Инициаторами и участниками проекта являются студенты первых и четвертых курсов. Целевой аудиторией проекта являются студенты первого курса. Проект реализуется в течение одного года - периода адаптации студентов к обучению в вузе.
Система сопровождения социально-психологической адаптации молодежи к обучению в вузе успешно действует во всех развитых странах, способствуя гармоничному вхождению молодых специалистов в профессиональную среду. Эффективная модель психолого-педагогического сопровождения молодежи в полиэтнической среде является важным инструментом решения задач, поставленных в Концепции модернизации образования.
Кризисный момент перехода молодежи из одной образовательной среды в другую должен сопровождаться квалифицированной помощью, способной существенно облегчить профессиональную адаптацию молодых людей в социально-экономической ситуации, характеризующейся разрывом между «спросом» и «предложением», между уровнем профессиональной компетенции молодых специалистов и требованиями работодателей.
Зачастую первокурсники демонстрируют не очень высокий уровень профессиональной мотивации, недостаточно осведомлены о психофизиологических особенностях своей учебной деятельности в вузе, о трудностях овладения профессиональными навыками и умениями. С началом обучения в вузе у студентов меняется образ жизни, возникают трудности, мешающие достичь успехов в учебных делах, взаимоотношениях с одногруппниками и преподавателями. Такое положение нередко приводит к ошибкам в распределении учебного и свободного времени, замедляется процесс профессиональной адаптации, появляется чувство неудовлетворенности собой. Возникают трудности межличностного характера. В связи с этим появляется необходимость решения вопросов дифференциации конфликтологического знания в рамках полиэтнической молодежной среды, осмысления особенностей возникновения конфликтов на начальном этапе адаптации к обучению в вузе.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, интерес представляют вопросы формирования конфликтологической компетенции в рамках лингвистического вуза, развивающего коммуникативную компетенцию полиэтнической молодежной среды региона Восточной Сибири.
В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на конфликты, их природу, социальную роль. Противоположные позиции представлены, с одной стороны теориями бесконфликтного гармоничного развития социальных групп и, с другой стороны, воззрениями на конфликты как явление естественное, неизбежное и даже необходимое. В настоящее время все большую актуальность приобретает изучение межэтнических конфликтов и разработка методов, направленных на повышение толерантного отношения к окружающим в молодежной среде. Формирование культуры толерантных межнациональных отношений является одной из центральных проблем, которые определяются рядом факторов, таких как: социально-экономические, политические, идеологические взаимосвязи, ценностные установки, национальная политика, миграция, национальное самосознание и другие. Решение этой проблемы возможно при учете не только экономических, политических, правовых аспектов, но и при формировании культуры межэтнического взаимодействия.
Несмотря на сформированную законодательную базу, зачастую отсутствует личная позитивная позиция студента к другим национальностям, в основном в обществе преобладает нейтральное отношение, которое можно охарактеризовать скорее как вынужденную толерантность. В связи с этим, необходимо повысить значимость национальных культурных установок, создать концепцию национальной политики, ознакомить социум с особенностями различных этносов, обладающих древними культурными традициями, сформировать позитивную этническую идентичность. Данная политика возможна, поскольку мир под воздействием глобализации и интеграции становится более целостным, и становится необходимостью создание атмосферы взаимной толерантности, взаимопомощи.
Если в обществе возникает нетерпимость, то она перерастает в противоречие, происходят межэтнические конфликты, которые в свою очередь могут привести к острой вражде с непредсказуемыми последствиями.
С другой стороны, принадлежность студента к определенному этносу, либо, к определенной конфессии сами по себе не являются причиной межэтнических конфликтов. Основные причины связаны с отчуждением этнической группы от политической власти, либо наоборот, ее концентрацией в руках какой-либо этнической группы, неравенством распределения ресурсов внутри государства, опасением за свою идентичность, либо использованием этноконфессионального фактора в политической борьбе. Конфликт между различными этническими группами почти всегда воспринимается ими как ценностный конфликт, как борьба за сохранение. Иногда стремление этносов к самоидентичности, созданию исторических мифов приводит к формированию этноцентризма и противопоставлению себя остальным, что вызывает этнический национализм и сплачивает людей лишь на основе ненависти к другим культурам, провоцирует этномотивированный терроризм.
Подменяются истинный ценности, ставится знак равно между национальной борьбой и уничтожением людей по принципу этнической и гражданской принадлежности.
