В условиях России это усиливается рядом обстоятельств, связанных, прежде всего, с особенностями процесса становления и профессионального развития корпуса специалистов в области социальной работы как единой профессии, одной из модификаций которой является социальный педагог.
В настоящее время в стране работают десятки тысяч социальных педагогов не имеющих специальной профессиональной подготовки. Обучение социальных педагогов в высшем учебном заведении в России началось сравнительно недавно, и процесс профессионализации этих специалистов в специфических условиях России в настоящее время является актуальной научно-практической проблемой, требующей разработки ее теоретических и технологических основ.
Существенное место в этом процессе занимает проблема практического обучения студентов, сориентированного на приобретение необходимых профессиональных умений и навыков, формирование устойчивой мотивации к активной социально-педагогической деятельности.
Научное обоснование практического обучения социального педагога в процессе его профессионального становления - сложная прикладная проблема, тесно взаимосвязанная с рядом других проблем. В педагогической науке в определенной мере разработаны базовые положения интегративного подхода к содержанию профессиональной подготовки социального педагога, обоснована важнейшая роль социальной педагогики как научной дисциплины и отрасли практической деятельности, проведены исследования исторических предпосылок возникновения и развития института социальных педагогов в России, фрагментарно проанализирован зарубежный опыт.
Пока еще нет единых концептуальных и методических подходов к решению проблемы профессионализации социальных педагогов - особенно в контексте практического обучения студентов. Высшие учебные заведения вынуждены самостоятельно отрабатывать модели и технологии практикоориентированного обучения, взаимодействуя с учреждениями социальной сферы по организации подготовки социальных педагогов.
В учебном процессе теоретическое обучение значительно превалирует над выработкой практических умений и навыков в системе вузовской подготовки социального педагога, учебные планы и программы несовершенны, не разработана общая концепция практического обучения студентов. Высшие учебные заведения вынуждены самостоятельно отрабатывать модели и технологии практикоориентированного обучения, взаимодействуя с учреждениями социальной сферы по организации подготовки социальных педагогов.
Качество полученного образования является значимым фактором, определяющим успешную профессиональную деятельность специалиста.
Современные теории профессионального образования исходят из учета постоянного развития и изменения как самой личности, так и профессий (Д. Сьюпер и др.). Многие специалисты считают, что окончательно индивид утверждает свой профессиональный выбор только в зрелом возрасте, и соответственно выбор профессии, сделанный в юношеском возрасте, не должен рассматриваться как окончательный и неизменный. Мы исходим из того, что практическое обучение существенно влияет на решение проблемы выбора профессии и способствует профессиональному самоопределению личности в процессе вузовской подготовки либо, в крайнем случае, органическому соединению этой стадии (профессионального выбора) с наступающей по окончании вуза профессиональной адаптацией. Это особенно актуально для профессий в системе "человек-человек", к которым относится социальный педагог.
Многие зарубежные специалисты в области социального образования считают, что учебная практика, где студенты вплотную соприкасаются с системой ценностей и особым мировоззрением, характеризующим профессию будущего специалиста, является самым важным аспектом профессионального развития (Н.Томпсон, М.Осада, Б. Андерсон (Англия); А.Кадушин, Д.Шон, К.Таул (США). Центральной проблемой профессионального образования в области социальной работы является поиск путей интеграции теории и практики.
Анализ различных моделей подготовки специалистов для социальной сферы позволил выделить следующие характерные для многих стран проблемы, влияющие на эффективность практического обучения: факторы, способствующие или препятствующие переносу знаний из академической в практическую среду; механизмы выработки умений и навыков; закономерности формирования профессионального самосознания; характер отношений между студентом и педагогом-наставником; методы обучения, руководства и оценки результатов; объективные условия, в которых протекает практика.
Изучая проблему эффективной подготовки социальных педагогов вообще (и практического обучения в частности), мы исследовали отечественный и в значительной мере зарубежный опыт подготовки специалистов для социальной сферы.
Соотношение практических занятий непосредственно в учреждениях социальной сферы с общим объемом времени обучения в процентах в различных странах выглядит следующим образом:
Будущие специалисты в области социальной работы в Бельгии, Англии, США, Франции проводят на практике от одной трети до 65% всего учебного времени.
В России при организации профессиональной подготовки социальных педагогов вузы пошли по традиционному "академическому" пути без учета специфики социального образования и в результате оказались на последнем месте по данному показателю среди названных стран.
Профессиональное становление социального педагога высшей квалификации в России в традиционном понимании начинается с первых занятий в вузе и заканчивается в течение первых лет самостоятельной профессиональной деятельности.
Опираясь на принцип системности с выраженными компонентным, структурным, функциональным и интегративным аспектами, когда целое больше, чем простая сумма составляющих его частей, и приобретает новые качества, не присущие каждому структурному элементу в отдельности, мы рассматриваем студенческую практику социального педагога в качестве системообразующего, ведущего структурного элемента практического обучения как целостной системы вузовской подготовки.
Модель практикоориентированного обучения включает в себя не только традиционные и принятые во многих учебных заведениях гуманитарного профиля элементы (такие как ознакомительная, учебно-производственная практика, стажировка и практика в рамках специализации), но и существенные изменения и дополнения в теоретические ("академические") курсы: выполнение лабораторных заданий, практических и курсовых работ, связанных с элементами практики концептуально, содержательно и организационно; специально разработанные тренинга и семинары; обмен опытом и научно-практические и методические конференции; волонтерскую деятельность в различных учреждениях социальной сферы, а также в профессиональных ассоциациях и общественных объединениях.
Практика студента является неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса, одной из приоритетных структурных форм учебной деятельности и выступает средством формирования у студентов профессиональных навыков и умений.
Сформулируем ведущие цели практики для преподавателей и студентов.
Цели практики для преподавателей:
- ознакомление с проблемным полем социальной педагогики как области практической деятельности;
- соединение теоретических знаний с решением практических задач в повседневной профессиональной деятельности социального педагога;
- обеспечение психологической адаптации студентов к избранной профессии;
- формирование и развитие профессионально важных качеств социального педагога;
- вовлечение в волонтерскую деятельность общественных объединений, уставные цели которых носят социально-педагогический характер;
- выявление затруднений и проблем для внесения корректив в учебно-воспитательный процесс.
Цели практики для студентов:
- приобретение знаний о сущности, типологии, характере социальных проблем общества и клиентов и способах их решения на государственном и личностном уровнях;
- освоение профессиональных умений и навыков социально-педагогической работы с клиентами;
- психологическая адаптация к избранной профессии;
- самовоспитание как будущего профессионала;
- участие в волонтерской деятельности общественных объединений, уставные цели которых носят социально-педагогический характер;
- саморефлексия с последующим обобщением затруднений различного генезиса и внесением предложений для коррекции учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, практика является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения в вузе, с другой, - способствует более глубокому осмыслению назначения и функционала профессии, проверке правильности собственных представлений и своих возможностей, но главное - формированию профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности.
Литература:
1. Помощь неблагополучным детям как одна из актуальных задач социальной работы // II Державинские чтения: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов - Тамбов, 2006.
2. Подготовка специалистов для социальной сферы и роль общественных организаций в этом процессе // Учитель - социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность: Сборник научных статей. - ТГУ, 2007.
3. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2007
4. Топчий Л.В. Проблемы эффективности деятельности специалистов по социальной работе. М. Институт социальной работы. 2007
5. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.: Союз. 2008