Автобиографизм в романе Э.Елинек «Пианистка» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Автобиографизм в романе Э.Елинек «Пианистка»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Одной из наиболее значительных имен  современной немецкой литературы является Эльфрида Елинек. Э. Елинек (1946) - австрийская феминистка, поэт автор романов, эссе, драматургических произведений, литературный критик. Основные темы творчества - женское доминирование и подчинение. Также она является лауреатом целого ряда литературных наград, таких как премия Генриха Белля (1987), литературная премия Штирии (1996), премия Генриха Гейне (2002).  В 2004 г. Э.Елинек стала лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Премия присуждена Э.Елинек «за музыкальный слог в романах и пьесах, которые с исключительной языковой выразительностью описывает нелепость общественных стереотипов и их порабощающую силу».

Особый интерес вызывает тема феминизма и социальной роли женщин в творчестве Э.Елинек. Как уже было сказано, она относится к движению феминисток, и, поэтому почти во всех ее произведениях нашли отражение феминистические идеи.

Необходимо отметить, что феминизм (франц. feminisme, от лат. femine - женщина) - общественно - политическое движение, целью которого является представление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле феминизм - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле феминизм - женское движение, целью которого, является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в 18 веке и приобрело особое значение в обществе с конца 1960-х годов[2]. Проблемой феминизма  занимались Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Зигмунд Фрейд, Маргарет Мид, Теодор Адорно и многие другие. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. В начале она была публицистической и политической, но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т.д.

Феминистические взгляды в  творчестве Э. Елинек заключаются в том, что она подвергает критике сексуальное насилие по отношению к женщине. Наиболее известный роман Елинек «Пианистка» (1983), во многом автобиографичен.   В свою очередь, автобиографизм заключается в отражении в литературном произведении событий из жизни автора, близости в каком-либо отношении автору героя произведения[1]. В большинстве случаев, писатели феминистки  пишут о том, что сами пережили.

В романе нашли отражение чувства и переживания автора. Главная героиня очень напоминает саму Э. Елинек:

«Жизненное пространство Эрики составляет маленькая комната, в которой она вольна делать все, что захочет. Ее никто не ограничивает, ведь это ее комната. К владениям матери в этой квартире относится остальное. Хозяйка в доме, которая обо всем заботится, держит под контролем каждый уголок, а Эрика только пожинает плоды домашнего труда, который выполняет мысль. Эрика не знает тяжелой работы, руки пианистки надо беречь от домашней химии. В редкие минуты передышки особую заботу у матери вызывает многоликая собственность. Разве уследишь, где она находится? Куда она опять запропастилась, эта неугомонная собственность? В чьих домах, по чьим комнатам носится она, словно вихрь, одна или с кем-то на пару? Беспокойная как ртуть Эрика, это ускользающее создание, может статься, куролесит в данную минуту невесть где и вытворяет невесть что»[3, с.2].

«Невесть что» Эрика действительно вытворяет. Ее сексуальные отношения с мужчиной более чем странны и кажутся не очень здоровыми. И автор настолько четко, передает читателям внутренне состояние героини, ее переживания и чувства.

Об автобиографичности романа говорит и то, что и у Э. Елинек и у Эрики отец страдал психическим расстройством довольно продолжительное время и умер.  

«Эрика прочувствованным тоном сообщает, что ее отец полностью потерявший рассудок, умер в клинике Штайнхов. Поэтому в принципе к Эрике надо относиться бережно, она перенесла большие трудности. Эрика не намерена более говорить об этом, когда здесь со всех сторон окружает лезущее из глаз здоровье, однако она делает несколько намеков»[3, с.36].

Поэтому отец, страдающий психическим расстройством, в воспитании дочери практически участия не принимал. И поэтому Э. Елинек полностью воспитывала мать. Об отношениях с матерью, можно узнать из воспоминаний Э.Елинек. В детстве жестокая мать буквально «дрессировала» ее, желая превратить в «вундеркинда». Эрика также страдает от деспотичности своей материи  и от того, что она постоянно должна оправдывать ее ожидания. Мать с детства контролирует ее каждый шаг, каждое движение и она всегда должна знать, что и где делает ее дочь. «Главная мамочкина задача состоит в том, чтобы удерживать собственность в одном и том же месте, по возможности  в неподвижном состоянии, чтобы она не могла улизнуть»[3, с.2].

«Когда Эрика раз в месяц ходит в кафе, мать всегда знает в какое и как туда позвонить. Этим правом она пользуется вволю. Свод правил безопасности и  привычек изготовлен по домашнему рецепту»[3, с.2].

Из-за такого контроля ее действий Эрике кажется, что ее жизнь настолько ограничена и порой ее хочется вырваться из этих оков. Но ничего не меняется и все остается на своих местах.

«Время вокруг Эрики медленно застывает как гипс. Оно сразу начинает крошиться, если мать вокруг грубо тычет в него кулаком. Эрика сидит под насмешливыми взглядами окружающих, ощущая на себе гипсовые крошки времени, словно остатки развалившегося ортопедического воротника», выдавливает из себя: мне пора домой, пора домой. Когда встретишь Эрику где-нибудь на улице, она всегда направляется домой»[3, с.2].

Отсутствие свободы и  личной жизни негативно  сказывается  на ее отношениях с мужчинами.

Автобиографичность романа без сомнения, неоспорима.  При анализе биографии и творчества Э.Елинек, можно найти  много сходств  в жизни самой писательницы и ее героинь. Прочитав роман, читатель узнает многое о жизни,  о внутреннем мире Э.Елинек, которые переданы чувствами, эмоциями, переживаниями главной героини Эрики Кохут.

Список литературы:

  • 1) Толковый словарь Ефремовой. - М.: Русский язык, 2000 г.
  • 2) Энциклопедия кругосвет. режим доступа: krugosvet.ru
  • 3) Э.Елинек «Пианистка», 2002 г. режим доступа: htt//depositefiles.come/files/oyvrohwpj
Просмотров работы: 261