В процессе взаимодействия студентов в полиэтнической среде в вузе иногда возникают конфликтные ситуации, которые могут разрешиться позитивно или перерасти в конфликт. Каждый студент имеет на начальном этапе обучения в вузе различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах организации студенческой жизни. Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного студента является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений.
Новизна проекта заключается в том, что в нем представляются возможные пути теоретического и практического изучения региональной конфликтологии, которая представляет сегодня одно из наиболее перспективных и востребованных направлений исследования возникших проблем в полиэтнической молодежной среде. Все реальные конфликты, происходящие в России, не могут быть изучены без учета специфики конкретного региона. Анализ позволяет своевременно выявить предпочтения молодежи в регионах России и способствовать эффективному взаимодействию. Отличительными признаками региональных конфликтов является уточнение понятия "регион" и "региональная конфликтология", выделение основных факторов, влияющих на характер региональных конфликтов и формирование конфликтологической компетенции.
Практическая значимость проекта заключается в разработке специальных форм взаимодействия студентов первых курсов в процессе учебной и внеучебной деятельности, позволяющей не только преодолеть трудности начального адаптационного периода обучения в вузе, но и сформировать специальные качества толерантности.
Изучением способов предотвращения конфликтных ситуации занимались многие ученые, такие как А.М. Бандурка, Н.В. Гришина, Скотт Дж., В.С. Алишев, И.Е Ворожейкин, Д.К. Захаров, А.В. Дмитриев, А.Я. Анцупов, Г.М. Андреева и др. Однако, несмотря на наличие достаточного количества теоретического материала, анализа работ зарубежных и отечественных психологов, социологов и конфликтологов по проблеме конфликтов, технологии предотвращения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении, в полиэтнической молодежной среде на сегодняшний день изучены недостаточно полно: прослеживается слабая конфликтологическая подготовка студентов, неумение на практике управлять конфликтами в коллективе, находить оптимальные способы их разрешения и предупреждения.
Рассматривая проблему развития конфликтологической компетенции в студенческом коллективе, нельзя ни отметить социально - психологические особенности полиэтнической молодежной среды. Отличительными признаками, которой являются: совместная учебная деятельность; наличие общих интересов, целей и задач; единая организация и управление; относительная устойчивость и длительность функционирования.
На основе вышеизложенного можно заключить, что развитие конфликтологической компетенции невозможно также без рассмотрения социальных конфликтов и методов их предупреждения, без изучения контекста, в котором они реализуются. Таким контекстом служит организация и содержание процессов ее функционирования.
•1. Цель и задачи проекта
Целью проекта является создание системы формирования конфликтологической компетенции как компонента социально-психологической адаптации студентов в полиэтнической среде региона Восточной Сибири.
В задачи проекта входит:
В качестве критериев социально-психологической адаптированности выступают:
- нахождение своего места в социальной структуре;
- способность развиваться в соответствии со своим жизненным потенциалом,
- субъективное чувство удовлетворения своим окружением и межличностными отношениями.
Основными методами исследования являются:
Мероприятия
•1. Изучение особенностей адаптации и конфликтологической компетенции полиэтнической молодежной средыстудентов первых курсов
В нашем университете ежегодно в конце октября - начале ноября уже несколько лет проводится исследование адаптации студентов - первокурсников к обучению в вузе в рамках работы лаборатории социально-психологических проблем образования. В работе лаборатории проявляют высокую активность студенты старших курсов.
Важность проблемы адаптации студента к новым условиям жизни и деятельности часто недооценивается. Зачастую считается, что любой человек достаточно быстро - за 1-2 недели способен приспособиться к изменению условий, не учитывая того, что мы имеем дело с коренной перестройкой жизнедеятельности, которая является очень сложной. Действительно, большинство людей достаточно успешно справляется с предъявлением повышенных требований к своему организму, однако такое приспособление имеет определенную физиологическую и психологическую цену, уменьшить которую и сделать приспособление более эффективным можно с помощью специальных мероприятий.
Мы считаем важным изучение особенностей учебной, социально-психологической адаптации и конфликтологической компетенции первокурсников, поскольку одна трудность вытекает из другой.
Учебная адаптация. Ее изучение начинается с исследования мотивации, так как без мотивации деятельности нет.
