По мнению А. В. Коржуева противоречия проявляются в общепланетарном и межгосударственном масштабах, а также на уровне интересов различных сообществ людей полярными и трудносовместимыми взглядами, убеждениями, представлениями, верованиями [2]. Поэтому воспитание толерантности и согласия должно стать одной из ведущих образовательных задач наступившего века. 1996 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Проблема толерантности обсуждалась на ряде конференций, симпозиумов, семинаров как в нашей стране, так и за рубежом. Прежде всего, необходимо отметить, что идея толерантности, которая выглядит простой, в действительности не столь проста ибо исходит из определенных предпосылок и влечет ряд следствий. К тому же она допускает разное понимание и соответственно разные следствия. Эта практически важная проблема оказалась связанной с рядом принципиальных философских вопросов, касающихся понимания человека, его идентичности, возможностей и границ познания и взаимопонимания и т.д.
Б.С. Гершунский отмечает, что актуальность темы толерантности представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям другой национальности, исповедующим иную религию, придерживающимся другой системы ценностей проявляется в локальных войнах и террористических актах, преследовании национальных меньшинств, большом количестве беженцев. Терпимость ныне в большей степени, чем когда-либо в истории - не просто отвлеченный философский идеал, а совершенно практическое условие выживания [3]. Поэтому проблема толерантности сложнее, чем может показаться по ряду причин. В.А. Лекторский указывает, что, во-первых, необходимо отметить практические трудности, потому то культивирование толерантности предполагает не только существование, но и прочную укорененность в обществе ряда установок, относящихся к пониманию человека и познания. В качестве второй причины ученый-философ называет четыре возможных способа понимания толерантности: толерантность как безразличие; толерантность как невозможность взаимопонимания; толерантность как снисхождение; терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог, плюрализм как полифония.
Лишь последний способ понимания толерантности В.А.Лекторский считает плодотворным в условиях современной цивилизации и обращает внимание на роль искусства, морали и философии как способов преодоления нетерпимости. Искусство при таком понимании должно быть, и является в своих высших проявлениях, прежде всего способом приобщения к иному опыту: другого человека, социальной группы, культуры. Способ этот, по мнению автора, уникальный и ничем не заменимый, ибо во многих случаях понять чужой опыт, вчувствоваться в него, сопереживать его иначе, чем посредством искусства, невозможно. При этом искусство выступает как своеобразная форма диалога, коммуникации.
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и ее научного обоснования.
Воспитание толерантности, как считают педагоги и психологи, философы и социологи - общее дело государственных и общественных институтов, при этом основная ответственность принадлежит образовательной среде. При этом необходимы, во-первых, обширная информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях; во-вторых, представления о технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования в различных условиях; в-третьих, толерантность необходима и самому педагогу.
К сожалению, по мнению В. В. Шалима, доминирующей фигурой в современном российском образовании остается педагог императивного склада и авторитарного стиля общения [4]. Наряду с педагогикой «встречных усилий», педагогикой сотрудничества, в педагогической среде сильны традиции недооценки значения толерантной готовности к взаимопониманию. Поэтому необходима работа по пропаганде идей толерантности, взаимоуважения и согласия приводящая к качественным изменениям в менталитете педагогов, делающая эти ценности основной мотивационной доминантой их социального и профессионального поведения.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория « терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество с доминирующими идеями.
В 19 веке глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и выражал различные значения: выносить, допускать, послаблять и др. Признание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках и в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки.
В английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов».
В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, быть великодушным в отношениях с другими». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». В данной трактовке понятие толерантности получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой). Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга.
Н.Л. Аширбагина пишет о том, что в последние десятилетия понятие толерантность стало международным ключевым словом в обозначении проблематики культуры взаимодействия [5]. Эта же мысль отмечена в работе С.И.Бондыревой, что толерантность трактуется очень широко, отсутствуют жестко отобранные ее общепризнанные характеристики, но в обществе существует общее понимание ее смысла: доверительность, сосуществование в процессах взаимодействия [6].
Несколько иную смысловую нагрузку несет определение толерантности в психологической литературе (М. Уолцер, Х. Ремшмидт , Сарджверадзе и др.). Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что толерантность в ней определяется неоднозначно: во-первых, как установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей другого; во-вторых, способность переносить стресс без травмирующих последствий. Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, собственному раздражению поведением другого индивида и т.д.
Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность представляет собой активную нравственную позицию и психологическую готовность к терпимости во имя взаимопонимания, позитивного взаимодействия с представителями иной социальной, культурной, национальной и конфессиональной среды. Следовательно, активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости являются основными компонентами понятия «толерантность», которые формируются, стимулируются и корректируются. Поэтому, целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми культур, взглядов, позиций.
В структуре толерантности, как и в любом личностном качестве, исследователи ( А.Г. Асмолов, Н.Н. Федотова, В.В.Шалим) выделяют значимость трех основных структурных компонентов: познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческого. Три выделенных компонента находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
В тоже время П. Ф. Комогоров указывает, что установка на толерантность представляет собой настроенность индивида на определенный тип поведения и состоит из его эмоционально-волевой готовности к равноправному диалогу с другим человеком и критическому восприятию явлений окружающей действительности, к целостному восприятию другого с осознанием и принятием «его отличительных характеристик как проявления его индивидуальности и неповторимости, готовности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуациях столкновения двух индивидов, отличающихся друг от друга по своему статусу (половому, возрастному, профессиональному и так далее)» [10].
Ценным на наш взгляд в исследовании П. Ф. Комогорова является выделение принципов толерантности, способных послужить отправным пунктом для совершенствования способов развития толерантности. Автор обозначает такие принципы, как:
-принцип общественно-ценностной целевой направленности;
-осуществление комплексного подхода и организация взаимодействия различных видов педагогической деятельности;
- принцип целостного сочетания чувственно-интеллектуального, эмоционально-волевого и действенного практического компонентов;
-обучения и воспитания в коллективе;
-сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы, творчества, обучения и воспитания, индивидуальный подход.
Исходя из проведенного анализа и учитывая, что в современной России идеи воспитания толерантности входят в число приоритетов государственной политики, мы пришли к выводу, что культурологическая составляющая должна быть поставлена в центр всего воспитательного процесса.
Литература.