В настоящее время мы все чаще слышим «Программа развития малого бизнеса», «Помощь малому бизнесу » и др. А что вообще такое малый бизнес? И зачем он нужен? Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия. Для каждой страны существуют определенные критерии определения малого предпринимательства. Цель малого предпринимательства - это увеличение рабочих мест государства, причем не просто занять людей, а возможность приумножить человеческие ресурсы страны. Учитывая то, что предприятие малое, оно и быстрее реагирует на местные условия хозяйствования. Малое предприятие достаточно легко открыть, и оно мало затратно по сравнению с крупным бизнесом.В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
Так же существует в Российской Федерации ограничение по выручке. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
Рассмотрим разделение малого предпринимательства по отраслям (рис 1).
Как мы видим большая доля малых предприятий занята в торговле, что говорит о прибыльности этой отрасли.
Рассмотрим малый бизнес на примере 3-х зарубежных стран: Японии, Германии и Соединённых Штатов Америки.
Градация предприятий в США:
Так же существует ограничение по выручке. В США чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3 до 12 млн. $В США существует разделение по отраслям для малых предприятий (табл. 1).
Таблица 1 Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США в %
- |
менее 25 чел. |
менее 210 чел. |
менее 220 чел. |
менее 250 чел. |
Добывающая промышленность |
52,4 |
67,1 |
80,5 |
91,5 |
Перерабатывающая промышленность |
37,0 |
52,5 |
67,5 |
82,6 |
Оптовая торговля |
50,3 |
71,5 |
86,9 |
96,4 |
Розничная торговля |
64,9 |
81,5 |
91,1 |
97,2 |
Строительство |
64,5 |
81,7 |
91,8 |
97,6 |
Коммерческие услуги |
76,4 |
87,1 |
93,6 |
97,5 |
В среднем |
66,7 |
81,2 |
89,3 |
96,3 |
Как и в Российской Федерации, в Штатах большинство малых предприятий сосредоточено в торговле и строительстве. В США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих.
В Германии, например, существует 4 категории:
В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн.DM. Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.
В Японии малыми предприятиями считаются компании, в которых работают не более 300 человек, с оборотом не более 100 млн. иен. Таким образом, сложилась следующая структура малого бизнеса Японии. К малым предприятиям в Японии относятся: юридические лица их доля в малом бизнесе составляет 20%, на них работают 1,7 млн. чел., индивидуальные частные предприятия - 48% -4,1 млн. чел. и семейные хозяйства - 32% - 2,7 млн. чел.В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников - 80,6%, по объему продаж в розничной торговле - 80,4%.Ставки налогов на доходы бизнеса и кооперативов МСП составляют 27-28 % по сравнению с 38% для крупных фирм. В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 80% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - около 55% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15%. В настоящее время в Российской Федерации существуют налоговые льготы на доходы малых предприятий, но их не достаточно, как и поддержки со стороны правительства, чтобы поддерживать малые предприятия в меняющихся условиях рынка. Рассмотрим показатели,характеризующие значение малых предприятий в экономике отдельных стран (табл. 2).
Таблица 2 Основные показатели развития малого предприятия в разных странах
Страны |
Количество малых предприятий (в тыс.) |
Количество малых предприятий в ранге на 1000 жителей |
Доля работающих в общей численности занятых, % |
Доля малых предприятий в ВВП страны, % |
|
|
|
|
|
Великобритания |
2630 |
46,00 |
49,0 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37,00 |
46,0 |
50-54 |
Италия |
3920 |
68,00 |
73,0 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35,00 |
54,0 |
55-62 |
США |
19300 |
74,20 |
54.0 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,60 |
78,0 |
52-55 |
Россия |
836,2 |
5,65 |
9,6 |
10-11 |
Таким образом, Россия находится на последнем месте, что говорит, о недостаточном развитии малого бизнеса в стране и о плохой поддержке со стороны государства. Ведь у малого бизнеса есть много достоинств. В настоящее время он является самым мобильным и эффективным. Он более мобилен, способен адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, обладает высоким потенциалом быстрого насыщения рынка товарами, а главное - не требует больших размеров первоначального капитала для своего производственного или коммерческого старта.В заключение хотелось бы сказать, что в Российской Федерации малый бизнес только начинает зарождаться, и чтобы достигнуть результатов зарубежных стран, надо многое сделать.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
2. Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
3. «МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» - М.Г. ЛАПУСТА, Ю.Л. СТАРОСТИН, МОСКВА, «ИНФРА-М», 1998