Исследование мотивации выбора вуза показывает, что если в 2005 году более 90% студентов отмечали интерес к иностранным языкам, то в 2010 году в среднем на этот мотив выбора указывают 65% опрошенных (для перевода и переводоведения - 86%). На интерес к специальности указывают 30%. Считают свой выбор сделанным случайно, из-за желания уехать за границу, по совету знакомых и пр. гораздо меньшее число студентов, нежели это отмечалось в предыдущие годы.
Не жалеют о выборе через два месяца обучения 89% студентов, не жалеют, но появляются некоторые сомнения у 8% опрошенных. Таким образом, мотивация к обучению была первоначально и сохранена на первом этапе адаптации.
Отмечают, что их жизнь существенно изменилась после начала обучения в ИГЛУ 76%, при этом называют главным образом отсутствие свободного времени для встреч с друзьями, жизнь в другом городе, проявление большей ответственности и самостоятельности, знакомство с интересными людьми, изменение режима дня.
На занятия ходят с удовольствием в среднем 65% студентов, принимавших участие в анкетировании, но их число существенно колеблется для разных специальностей или направлений подготовки. Кстати, в 2005 году число таких студентов было таким же. 15% говорят о том, что ходят на занятия для того, чтобы не было проблем. Появилась новая категория студентов, которые ходят на занятия для получения необходимого количества баллов - 10% обследованных.
Трудности в процессе обучения испытывают часто у 20% студентов (в 2005 году 10%), иногда - у 67% . При этом по сравнению с 2005 годом несколько увеличилось число студентов, испытывающих трудности при изучении любого материала (от 3% в 2005 года до 9% в 2010).значительно увеличилось число студентов, испытывающих трудности при изучении иностранного языка ( от 10% до 41% в 2010 - примечание: в 2005 году в исследовании не учитывались данные по факультету восточных языков).
Основной причиной возникающих трудностей единицы студентов называют нерегулярное посещение занятий, ранее эту причину отмечали 25% студентов. Мы видим в этом снижении среди прочего влияние введения БРС. Снизилось с 20% до 8% число студентов, считающих основной причиной своих трудностей неинтересное обучение. Но высоким остается число тех, кто отмечает неумение организовывать свою деятельность, правильно распоряжаться временем (более 30% при каждом исследовании).
Также мешает достичь успехов в учебе неорганизованность и неумение планировать свое время; боязнь и неумение выступать перед аудиторией; неуверенность в своих силах. Более ранние исследования показывают, что таких студентов было гораздо больше. Так в 1993 году отмечали неумение планировать свое время 66% студентов, страх перед публичным выступлением - 71%, неуверенность в собственных силах - 43% студентов-первокурсников.
Таким образом, диагностика учебной адаптации студентов позволяет выявить основные проблемы. Кроме того, сопоставление анкетных данных с итогами промежуточных аттестаций, позволяет оценить уровень адаптации. Сделает более полной картину адаптации определение индивидуально-психологических особенностей студентов: определение уровня личностной и реактивной тревожности; определение уровня экстраверсии - интроверсии - нейротизма; САН (самочувствие, активность, настроение)... Основные пути повышения эффективности учебной адаптации состоят как в учете индивидуально-психологических особенностей студентов, так и в разработке мероприятий по введению в учебную деятельность. Это может быть спецкурс или введенные в сетку расписания занятия по обучению работе на лекциях, семинарах, выполнению СРС. Очень полезными для студентов первого курса специальные занятия по тайм-менеджменту, которые могут проводить студенты старших курсов.
Социально-психологическая адаптация рассматривается нами как процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. В отличие от биологической адаптации в социально-психологической присутствует единство приспособительной и преобразовательной деятельности. У человека преобразуются психологические качества и поведение в ответ на требования среды и изменяется сама социальная среда в ходе удовлетворения адаптивной потребности.
Взаимоотношения в студенческой группе - один из основных показателей социально-психологической адаптации. Довольны тем, что учатся именно в этой группе 86%, не довольны - 10%.
Отмечают, что в группе хорошо общаются все члены группы, - 62%; общение происходит в основном в мини-группах - по мнению 27% опрошенных. Отметил, что не общается в группе, только один человек. Отношения в группе оценивают как дружеские и отношения сотрудничества и взаимопомощи большинство студентов, участвовавших в исследовании. О наличии конфликтных отношений в этом году не заявил ни один из первокурсников. Для сравнения: в 2005 году наличие конфликтов в группе отмечали 10%.
Надо сказать, что динамика групповых отношений в большой мере зависит от ее композиционного состава: процессы быстрее развиваются в неоднородных группах. Ранее в ИГЛУ было много групп, в составе которых были только девушки, сейчас большинство групп смешанные, и групповые процессы в них протекают интенсивнее: быстрее происходит и дифференциация и интеграция. То же самое наблюдается для групп с разнородным этническим составом.
Для управления развитием группы уже на первой неделе обучения проводится начальный социально-психологический тренинг, призванный снять настороженность по отношению к новому социальному окружению. Оказалось, что такое очень несложное психологическое воздействие вызывает значимый эффект. В дальнейшем коррекция групповых отношений также может проводиться с помощью тренинговой работы.
Другой уровень отношений, который важен для процесса обучения, это отношения студента с преподавателями. Согласно исследованиям 2010года с большинством преподавателей хорошие отношения у 80% опрошенных студентов, хорошие отношения с 1-2 преподавателями у 5%,; считают, что преподаватели и студенты безразличны друг другу 12% студентов. В качестве основной причины возникновения трудностей в учебной деятельности 4 % опрошенных называют не сложившиеся отношения с преподавателем. Последний показатель являлся таким же и в исследованиях 2001, 2005 годов. Это достаточно много, тем более, что выявить это неблагополучие труднее - студентам проще рассказать психологу о не сложившихся отношениях с товарищами, чем с преподавателем. В подобной ситуации важна роль куратора, как впрочем и в других вопросах, связанных и с учебной, и с социально-психологической адаптацией.
В этом году исследования показали, что большинство первокурсников знают своего куратора (2 человека ответили, что не знают). В основном он воспринимается как информатор в организационных вопросах (77% опрошенных), но он также помощник в учебе (28%), контролер учебной деятельности (23%), человек, помогающий разобраться в сложных жизненных ситуациях (19%), В графе открытых ответов на этот вопрос : «Просто хороший человек». Именно куратор первым может узнать о неблагополучии в отношениях с товарищами или с преподавателем. Часто он сам и разрешает ситуацию. Если же это сделать трудно, существует Психологический центр ИГЛУ, планируется открытие центра урегулирования конфликтов.
Таким образом, возможны и случаются конфликтные ситуации и актуальные конфликты и в студенческой среде, и между преподавателями и студентами, но они не носят распространенного характера, и существуют механизмы их предупреждения и разрешения.
Одним из важных компонентов социально-психологической адаптации является адаптация в полиэтнической среде. Результаты этих исследований нам сравнивать не с чем - ранее подобного блока в исследовании не было. Поэтому представляем эти результаты лишь как результаты пилотного исследования, выявляющего наличие или отсутствие проблемы.
Исследование показало, что этот блок вопросов в наибольшей степени вызывает затруднения - некоторые студенты избегают отвечать на вопросы, связанные с межэтническими отношениями.
Испытывают неприязнь к представителям других национальностей 21%, не испытывают - 61% студентов, принимающих участие в анкетировании. Не знают - 11% опрошенных. Но при этом, оценивая конкретную ситуацию, ответили, что относятся к тому, что в их доме живут представители других национальностей положительно - 27%; нейтрально - 61%; отрицательное - 7%. Считают для себя возможным вступить в брак с человеком другой национальности 41% и столько же считают, что национальность при выборе мужа или жены не имеет никакого значения. Не считают подобное для себя возможным в настоящее время 22%.
Таким образом, восприятие межнациональных вопросов своеобразное: у него есть два плана - более общий и более частный, конкретный. Поэтому ответы на вопросы трудно анализировать. Они по-разному оцениваются тогда, когда отвлечены и когда в них появляется личностный смысл. ТО есть стереотипы чрезвычайно сильно проявляются в этой сфере отношений. При этом стереотипы - это часто незнание, а оно и порождает тревогу, беспокойство.
Считают, что существуют серьезные проблемы взаимоотношений людей разных национальностей 77% опрошенных студентов, отметили, что таковых проблем нет 16%.
Оценивают состояние межнациональных в нашем регионе как хорошее - 16% опрошенных студентов; как нормальное - 61%; как плохое - 20%.
На примере этой адаптации мы видим влияние среды на личность адаптирующегося человека: прошло 2 месяца обучения, а студенты отмечают влияние социальной среды на отношение к представителям других национальностей: считают, что они стали более толерантными 21% опрошенных студентов. Возможно, это не изменение толерантности - определить это понятие точно студенты не могут, что также показало наше исследование, но они отрефлексировали происходящие в себе изменения, что и отражает преобразующую функцию социально-психологической адаптации.
Тем не менее, проблема формирования толерантности остается значимой для студентов ИГЛУ, а исследования компонента адаптации в полиэтнической среде будет совершенствоваться.
Опрос показал, что собственная национальная принадлежность важна или очень важна для 51% студентов. 34% ответили, что она не важна, остальные 15% не смогли ответить на этот вопрос, так как никогда об этом не задумывались.
Национальная принадлежность друзей и знакомых важна для 16% опрошенных, не важна - для 83%. При этом имеют друзей - представителей других национальностей - 89% опрошенных.
Ответили, что в их окружении относятся к представителям других национальностей хорошо 49% студентов, нейтрально- 48%, скорее плохо - 3%
Относятся к внешнему выражению принадлежности к своей национальности у других людей положительно - 56% опрошенных, нейтрально - 37%, отрицательно - 4%.
Сталкивались с предрассудками в отношении людей других национальностей -33% студентов, принимавших участие в анкетировании; с хулиганскими действиями на межнациональной почве - 29%; с неприязненным отношением к людям других национальностей - 50%.
Утверждают, что испытывали национальное унижение 14% студентов, остальные 86% это отрицают.
Участвовали в межнациональных конфликтах 11% опрошенных, не участвовали - 11%, были свидетелем - 2%.
Обучение в лингвистическом университете изменило, сделав более толерантным, 21% опрошенных, у двух человек отношение к представителям других национальностей стало менее толерантным, не изменились по отношению к людям других национальностей 77% опрошенных.
Подавляющее большинство опрошенных утверждает, что не сталкивались с фактами неприязненных отношений в нашем университете (95%), но при этом известны случаи конфликтов на межнациональной почве между студентами 15% опрошенных.
Считают, что объединяет людей других национальностей общение - 49% студентов первого курса, интерес к чужой культуре - 50%, общие цели - 50%. Отметили, что им интересны передачи о международных отношениях, традициях и обычаях - 11%, иногда интересны - 37% (всего - 48%).
Отталкивают друг от друга людей разных национальностей: культурные различия - 29%; установки и стереотипы - 61%; незнание национальных особенностей других народов - 26%; тревога за собственную безопасность - 20%.
Отметили, что обладают терпимостью по отношению к людям других национальностей, 64% опрошенных, а то, что их терпимость определяется обстоятельствами - 26% студентов.
Считают основным признаком толерантности уважение к людям других национальностей - 27% опрошенных; умение понять других людей - 26%; тактичность - 15%; воспитанность - 12%.
•2. Создание психологического Центра по изучению адаптации и формированию конфликтологической компетенции
Психологическая служба - явление не новое, и уже накоплен достаточно большой опыт в реализации помощи учащимся учебных заведений. Но вся проблема состоит в том, что опыт психологической службы в вузе не достаточно большой и служба в вузе практически дублирует психологическую службу в среднем учебном заведении. Безусловно, в модели любой психологической службы есть структурные единицы, которые обязательно должны присутствовать, например, такие как консультирование и тренинги. Но хочется обратить внимание на то, что в особенностях учащихся школ и вузов есть различия, прежде всего это очень сильное стремление к самосовершенствованию, активному проявлению себя и в какой-то мере продолжающийся протест требованиям и советам со стороны старших по возрасту. То есть психолог вуза решает проблему, как стать партнером по общению, а не старшим товарищем. Причем мы заметили еще одну особенность.
В результате проведенных нами исследований локуса контроля мы получили следующие выводы: большая часть студентов имеет локус контроля, расположенный вне себя, то есть человек переносит ответственность за свое поведение и поступки на тех, кто находится и вне. И понятно, что к окончанию учебного заведения студенты должны иметь локус контроля, расположенный внутри себя, то есть они должны научиться быть ответственными за свои поступки. Все вышеизложенные данные мы приняли во внимание при создании модели психологического Центра. В модель Центра могут войти обязательные и общеизвестные структурные единицы психологической службы:
3. Развитие форм психолого-педагогического сопровождения эффективной адаптации студентов в полиэтнической молодежной среде региона Восточной Сибири
Основные направления работы Центра и формы проведения работы по психолого-педагогическому сопровождению эффективного обучения в вузе можно объединить в два направления. Это психопрофилактическая и развивающая работа.
