СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы наметилась тенденция, когда в коррекционные образовательные учреждения направляются дети с ярко выраженными формами умственной отсталости, чьи интеллектуальные возможности уже не отвечают имеющимся программам обучения.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1. В условиях развала социалистической системы люди с интеллектуальной недостаточностью оказались за пределами интересов стихийно формирующегося капиталистического общества. Резкая девальвация пособия по инвалидности, закрытие многих государственных предприятий (особенно в регионах), недостаточность социальных гарантий привели к стигматизации и дискриминации таких людей даже в условиях семьи.

2. Рост безработицы (как, например, в Дагестане) и неуверенность в завтрашнем дне, привязали семейный бюджет многих россиян к инвалидным пособиям и пенсиям членов семьи. Передача ребенка в коррекционную школу-интернат уже существенно сказывалась на материальном благосостоянии.

3. Многие достаточно состоятельные родители стремились всеми способами защитить своего ребенка от стигмы «умственно отсталого» и требовали, чтобы его обучали в общеобразовательных школах, благо Федеральный закон «Об образовании» это позволяет. Появившиеся в последние десятилетия некоторые негосударственные школы стали своеобразными преемниками коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида, так как обучают детей с нарушениями интеллекта из обеспеченных семей.

4. Постепенное ухудшение общей экологической ситуации, большое количество стрессов, рост алкоголизма и наркомании, позднее появление первого ребенка в семье способствовало росту популяции детей с нарушениями интеллекта, особенно в тяжелых формах.

Все это привело к тому, что теперь большинство детей с олигофренией в степени дебильности (легкой степени) обучается либо в обычных классах массовой школы, либо, в лучшем случае, в классах коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития. В коррекционные образовательные школы VIII вида повалил поток детей с олигофренией в степени имбецильности (тяжелой степенью), обучение которых ранее проводилось только экспериментально.

Это серьезно осложнило практику образования детей с умственной отсталостью, так как стремление к максимальному развитию познавательных возможностей и усвоению программы школы натолкнулось на биологически обусловленные ограничения умственного развития при олигофрении тяжелой степени.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности умственно отсталого школьника на всех возрастных этапах. В программах по учебным предметам для коррекционных образовательных учреждений необходимо указывать и необходимый минимум социального развития ребенка после завершения обучения в каждом классе.

В условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по социализации воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, учитель, родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Важную роль при реализации этих задач играет социально-педагогическая и психологическая служба школы.

При этом в качестве задач выступают: формирование навыков общения, развитие межличностных отношений в коллективе класса, гармонизация взаимоотношений между ребенком и значимыми взрослыми (педагогами, родителями), формирование доброжелательных взаимоотношений с лицами ближайшего социального окружения, коррекция детско-родительских отношений, помощь в семейной социализации и консультирование родителей по вопросам социального развития ребенка, социально-педагогическая профилактика и коррекция дезадаптивного поведения.

В работе педагога-психолога с умственно отсталыми учащимися можно выделить следующие направления социализирующего воздействия:

  • 1. Диагностика общения и поведения учащихся. Целью диагностического обследования является выявление факторов, приводящих к возникновению социально-дезадаптивного поведения (помимо основного дефекта - умственной отсталости) ребенка и нарушений процесса его социализации.
  • 2. Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие социальной компетентности ребенка и использующее различные формы индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей и социализирующей работы.
  • 3. Работа с родителями, направленная на повышение родительской компетентности и коррекцию детско-родительских отношений, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей.
  • 4. Работа с психолого-педагогическим коллективом и создание оптимальной образовательной среды, которая предполагает рассмотрение умственно отсталого учащегося не как объекта психолого-педагогического воздействия, а как субъекта взаимодействия с собственной личностной активностью и резервами психического и социального развития.
Просмотров работы: 84