Изменения функционального состояния кардиореспираторной системы организма студентов продолжает оставаться одной из актуальных физиологических проблем по ряду причин.
Во-первых, одним из переломных и ответственных моментов в жизни студента является начало обучения в вузе. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, необходимость большей самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные нагрузки предъявляют повышенные требования к состоянию организма студентов.
Во-вторых, немаловажное значение для здоровья и формирования устойчивой адаптации имеют климатогелиогеофизические и антропогенные факторы того региона, где проживают студенты. Город Сургут ХМАО-Югры относится к гипокомфортным для проживания территориям (продолжительная и суровая зима с достаточно низкими температурами; короткое прохладное лето с возможностью отрицательных температур; интенсивная циклоническая деятельность; резко выраженная фотопериодичность; общая неустойчивость и изменчивость погоды, резкие колебания метеофакторов даже в течение суток; повышенная геомагнитная активность; высокая антропогенная нагрузка на организм).
Сегодня известно, что эффективность начального периода адаптации к обучению зависит, в первую очередь, от уровня функционирования и характера регуляции сердечно-сосудистой системы, так как именно она отражает количественную сторону адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма. Кроме того, сердечно-сосудистая система отражает количественную сторону возможностей организма, выполняет интегративную роль в функционировании организма и первой отвечает на изменения компонентов среды.
Дыхательная система является самой открытой к контакту с неблагоприятными природно-климатическими и техногенными факторами, так как не может быть защищена от внешних условий искусственным барьером, а поэтому и наиболее реактивна. Дыхательной системе отводится особая роль в обеспечении организма кислородом для поддержания соответствующего уровня окислительно-восстановительных процессов, кислотно-щелочного баланса и участие в физической терморегуляции.
Таким образом, система профессиональной подготовки молодых людей северных территорий России без должного педагогического и медицинского обоснования может привести к неадекватному увеличению нагрузок на организм студентов, их быстрому утомлению, переутомлению и нарушению здоровья.