Психологическая профилактика рассматривается как целенаправленная работа по предупреждению возможных негативных явлений в психическом и личностном развитии первокурсников, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в студенческих коллективах и является неотъемлемой частью работы преподавателей вуза и студентов старших курсов. Основные формы психопрофилактической работы: лектории для студентов, заседания психологического клуба; профилактическая диагностика; коммуникативные тренинги, составление рекомендаций по индивидуальной работе со студентами; семинары, круглые столы, деловые игры и т.д.
Выбор целей и направленности психолого-педагогического сопровождения, т.е. стратегия его осуществления, определяется двумя основными принципами: нормативности развития и системности развития психической деятельности. Тактика работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа сопровождения.
Принцип нормативности основан на закономерностях психического развития, значении последовательности его стадий для формирования личности студента. Он постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития как своеобразного эталона.
Принцип коррекции «сверху вниз» ставит в центр внимания создание зоны ближайшего развития личности и деятельности первокурсника.
Принцип системности обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического становления личности юношей и девушек.
Деятельностный принцип определяет сам предмет работы через организацию соответствующих видов деятельности студента путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Содержание и выбор методов психолого-педагогической работы обусловлены спецификой объектов, их состоянием, а также предметом, формулируемым в психологической практике на языке трудностей студентов.
По содержанию выделено общее личностное сопровождение, сопровождение отдельных сторон, сфер и качеств личности, сопровождение учебной деятельности и отношений.
Личностное сопровождение направлено на позитивное изменение Я- концепции студента, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Оно предполагает работу по преодолению дисгармонии, незрелости, невротичности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений первокурсника.
Сопровождение познавательной сферы направлено на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, выработку когнитивных стилей познавательной активности.
Сопровождение эмоциональной сферы связано со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей первокурсника, разрушением аффективного образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды. Оно предполагает развитие социальных эмоций и способов безопасного эмоционального реагирования и формирование навыков эмоционального контроля поведения у первокурсника.
Сопровождение поведенческой сферы связано с формированием внутренней позиции студента, овладением навыками саморегуляции и самоконтроля, преодолением негативных стереотипов в процессе обучения в вузе.
Сопровождение взаимоотношений в группе студентов предполагает изменение социальной ситуации, ее субъективного восприятия и развитие социального интеллекта, интуиции, эмпатии и рефлексии; повышение социального статуса; разрешение внутренних и внешних психологических конфликтов.
В рамках психодинамического подхода организуется игротерапия и арттерапия. Поведенческий подход связан с формированием у первокурсников оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения, развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развития саморегуляции (скилл-терапия). Коммуникативный тренинг как активный процесс учебного взаимодействия студентов и преподавателей является не только деликатной и уважительной формой общения, но и обладает некоторым специфическим содержанием эффективной адаптации к обучению в вузе, позволяет преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность студента.
В рамках адаптации первокурсников к обучению в вузе организуются такие формы взаимодействия как: мотивационный тренинг, тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности); коррекционные игры психологов со студентами; коллективные игры; игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда); статусная психотерапия; социальная терапия (изменения отношения группы к студенту благодаря устойчивой высокой оценке преподавателями).
В решении вопросов повышения самооценки, снижения тревожности, повышенной эмоциональной напряженности, пассивности, конформизма организуются психогимнастика, холдинг-терапия, арттерапия, психодрама и другие формы десенсибилизации.
Наибольший интерес у студентов первого курса вызывают тренинги прогнозирования поведения, развития межличностных отношений и креативности, гимнастика чувств, преодоления конфликтов, личностного роста и развития чувств.
Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов к обучению в вузе позволит не только улучшить успеваемость, обеспечить сплоченность группы, но и создаст максимум благоприятных условий для постоянного прогрессирования в сфере профессиональной деятельности уже на первом курсе.
