В литературе достаточно широко рассмотрены психологические качества, психические процессы и состояния учащихся с задержкой психического развития.
Большую часть детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития» (ЗПР).
Социологические исследования подтверждают значительный рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении в последние годы в силу разных причин, объективного и субъективного характера. Так как от 15 до 40% учащихся начальных классов обнаруживают задержку психического развития, 20-30% относятся к группе риска и от 17-37% выражают неудовлетворенность школьным обучением [1].
Современными исследованиями (Т. В. Егорова [2], З. И. Калмыковой [3], К. С. Лебединской [4], Н. А. Менчинской [5] и др.) установлено, что трудности в обучении младших школьников имеют различные проявления, это: отставание в учебе, низкая мотивация учения, низкий уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
Этническая система социализации личности и подрастающих поколений, сформировавшаяся у народов Дагестана и Северного Кавказа, то есть традиционное горское воспитание, характеризуется своей действенностью, эффективностью, высокой результативностью благодаря единству воспитательного процесса с жизнью. Народная система воспитания встроена в саму жизнь, во все сферы её функционирования - в игру, труд, общение и т.д.
Установка на активизацию разных сторон психического развития учащихся с задержкой психического развития, преодоление возможных непредсказуемых последствий интенсификации обучения является необходимым условием социализации учащихся с проблемами в развитии.
Интенсификация в учебном процессе может состоять в возрастании объема усваиваемого материала без увеличения затрат времени и усилий учащихся и педагога, в ускорении сроков усвоения.
В отечественной психологии рассматривались разные аспекты интенсификации обучения. В.В. Давыдов выдвигал положение об укрупнении единиц усвоения учебного материала, о целесообразности устранения концентров (повторов) в учебных программах, что обеспечивало экономию учебного времени, ускоряло процесс усвоения программного материала и давало возможность ввести в обучение дополнительные необходимые для учащихся разделы учебных предметов.
П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, разработавшие стратегию обучения как планомерного формирования умственных действий учащихся, внесли вклад в интенсификацию умственного развития учащихся. Последователь П.Я. Гальперина Б.Ц. Бадмаев обобщает многочисленные данные о том, что использование этой теории приводит к заметному улучшению качества, сокращению сроков и затрат при достижении результата, ложится в основу ускоренного обучения. Способом повышения эффективности и ускорения обучения этот автор предлагает выбрать не только совершенствование методик обучения, формирование умений и навыков, но и обращение к мотивационной и ориентировочной стороне усвоения знаний.
Технологический подход в интенсивном обучении учащихся с ЗПР средствами народной педагогики, применяется там, где необходимо ускорение усвоения и закрепления достаточно большого объема знаний и умений, совершенствование форм контроля знаний учащихся. Технологический подход в обучении проявляется, в частности, в популярности педагогических технологий. Педагогическими технологиями принято называть систему приемов педагога, направленных на получение гарантированного результата и сопровождаемых постановкой промежуточных целей, достижение которых может быть проконтролировано.
В интенсивном обучении учащихся с ЗПР средствами народной педагогики технологическая сторона состоит в том, что преподаватель, используя фольклорные произведения (сказки, пословицы и поговорки, скороговорки, колыбельные песни и др.) на уроках чтения обучает учащихся с гарантированным результатом (в оговоренные сроки, с запланированным объемом речевых умений и навыков).
Реализации важного социально-педагогического требования в коррекционно-развивающей работе отвечают специфика педагогического потенциала этнокультуры. В этнокультуре аккумулированы важнейшие духовно-нравственные ценности, социальный опыт многих поколений, без усвоения которых растущая личность не в состоянии раскрыть свои способности.
Формирование полноценной, самостоятельной, активно творящей себя в течение всей жизни личности, как показывает опыт народной педагогики, возможно только при деятельном подходе к обучению личности.
Мы также считаем, что произведения фольклора, особенно волшебные сказки, легенды, притчи, живые традиции народа, национальная и общечеловеческая культура общения, конфессиональные моральные ценности и многое другое из сокровищницы народной мудрости играют важную роль в интенсивном обучении детей с задержкой психического развития.
Главными условиями интенсивного курса обучения учащихся с ЗПР, являются:
- активное и заинтересованное и прогрессирующее влияние и участие родителей, социального окружения и педагогического влияния на детей, испытывающих трудности в обучении;
- обеспечение детям с ЗПР равноправного участия во всех делах со сверстниками, находя для них адресные поручения для самоутверждения;
- обеспечение экологически благожелательных отношений и заинтересованной педагогической среды учебы и внеучебных занятий;
- по возможности дать свободу выбора в участии в различных формах воспитательной работы;
- направить их сознание на то, что от их успешности в жизни зависит судьба всего народа, его культуры и статуса;
- привлекать их к технологиям физического и умственного труда совместно со взрослыми - мастерами своего дела.
В серии исследования мы получили данные о том, как отражается на учащихся с задержкой психического развития интенсивное обучение. В ходе обучения учащихся с проблемами в развитии в условиях интенсивного обучения мы фиксировали позитивные изменения в формировании психических функций.
Литература: