ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПО НАЛИЧИЮ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПО НАЛИЧИЮ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Детские страхи - это проблема столько же непростая, сколько актуальная для родителей, психологов и психотерапевтов.

В современном мире увеличивается социальная нестабильность, вследствие этого, на детей обрушивается множество неблагоприятных факторов. Российскими психологами и психотерапевтами отмечается рост числа детей с разнообразными страхами. Поэтому проблеме детских страхов уделяется много внимания.

Детские страхи, как правило, обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Но если страх не уходит и задерживается на долгое время, то это может говорить о серьёзных проблемах психического развития ребёнка. Причинами могут быть:ослабленностьнервной системы ребёнка, конфликтные отношения в семье, неправильное поведение родителей, слишком требовательное отношение к ребёнку и многие другие проблемы коммуникативной сферы. Как правило, отношение к этой проблеме неправильное. Большинство родителей просто не обращают внимания на страхи своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно и ничего не делает для их устранения, и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Психика ребёнка очень ранима, чувствительна к внешним изменениям и неспособна противостоять им, поэтому нужно быть особенно внимательным ко всему, с чем взаимодействует ребёнок.

По данным А. И. Захарова страхи и другие эмоциональные нарушения корректируются и проходят без последствий у детей до 10 лет. Поэтому чрезвычайно важно вовремя обратиться к специалисту, диагностировать страхи и принять меры по их  преодолению.

Объект исследования: детские страхи.

Предмет исследования: различия по группам детских страхов между мальчиками и девочками дошкольного возраста.

Цели исследования: выявить различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста по разным группам страхов.

Гипотеза:

1. Между мальчиками и девочками дошкольного возраста существуют различия по общему количеству страхов.

2. Имеется различие между мальчиками и девочками дошкольного возраста по  отдельным видам страхов.

Задачи данной работы:

  • 1. Провести экспериментальное исследование различий между мальчиками и девочками дошкольного возраста по группам детских страхов;
  • 2. Обработать результаты статистическими методами и обсудить их.

В исследовании участвовали дошкольники подготовительной группы (6-7 лет) из муниципальных дошкольных учреждений № 106 г. Екатеринбург и №6 г. Камбарка. Выборка составила всего 30 человек, из них 15 мальчиков и 15 девочек.

В нашем исследовании  использована психодиагностическая методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».

«Страхи в домиках» - совмещение двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом» (Панфилова). Целью методики является выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей (медицинские, социально-опосредованные страхи, страх смерти и т. д.).

Детям предлагались  два нарисованных на отдельных листах бумаги дома красного и чёрного цветов. Затем их просили расселить перечисляемые страхи по этим домикам: «страшные» страхи - в чёрный дом, «нестрашные» - в красный.

Предлагалось изображать страх на выбор либо в виде точки, либо в виде  небольшого рисунка внутри дома. Можно отметить, что мальчики чаще изображали страхи в виде точки или кружочка, а девочки рисовали картинку, ассоциировавшуюся у них с этим страхом (например, пауков, молнии, машины и т. д.).

После выполнения задания детям предлагалось нарисовать на двери домика замок и закрыть его на ключ, который они затем выбрасывали. Это делалось для того, чтобы успокоить актуализированные во время проведения исследования страхи.

Также во время проведения всей методики детям задавались сопутствующие вопросы, что делало процесс прохождения не столь скучным и вносило некоторое разнообразие. Дети с удовольствием отвечали на эти вопросы и рассказывали много о себе и о своих увлечениях.

Математический анализ полученных данных проводился с помощью двух показателей:  критерия Стьюдента и критерия Фишера. Устанавливались различия показателей  мальчиков и девочек, во-первых, по общему количеству страхов у каждого ребёнка и, во-вторых, по присутствию отдельных видов страхов в каждой группе детей.

1. Результаты сравнения по общему количеству страхов у каждого ребёнка:

Критерий Стьюдента составил 0,577; критическое значение - 2,05, что свидетельствует о недостоверности полученных различий.

Критерий Фишера составил 0,3329; критическое значение - 4,2, что также говорит о недостоверности полученных различий.

Следовательно, различий по общему количеству страхов между мальчиками и девочками не обнаружено.

2.      Результаты сравнения по присутствию отдельных видов страхов в каждой группе детей:

Критерий Стьюдента составил 0,232; критическое значение - 2,05, что свидетельствует о недостоверности полученных различий.

Критерий Фишера составил 0,054, критическое значение - 4,2, что также говорит о недостоверности полученных различий.

Следовательно, различий по присутствию отдельных видов страхов между группами мальчиков и девочек не установлено.

Обобщая, можно сказать, что  гендерных различий по страхам у детей дошкольного возраста не обнаружено.

Стоит отметить, что вывод актуален именно для этой выборки детей. Мог иметь значение тот фактор, что дети воспитываются примерно в одинаковых условиях в пределах детского сада. Возможно, на большой выборке результаты получились бы другие и гипотезы подтвердились бы. На мой взгляд, это открывает простор исследованиям в данной области.

Просмотров работы: 69