УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для поддержки малого бизнеса была введена упрощенная система налогообложения (УСН). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ [6].

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения [1, с.56].

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

УСН - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Введение УСН было направлено на облегчение жизнедеятельности субъектов малого бизнеса, снижение налогового бремени для его развития, упрощение учетного процесса. Однако слишком много спорных моментов возникает при применении УСН. Вопросы возникают не только в связи с тем, что НК РФ содержит закрытый перечень расходов и отсутствует возможность учесть расходы, осуществляемые для получения реальных доходов. Обзор арбитражной практики за 2009 г. позволяет обозначить некоторые спорные моменты, возникающие в связи с применением этого специального налогового режима.

Добровольный переход на УСН осуществляется с начала нового налогового периода, для чего в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года в налоговый орган подается заявление установленного образца. В заявлении указывается информация о размере доходов организации за девять месяцев текущего года, среднесписочной численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов на 1 октября текущего года.

Условия перехода организаций на упрощенную систему налогообложения установлены ст. 346.12 и 346.13 НК РФ. В них, в частности, изложены следующие ограничения на применение УСН: размер полученных доходов. В период до 30.09.2012 г. для перехода на УСН размер доходов организации по итогам 9 месяцев года, предшествующего году использования УСНО, не должен превышать лимита 45 млн. руб. А вот начиная с 2013 г. при определении права на сохранение спецрежима нужно использовать прежний лимит в 20 млн. руб. с учётом индексации [2; с.32].

Большой плюс УСН - гораздо меньший, чем при общем режиме налогообложения, объем отчетности. С 1 января 2009 г. организациям, перешедшим на УСН, больше не нужно сдавать налоговые декларации по итогам отчетных периодов (в течение года по результатам каждого квартала). В налоговые органы представляется декларация только по итогам года. Сделать это нужно до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Также в качестве преимуществ УСНО можно выделить следующее:       

- ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме;

- отсутствие необходимости предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС;

- необходимость подачи налоговой декларации один раз в год вместо двенадцати (ежегодная декларация Единого налога вместо ежеквартальных деклараций по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество);

- возможность выбрать объект налогообложения;

- уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету;

- упрощение налогового учета;

- уменьшение и упрощение налогового бремени: один налог вместо трех.

Несомненно, все вышеперечисленные преимущества делают УСН весьма привлекательной для налогоплательщика. Однако для оценки целесообразности ее применения необходимо остановиться и на недостатках:

1) вероятность утраты права на применение УСН. В этом случае придется восстанавливать данные бухучета за весь период применения УСН;

2) отсутствие права открывать филиалы и представительства;

3) отсутствие права заниматься отдельными видами деятельности (например, страховой);

4) ограничение по размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов;

5) ограниченный перечень расходов, уменьшающих налоговую базу при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы». Этот недостаток может оказаться решающим моментом при выборе режима налогообложения для компаний, в составе расходов которых много таких, которые не учитываются при расчете налоговой базы для единого налога, но учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль. В подобной ситуации велика вероятность того, что сумма минимального налога будет больше суммы налога на прибыль;

6) включение в налоговую базу полученных от покупателей авансов, которые в последствие могут оказаться ошибочно зачисленными суммами. Учета в составе расходов только оплаченных затрат (например, невыплаченной заработной платы);

7) необходимость пересчета налоговой базы и уплаты дополнительного налога и пени в случае продажи основных средств или нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН (для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы»);

8) отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, при переходе на иные режимы налогообложения и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговый режимов, в налоговой базе при УСН.

9) необходимость уплаты минимального налога при получении убытков (при выборе объекта налогообложения доходы минус расходы). То есть, в отличие от налога на прибыль, единый налог платить придется в любом случае. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке единого налога меньше суммы минимального налога. Разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога п. 6 ст. 346.18 НК РФ разрешает включить в расходы при исчислении налоговой базы в следующих налоговых периодах, а также увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее. По мнению Минфина это можно сделать только по итогам налогового периода (письмо Минфина РФ от 22.08.2008 г. №03-11-04/2/111). Однако, известны постановления судов, вынесших решение в пользу налогоплательщиков, принявших указанную разницу в расходы отчетного периода (например, Постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2007 №Ф09-1703/07-С3) [3].

Долгое время вопрос о зачете авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода, в счет уплаты минимального налога, вызывал споры. Связано это было с тем, что ст. 78 НК РФ до 01.01.2008 г. был предусмотрен зачет авансов только в рамках одного и того же бюджета или внебюджетного фонда. При этом сумма минимального налога распределялась между бюджетами ПФР, ФФОМС, ТФОМС и ФСС, в то время как 90% суммы единого налога поступало в бюджеты субъектов РФ. Это давало исполнительным органам формальное право отказывать в зачете части налога, распределяемой в бюджеты субъектов РФ [3].

В настоящее время на основании п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных, региональных и местных налогов и сборов производится по соответствующим видам налогов и сборов, что дает налогоплательщикам право в полном объеме зачесть авансовые платежи по единому налогу в счет уплаты минимального налога. Для этого необходимо соблюсти нормы ст. 78 НК РФ и вместе с налоговой декларацией отправить в ИФНС письменное заявление о зачете авансов. Сделать это предпочтительнее заблаговременно, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 78 НК налоговые органы обязаны вынести решение о зачете в течение 10 дней с момента получения заявления.

Чтобы перейти в 2012 г. на УСНО, организациям и предпринимателям необходимо было в период с 1 октября по 30 ноября 2011 г. подать соответствующее заявление в налоговые органы. Определять сумму доходов, которые организация получила за 9 месяцев работы (с 1 января по 30 сентября), нужно, как и прежде, в соответствии со ст. 248 НК РФ. То есть в расчет надо включать выручку от реализации (по правилам ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (по правилам ст. 250 НК РФ). Суммы НДС и акцизов в составе доходов не учитываются (п. 1 ст. 248 НК РФ). Следует обратить внимание на такой момент: если организация совмещает общий режим налогообложения и ЕНВД, то полученные доходы от деятельности на ЕНВД учитываться в расчете не должны. Основание - п. 4 ст. 346.12 НК РФ.

Критерии, которым организация должна соответствовать при переходе на УСН, не изменились. Они перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В частности, не сможет перейти на УСНО, у которой:

- имеются филиалы или представительства;

- средняя численность работников за налоговый (отчётный) период превышает 100 человек;

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов составляет свыше 100 млн. руб.;

- общий вклад в уставный капитал других организаций составляет более 25%.

Не могут перейти на УСН и организации, ведущие отдельные виды деятельности: банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т. п.

Объект - доходы. В этом случае при расчете налога при УСН будет применяться ставка 6%. Такой объект налогообложения подходит тем организациям, у которых расходы составляют менее 60% от суммы полученных доходов.

Объект - доходы минус расходы. В данной ситуации при расчете налога, уплачиваемого при УСН, будет использоваться ставка, установленная местными органами власти, в пределах от 5 до 15%. Данный объект налогообложения подойдет тем компаниям, у которых доля расходов заведомо превышает 60% (и составит не менее 80%) от суммы полученных доходов. Обратите внимание: выбрав такой объект налогообложения, организация, возможно, будет вынуждена уплачивать минимальный налог. Например, в ситуации, когда сумма налога при УСН, исчисленная в указанном порядке, окажется меньше, чем величина, составляющая 1% от суммы полученных доходов, - это и есть минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Льготная ставка единого налога при УСН в Тюменской области сохранена еще на 2 года - 2012 и 2013 (Закон Тюменской области от 07.07.2010 № 34). Ставку 5 % могут применять все организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с разницы между доходами и расходами. Напомним, что аналогичными правилами предприятия Тюменской области руководствовались и в 2010-2011 гг.

Что касается реформирования УСН, то следует отметить, что 17 мая 2011 г. в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене ЕНВД. В соответствии с данным законопроектом во вторую часть НК РФ вносятся изменения, исключающие с 1 января 2014 г. систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности из перечня специальных налоговых режимов. Некоторые из подпадающих под него видов деятельности будут переведены на патент, а другие - на УСН или на общий режим. Считается, что такая новация сможет улучшить условия функционирования малого бизнеса.

Патентная система во многом будет похожа на отменяемую патентную УСН. Документом, удостоверяющим право применения патентной системы налогообложения, будет патент, выдаваемый на один вид предпринимательской деятельности, который будет действовать только на территории того субъекта РФ, который указан в патенте, и при этом не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.

Патентная система налогообложения 2012 г. будет обладать также следующими признаками:

- увеличивается список видов деятельности, которые попадают под патент, не смотря на то, что формально он сузился, однако сами виды деятельности имеют более обширный характер;

- увеличивается величина возможного годового дохода до 500 000 руб. по каждому из направлений деятельности бизнеса, попадающего под этот специальный налоговый режим;

- повышается лимит на количество сотрудников - до 15 человек;

- предприниматель имеет право выбрать срок действия патента - от 1 до 12 месяцев;

- если доход превысит 60 млн. руб., то индивидуальный предприниматель  будет обязан перейти уже на общую систему налогообложения;

- ставка налога определена в размере 6% [3].

Считается, что данные нормы способны упростить жизнь, представителям малого бизнеса, уменьшив на них налоговую и отчетную нагрузку. Однако в законе  сказано только об индивидуальных предпринимателях. Для организаций альтернативу ЕНВД Министерство финансов РФ не предусмотрело, а это означает, что после его отмены, они будут обязаны перейти на общий режим налогообложения.

Вероятнее всего, основной причиной перехода на патентную систему является стремление индивидуальных предпринимателей заранее подготовиться к грядущим изменениям налогообложения. Но сказать, что бизнес доволен подобными новшествами, нельзя, потому что смена привычной системы отчетности - это всегда стресс для предприятий.

На фоне экономической нестабильности бизнесмены станут искать пути оптимизации, и для многих мелких предприятий патентная система будет очень выгодным решением.


    Литература

1.  В.А. Скрипниченко  Налоги и налогообложение [Текст]: / В. Скрипниченко //  СПб: ИД «Питер», - 2008. - С. 360

2. В.В Семенихин Упрощенная система налогообложения [Текст]: / В. Семенихин//  Налоговый вестник. - 2009. - С. 32-35

3.   Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: официальные тексты; от 01.01.2010 № 117-ФЗ. Часть вторая. Глава 26.2 Упрощенная система налогообложения

4.  Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: Принят Государственной Думой 06.07.2007 года от 24.07.2007 № 209-ФЗ

5.   Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21.11.1996 №129-ФЗ [Текст]: Принят Государственной Думой 23.02.1996 года

6.  Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Текст]: Принят Государственной Думой 26.06.2009 года, одобрен Советом Федерации  07.07.2009 года от 19.07.2009 N 204-ФЗ

7.  Приказ МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 [Текст]: Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения

8.  Приказ ФНС России от 31.08.2005 № САЭ-3-22/417 [Текст]: Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента

Просмотров работы: 234