Проблема формирования социальной активности личности в настоящее время находится в фокусе междисциплинарных исследований в философии, педагогике, психологии, социологии. Это позволило рассмотреть интегральную природу социализации личности, выявить внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социального развития и воспитания.
В последние годы все больший интерес исследователей вызывают процессы социальной активности детей в условиях сада. В этом аспекте наиболее изучен дошкольный возраст, являющийся средним дошкольным возрастом. Между тем именно в дошкольном возрасте интенсивно включаются механизмы влияния социума на воспитание ребенка. Наиболее мало представлены дети, находящиеся в условиях детсада, обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения.
Дошкольного возраста является «благоприятным» фоном для развития реакции не социабельности, так как сама по себе способствует развитию волевой неустойчивости, бурному протеканию и заостряемости аффектов, отсутствию гибкости во взаимоотношениях, искажению социальных ценностей и опыта социального поведения (И.А.Коробейников, 1997)
Ретроспективный анализ литературных источников по изучаемой проблеме позволил прийти к выводу о том, что, несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблеме формирования социальной активности детей, она является недостаточно изученной. В частности, мы поставили своей целью изучить специфику указанного процесса и разработать педагогические пути его оптимизации. Поиск путей эффективного психолого-педагогического воздействия на личность дошкольника с делает изучение этих вопросов весьма актуальным.
Анализ результатов экспериментального исследования позволил выявить следующую специфику процесса формирования социальной активности детей:
Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что конкретные условия жизни детей оказывают решающее влияние на становление системы их отношений и определяют эффективность коррекции развития таких дошкольников. Ведущую роль в жизни детей к концу дошкольного возраста продолжает играть взрослый.