Это обусловлено следующими обстоятельствами:
1. В условиях развала социалистической системы люди с интеллектуальной недостаточностью оказались за пределами интересов стихийно формирующегося капиталистического общества. Резкая девальвация пособия по инвалидности, закрытие многих государственных предприятий (особенно в регионах), недостаточность социальных гарантий привели к стигматизации и дискриминации таких людей даже в условиях семьи.
2. Рост безработицы (как, например, в Дагестане) и неуверенность в завтрашнем дне, привязали семейный бюджет многих россиян к инвалидным пособиям и пенсиям членов семьи. Передача ребенка в коррекционную школу-интернат уже существенно сказывалась на материальном благосостоянии.
3. Многие достаточно состоятельные родители стремились всеми способами защитить своего ребенка от стигмы «умственно отсталого» и требовали, чтобы его обучали в общеобразовательных школах, благо Федеральный закон «Об образовании» это позволяет. Появившиеся в последние десятилетия некоторые негосударственные школы стали своеобразными преемниками коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида, так как обучают детей с нарушениями интеллекта из обеспеченных семей.
4. Постепенное ухудшение общей экологической ситуации, большое количество стрессов, рост алкоголизма и наркомании, позднее появление первого ребенка в семье способствовало росту популяции детей с нарушениями интеллекта, особенно в тяжелых формах.
Все это привело к тому, что теперь большинство детей с олигофренией в степени дебильности (легкой степени) обучается либо в обычных классах массовой школы, либо, в лучшем случае, в классах коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития. В коррекционные образовательные школы VIII вида повалил поток детей с олигофренией в степени имбецильности (тяжелой степенью), обучение которых ранее проводилось только экспериментально.
Это серьезно осложнило практику образования детей с умственной отсталостью, так как стремление к максимальному развитию познавательных возможностей и усвоению программы школы натолкнулось на биологически обусловленные ограничения умственного развития при олигофрении тяжелой степени.
Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности умственно отсталого школьника на всех возрастных этапах. В программах по учебным предметам для коррекционных образовательных учреждений необходимо указывать и необходимый минимум социального развития ребенка после завершения обучения в каждом классе.
В условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по социализации воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, учитель, родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.
Важную роль при реализации этих задач играет социально-педагогическая и психологическая служба школы.
При этом в качестве задач выступают: формирование навыков общения, развитие межличностных отношений в коллективе класса, гармонизация взаимоотношений между ребенком и значимыми взрослыми (педагогами, родителями), формирование доброжелательных взаимоотношений с лицами ближайшего социального окружения, коррекция детско-родительских отношений, помощь в семейной социализации и консультирование родителей по вопросам социального развития ребенка, социально-педагогическая профилактика и коррекция дезадаптивного поведения.
В работе педагога-психолога с умственно отсталыми учащимися можно выделить следующие направления социализирующего воздействия: