В данной статье будет раскрыто одно из направлений из таких направлений психолого-педагогической деятельности, а именно - развитие у населения толерантного отношение к лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Основной предлагаемой Дагестанским отделением Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» методикой работы в указанном направлении является социально-психологический тренинг как адекватный целям и задачам формирования установок толерантного сознания по отношению к лицам с инвалидностью метод активного социально-педагогического обучения.
Тренинг профилактики дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится с различными группами населения - школьниками, студентами, представителями общественных организаций и т.д. При этом приветствуется, если участники тренинга смогут мультиплицировать полученный во время занятий опыт в собственную добровольческую деятельность. Так, например, проведение психологического тренинга в школах студентами-волонтерами способствует формирования установок толерантного сознания по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья у учащихся по следующим причинам:
На базе ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет» специалистами Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» регулярно проводится обучающий семинар «Тренинг по формированию установок толерантного сознания для тренера», где студенты-волонтеры проходят обучение по пятимодульной системе, которая включает в себя следующие основные составляющие:
1. «Культура толернантного общения». Это первый модуль тренинга, который направлен на знакомство, камандообразование в группе, а также на предоставление первичной информации по культуре толерантного общения.
2. Модуль «Черты толерантная личность» позволяет студентам-волонтерам получить знания о толерантной личности, о том, чем толерантный человек отличается от интолерантной личности. Для закрепления знаний в течение всего тренинга проводятся соответствующие упражнения и игры.
3.Модуль «Мир различий». На этом этапе участники тренинга знакомятся с многообразием мира путем проведения упражнений, мини-лекций, шеринга, игр. Занятия по этому модулю позволяют участникам познавать уникальность личности не зависимо от ее национальности, вероисповедания, социального положения, а главное - состояния здоровья (инвалидности/ не инвалидности).
4. Модуль «Предрассудки и стереотипы». Здесь участники знакомятся со значением слов «предрассудок», «стереотип», «предубеждение», осознают, как они мешают человеку жить и налаживать диалог с человеком иным, отличающимся от него по своим социально-психологическим и психофизическим особенностям. Студенты приходят к пониманию того, как можно стереть острые грани предрассудков и стереотипов путем активного участия в интерактивных играх, упражнениях, разминках.
5. Модуль «Дискриминация» - это завершающий этап тренинга, где каждый участник знакомится с термином «дискриминация» на собственном опыте (в роли дискриминированного или дискриминирующего). Этот .модуль вызывает наибольший интерес у студентов, а накал страстей и эмоций в ходе тренинга достигает критической отметки.
После прохождения обучающего тренинга студенты-волонтеры делятся по парам и направляются в школы, где они проводят тренинги среди старшеклассников и по ходу занятий отбирают наиболее отличившихся школьников.
По завершению тренингов создается группа из числа волонтеров-школьников, которые проходят дополнительные занятие и со старшими тренерами из числа студентов-волонтеров проводят тренинги в младших классах.
Как показывают результаты такой деятельности, вследствие проведенных занятий у молодежи меняются социальные установки по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, появляются чувства сопереживание и эмпатии, формируется культура толерантного общения и осознание проблем социализации и защиты прав инвалидов.