деятельности.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволил нам прийти к выводу об эффективности предлагаемой нами методики самообразовательной деятельности по формированию профессиональной компетентности у будущих педагогов - психологов, так как практически у всех студентов, принимавших участие в исследовании, повысился уровень сформированности профессиональной компетентности (согласно результатам контрольной диагностической работы после проведения формирующего эксперимента).

Просмотров работы: 13