Важным компонентом эффективной адаптации и конфликтологической компетентности является межкультурная деловая коммуникация. Организация работы по данному направлению может включать как обучение психологическим основам общения, так и научно-исследовательскую работу по изучению коммуникативной компетенции личности и разработке конкретных путей повышения эффективности делового общения и конфликтологической компетентности. Кроме того, можно внедрять такие формы услуг:
Примерное содержание деятельности по формированию конфликтологической компетентности
Работа со студентами:
Работа с преподавателями и кураторами:
Работа с родителями (родительская академия):
Деловая игра "Наставничество"
Актуальность:
Цель игры: Социализация студентов средствами повышения уровня собственной конфликтологической компетентности. Для этого мы планировали решить ряд задач:
Программа "Наставничество"
Цель: Обучение наставников для осуществления психологического сопровождения студентов. Обучение по данной программе проходит по следующим основным принципам:
Используемые методы:
Структура занятий: Цикл занятий состоит из 14 4-х часовых семинаров-тренингов и 40-часовых практических занятий, проводимых на анализе непосредственной работы в студенческих группах. Время на занятиях отводится не только знакомству с теоретическим материалом, но и отработке упражнений по освоению практических навыков, ролевому тренингу и играм. Содержание практической части:
Основная тематика практических занятий:
Критерии, применяемые при отборе решения:
Возможные последствия. Дерево возможностей. Ролевые игры.
Одной из наиболее частых ситуаций, с которой сталкиваются наставники, являются попытки преуменьшения роли наставников и обесценивания того, что они предлагают делать.
Основные способы обесценивания:
В случае обнаружения, что кто-то из участников группы использует против вас указанные способы, проще всего достаточно решительно попросить прекратить это делать. Если не происходит ожидаемого, можно использовать следующие способы:
Одной из наиболее общих форм обесценивания является смех. Используя навыки активного слушания, стоит выяснить, какое конкретное из вышеперечисленных чувств за этим стоит, и использовать предложенные методы нейтрализации. Однако надо отметить, что иногда единственным способом прекратить смех является собственная серьезность и искренность.
Организация направления работы в области этнопсихологии и конфликтологии обусловлена, с одной стороны, необходимостью анализа национально-культурной специфики языкового сознания носителей разных языков, с другой - малой изученностью психологии народов, населяющих территорию Сибири и Дальнего Востока и низким уровнем конфликтологической компетенции.
Целесообразно начать работу с исследования следующих проблем:
Перспективными партнерами для реализации совместных проектов в рамках РУМЦ являются Бурятский государственный университет, Якутский государственный университет, школы г. Улан-Удэ, г. Якутска, Усть-Ордынского округа.
Таким образом, можно говорить о необходимости создания при кафедре психологии лаборатории социально-психологических проблем и новой структуры - Психолингвистического центра, который в большей мере решал бы проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности лингвиста и конфликтолога.
В условиях непрерывного образования и самообразования специалиста необходимо создавать предпосылки успешности учебной деятельности студентов. Одним из основных подходов кафедры психологии к решению этой задачи является индивидуализация обучения.
Техническое обеспечение:
•1. Компьютерный класс (на 5-6 компьютеров) для кафедры психологии. Необходимость этого определяется многими причинами, в частности, тем, что современная психологическая диагностика осуществляется в большинстве случаев с помощью компьютеров. Компьютерные классы, имеющиеся в настоящее время в университете, не позволяют организовывать и обучение, и исследования.
•2. Комплексы компьютерных программ (формируются в соответствии с целями работы).
Следующим направлением улучшения учебного процесса средствами психологии и физиологии высшей нервной деятельности является оптимизация психофизиологической и социальной адаптации студентов, повышение успешности изучения иностранных языков. Задачами данного направления работы являются
Необходимое программно-техническое обеспечение: Психодиагностические системы типа « Ягуар», "Uni. - тест», «УМ», автоматизированные системы профилактического осмотра АСПОН или АМСАД. На начальном этапе исследования (до приобретения автоматизированных систем) - приобретение следующих компьютерных программ:
Кроме того, нужны: Прибор для изучения критической частоты слияния мельканий 3500 руб.), Прибор РДО - реакция на движущийся объект (3500 руб.).
Финансовая деятельность психологического Центра
Основные направления оказания различных платных услуг связаны с деятельностью Центра психологии, в котором предусмотрено выделение специальной группы для коммерческой работы с населением и организациями.
Можно отметить следующие конкретные направления работы:
1. Предложение конкретных услуг населению:
4. Формирование социального портрета студента ИГЛУ в полиэтнической молодежной среде региона Восточной Сибири
Студенчество - это социально-возрастная группа населения, которая находится в ответственной стадии вторичной социализации, связанной с активным освоением культуры человеческих отношений, общественного и профессионального опыта, социальных норм и ролей. В этот период студенческая молодежь решает личностные проблемы взросления и самоопределения в социальном мире. При этом развитие молодого человека, обучающегося в вузе, определяется тем, насколько общество в целом, и образовательное учреждение в частности, способно создавать жизнеутверждающую социокультурную среду, позволяющую формировать конструктивные начала и позитивные личностные смыслы в процессе его становления.
Важным показателем эффективности процесса социализации в вузе можно считать активность самих студентов в различных областях жизни. Поэтому сферы общественно-полезной, политической, спортивно-оздоровительной, творческой деятельности создают значительные возможности для воспитания и развития личности студента, а его активность в этих сферах отражает уровень социализации личности и развития ее социальной компетенции.
В качестве конкретных показателей активности нами рассматриваются:
- в сфере общественно-полезной деятельности: участие в трудовых мероприятиях; работа в общественных организациях; участие в волонтерском движении;
- в сфере политической жизни общества: отношение к политической деятельности вообще, участие в выборах; работа в молодежном парламенте;
- в сфере спортивно-оздоровительной деятельности: занятия физической культурой и спортом (в секциях и самостоятельно); наличие спортивного звания; участие в спортивных соревнованиях;
- в сфере творческой деятельности: участие в культурно-массовых мероприятиях; активность в работе кружков и студий. Определяются показатели активности с помощью различных видов опросов студентов.
Если исходить из того, что целостное личностное становление студента - это единство его общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития, есть смысл именно в этом контексте рассмотреть социальный портрет студента ИГЛУ. Так как социальный портрет - динамическая типизация, усреднение явления, приводимые данные характерны для сегодняшнего поколения студентов, обучающихся в ИГЛУ.
Становление духовно-нравственной культуры молодежи в вузе является важным условием эффективной профессиональной реализации, так как подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе, доброжелательность к людям, ответственность за результаты своего труда. Сложность этого процесса состоит в необходимости интеграции двух начал - общественного (нравственного) и индивидуального (духовного). Человек созидает себя, и благодаря духовности нравственные законы внутри человека действуют более сильно, чем давление любых внешних обстоятельств.
Духовно-нравственное развитие студента всегда подразумевает духовную зрелость преподавателя. Ведь именно он должен обладать всем тем набором духовных качеств, которые хотел бы видеть у своих студентов. Формирование духовно-нравственной сферы студента в полиэтнической среде связано со становлением ценностно-нормативной системы. Ценностные ориентации личности - это направленность на цели, принимаемые ею в качестве позитивно-значимых (благих, правильных, высоких и пр.) в соответствии с принятыми в обществе образцами, а также имеющимся у человека жизненным опытом и индивидуальными предпочтениями. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека. Они определяют взаимоотношения человека с другими людьми, преобразования личности, в том числе, и по отношению к самой себе, в целом определяют его образ жизни.
Анализ кадрового потенциала для создания психологического Центра
На кафедре психологии и безопасности жизнедеятельности сложился стабильный коллектив высококвалифицированных преподавателей, имеющих опыт научно-исследовательской и практической психологической деятельности со студентами. Сегодня на кафедре работают 2 профессора и 6 доцентов (кандидаты медицинских, психологических и биологических наук). В настоящее время сотрудники кафедры оказывают на общественных началах немало психологических услуг, которые можно перевести в разряд платных (тренинги, индивидуальное психологическое консультирование и пр.). Кроме того, у кафедры есть опыт оказания платных образовательных услуг - это спецкурсы, коммерческие курсы подготовки домашних педагогов и гувернеров.
У сотрудников кафедры высокий творческий потенциал, который проявляется в том числе в разработке интересных идей перспективного сотрудничества с различными подразделениями МЧС, Центром занятости населения, школами города и т.д., реализация которых возможна при наличии в ИГЛУ отдельной структуры - Психологического центра лингвистического университета, так как статус Центра предпочтителен при реализации внешних проектов.
Определенные достижения кафедры за прошедшие годы сделали возможным открытие новой специальности «Конфликтология», которая будет достаточно востребована на современном рынке труда. Поэтому у кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности появляются ясные перспективы развития и расширения своей деятельности в рамках дальнейшей адаптации студентов первого курса в полиэтнической молодежной среде региона Восточной Сибири.
Специальность «Конфликтология», для которой кафедра психологии и БЖ является выпускающей кафедрой, также определяет достаточно позитивные перспективы развития кафедры. Это усиление и расширение связей кафедры с различными структурами, заинтересованными в подготовке специалистов по конфликтологии.
Таким образом, можно предположить, что психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников к обучению в вузе позволит: