Региональные особенности динамики уровня занятости малым предпринимательством в России в (2003-2009 гг.) - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Региональные особенности динамики уровня занятости малым предпринимательством в России в (2003-2009 гг.)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, поэтому я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны. Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что сектор малого и среднего бизнеса остается одним из важнейших критериев роста национальной экономики. Развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, за счет этого увеличивается число занятых, что приносит реальные деньги не только самим предпринимателям, но и в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Численность занятых в малом и среднем бизнесе влияет на все сферы нашей жизни - экономическую, политическую, социальную и научно-техническую. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого и среднего бизнеса, и оно должно стимулировать его развитие.

Целью данной курсовой работы является изучение динамики изменения  доли занятых в малом и среднем бизнесе по субъектам РФ за 2003-2009 гг.

В ходе написания данной работы были поставлены следующие задачи:

  • определить сущность и роль малого и среднего бизнеса в России;
  • изучить характеристики малого и среднего бизнеса в России;
  • проанализировать динамику уровня занятости в малом и среднем бизнесе по субъектам РФ за 2003-2009 гг.;
  • произвести сравнительный анализ числа занятых в малом и среднем бизнесе по субъектам РФ за 2003-2009 гг.;

Объектом изучения является - малое предпринимательство.

Предмет изучения - доля занятых в малом и среднем бизнесе по субъектам РФ за 2003-2009 гг.

При изучении данной темы были использованы следующие методы: статистический, аналитический, картографический, сравнительный.


Глава I. Характеристика и роль малого и среднего бизнеса в России

•1.1.  Понятие малого предпринимательства в России и его роль в экономическом развитии

«Малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями. Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. [1].

Спектр видов деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики. Вид деятельности малого предприятия определяется в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского хозяйства и строительства до лизинговых услуг и научно-исследовательской деятельности. Ряд видов деятельности, легализованных на территории Российской Федерации, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с федеральным законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». [2].

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики.

К основным преимуществам малого бизнеса можно отнести:

  • сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата.
  • малые предприятия являются более оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
  • более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
  • малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках.
  • относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
  • малые предприятия требуют меньше капиталовложений.
  • работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности. [3].

К основным недостаткам малого бизнеса относят [3]:

  • малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
  • зависимы от крупных компаний.
  • слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
  • малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
  • не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
  • малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

 Поскольку крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, то существование небольших предприятий ставится под угрозу. Но крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство, как правило, оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие. [4].

За счёт поддержки малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. 

Таким образом, малый бизнес может дать экономике:

  • необходимую насыщенность и мобильность рынка;
  • тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
  • ускорение процесса внедрения новых технологий;
  • среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
  • глубокую специализацию и кооперацию;

среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. [3,10].

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики - позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.

Из выше сказанного, очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.


1.2. Основные показатели развития малого предпринимательства

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. [5]. Можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие:

  • численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству);
  • размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов);
  • вид деятельности.

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического предприятия к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек - малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Что касается ограничения по статусу, то доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 % (п.1 ч.1 ст.4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). [6]. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия-60млн. рублей;
  • малые предприятия-400млн. рублей;
  • средние предприятия-1000 млн. рублей.

Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

В связи с приведенными выше критериями к основным экономическим показателям развития малого предпринимательства в 2009 году следует отнести (на основе статистической информации Росстата). [7].

-Число предприятий (на конец года) - число действующих на конец отчетного года юридических лиц - субъектов малого предпринимательства (включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более 2 лет), средняя численность работников  которых до ста человек включительно, выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год  без учета НДС  должна составлять не более 400 млн. рублей.

-Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек - рассчитывается на основании списочной численности и включает работников, работавших по трудовому договору и выполнявших постоянную, временную или сезонную работу один день и более. 

-Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек

-Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек

-Среднемесячная начисленная заработная плата работников за год - рассчитывается на основании сведений, полученных от предприятий, делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников, и на 12 месяцев.

-Оборот предприятий, млрд. руб. - включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

-Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. - представляют собой совокупность затрат, направленных на воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, формирование основного стада, насаждение и выращивание многолетних культур и т.д.).

-Основные средства, млн. руб.

-Оборотные активы, млн. руб.

-Капитал и резервы, млн. руб.

По моему мнению, наиболее важным критерием, определяющим степень развития малого бизнеса, является такой показатель, как доля занятых на предприятии. Важно изучить динамику изменения уровня средней занятости в малом и среднем бизнесе. Ведь малое предпринимательство обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.


1.3.Современное состояние малого предпринимательства в России

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. Данный закон «определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства».

Отраслевые пропорции в развитии малого предпринимательства страны специфичны и характеризуются преимущественным развитием четырех основных сфер деятельности - торговли и ремонта, операций с недвижимостью, обрабатывающей промышленности, строительства (Приложение 1). Это обусловлено в основном относительно быстрой окупаемостью вложенных средств и ориентацией на потребительский спрос. Коренным отличием отраслевой  структуры малого предпринимательства  России от развитых стран является то, что в РФ  вдвое выше доля занятых в торговле и ниже в 2 раза - в сфере услуг, в 5 раз - в сфере науки и информационных технологий и в 5 раз - в здравоохранении и сфере социальных услуг. [8]. Таким образом, малый бизнес охватывает почти все сферы экономической деятельности.  Поэтому, чтобы обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства  и  сферы услуг, создать необходимую атмосферу конкуренции и дополнительные рабочие места, необходимо развивать и всячески поощрять малое предпринимательство в нашей стране.

По уровню своего развития российское предпринимательство еще очень далеко от своих западных аналогов. В экономически развитых странах на долю малого бизнеса приходится более 90% от числа всех предприятий, более 50% ВВП, 60-70% занятого населения и около 30% приходится на производство экспортной продукции. В России же в 2009 году малый бизнес обеспечивал местами менее 17% работающего населения, производил 13-17% ВВП страны и менее 5% продукции на экспорт (показатели в 3-4 раза ниже, чем в экономически развитых странах). [9]. За период 2003-2009 гг. заметно вырос душевой показатель развития малого бизнеса (в 1,6 раз), достигший 9,5 предприятий на 1000 жителей, оказавшийся, однако, одним из последних среди развитых стран (в сравнении, в Европе он равен 45 предприятиям, в США - 74,2, Японии - 49,6).

Сфера малого бизнеса оказывает большое воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации, поэтому исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Из-за этого формируется средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России. [10].

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет развитие малого бизнеса и вынуждает направлять основные усилия предпринимателей не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

 Главная причина малого числа  малых  предприятий в России - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства  малых  предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Так же негативное воздействие на развитие   малого  бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. [11].

Остается еще много проблем, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса в стране. Главная из них - покупка и аренда помещений и земли, как для производственной деятельности, так и под офисы. Следует отметить, что за последние два года время, затрачиваемое предпринимателями на покупку помещений и земли, возросло почти в 10 раз. Помимо того что недвижимость становится все дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что служит благодатной почвой для коррупции чиновников. Особенно серьезное положение с предпринимательским климатом в таких территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие - бесперспективно. В основном здесь укомплектован торговый бизнес, а инновационные и производственные сферы, по существу, не развиваются, так как возможности развития отсутствуют.

Поэтому малое предпринимательство нуждается в государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров,  развития  системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную  роль играют принятие  и  исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

 Еще одной проблемой, не столько  экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне  и  ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку  предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени  и  денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику.  

 По моему мнению, в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной,  и  ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в  развитии  предпринимательской деятельности.

 В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка  и  рынка ценных бумаг, инвестиционного  и  венчурного  предпринимательства , информационной, консультационной  и  аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки  малого   предпринимательства , включая подготовку  и  переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности  и  привлечение иностранных инвестиций к  развитию   предпринимательства.

 Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости  и  иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование  и  предоставление гарантий под кредит.

Подводя некоторый итог исследованиям малого бизнеса в России, следует отметить значительное расхождение в отношениях к малому бизнесу в различных регионах. В одних регионах проблемы его развития связаны главным образом с бюрократическим произволом. В других регионах основным барьером для выхода на рынок становится острая конкурентная борьба.

Проблемы малого бизнеса можно свести к следующим группам [3,11]:

  • Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке;
  • Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности;
  • Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками;
  • Кредитная необеспеченность.

А сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

-Недостатки налоговой системы

-Отсутствие оборотных средств

-Низкий платежеспособный спрос населения

-Высокая арендная плата

-Экономическая политика государства

-Недоступность кредитов

-Дороговизна сырьевых ресурсов

-Слабое развитие внутреннего рынка

-Высокие тарифы на перевозки.

-Отсутствие производственных площадей

Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

Между тем, бизнес идеи в сфере малого предпринимательства предусматривают самые широкие возможности для внутреннего развития экономики. Не следует забывать, что малый бизнес в огромной степени обеспечивает занятость населения, что особенно актуально в период мирового экономического кризиса. Однако на данный момент в России доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет только около 20%. Эта цифра значительно ниже, чем в странах, демонстрирующих более успешные экономические показатели. В то же время российская экономика ещё сохраняет хорошие перспективы для увеличения социально-экономической значимости малого бизнеса. [13]. Современному развитию малого предпринимательства поспособствовали законодательные шаги в области лицензирования. Позитивную роль сыграло введение «упрощённой системы» налогообложения и определённые меры в развитии банковского сектора. Важнейшее значение имеют правительственные инициативы по пресечению коррупционного давления на малый бизнес, связанного с проведением незаконных проверок.

В настоящее время в России зарегистрировано около миллиона малых предприятий, численность работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса. Только ответственные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.

Экономический кризис 2008-2009гг.  привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров  и  услуг, а большинство средних  и  мелких предприятий, которые «держались на плаву» перестали существовать. Благодаря своей деятельности малый и средний бизнес  может поддержать российскую экономику.   Как уже было отмечено, появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест,  малым  предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да  и  это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но  и  регионов.  Что особенно важно и актуально в современной России, учитывая выделение Москвы и Санкт-Петербурга  и  огромный упадок субъектов Российской Федерации.   Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого   и  среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике  России  на последних этапах развития.


Глава II. Анализ динамики доли занятых в малом и среднем бизнесе России 2003-2009гг

2.1. Доля занятых малым бизнесом как показатель развития экономики

Основными статистическими показателями, которые характеризуют экономическое развитие малого предпринимательства в России, являются такие показатели как: число предприятий; среднесписочная численность работников (без внешних совместителей); средняя численность внешних совместителей; средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера; среднемесячная начисленная заработная плата работников; оборот предприятий; инвестиции в основной капитал; основные средства; оборотные активы; капитал и резервы (на основе статистической информации Росстата). [7].

Абсолютные показатели развития малого предпринимательства не являются в достаточной степени репрезентативными, поскольку зависят не только от уровня развития регионов, но и от численности населения, размеров субъекта, его географического положения. Например, Валовой Региональный Продукт Магаданской области составил на 2005 год 27167,8 миллионов рублей, что говорит об отставании в социально-экономическом развитии данного региона (в сравнении - ВРП Москвы составлял на 2005 год  4135154,6 млн. рублей). Но благодаря своему географическому положению (выход к Охотскому морю) в области хорошо развито рыбное хозяйство (удельный вес рыбной отрасли в объеме производства составляет 18 %). Поэтому в Магаданской области достаточно большое количество населения занято в сфере малого бизнеса (уровень занятости в малом предпринимательстве выше среднего). Также, несмотря на высокие значения некоторых экономических показателей малого предпринимательства в ряде регионов Уральского и Поволжского округов (например, Свердловская и Самарская области, Ханты-Мансийский автономный округ), в целом, наиболее развит малый бизнес в Центральном и Северо-Западном федеральных округах России (гг. Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Калужская, Ярославская области). Данные регионы характеризуются высокими среднедушевыми доходами населения и содействием региональных властей в организации малого предпринимательства, располагают крупными городскими агломерациями и выгодным приграничным и транзитным положением. [13].

В экономике наиболее ярким индикатором, отражающим уровень развития малого бизнеса является доля занятых.

Для расчета показателя доли занятых использованы статистические данные. В экономической практике применятся метод расчета средней численности занятых, основанный на исходной информации: складывается фактическая численность работников в малом бизнесе за каждый месяц и затем делится на 12 (если рассматривается численность занятых за год). Затем, чтобы определить уровень занятости в регионе, нужно среднюю численность в малом предпринимательстве разделить на общее количество занятых в экономике.

В основе выделения типов регионов России по уровню занятых в малом бизнесе лежит метод ранжирования: по показателям средней численности занятых для всех регионов страны было подсчитано отношение к общему числу занятых в экономике по субъектам Российской Федерации.

Ранжирование регионов России выстроено таким образом, что средний показатель доли занятых находится в III ранге. Поэтому границы ранжирования в 2003, 2005 гг.:

I ранг - менее 5 %

II ранг - более 5 % и менее 10 %

III ранг - более 10 % и менее 15 %

IV ранг - более 15 % и менее 23,4 %

V ранг - более 23,4 %

Границы ранжирования в 2007 г:

I ранг - менее 6,5 %

II ранг - более 6,5 % и менее 12,1 %

III ранг - более 12,1 % и менее 17,7 %

IV ранг - более 17,7 % и менее 20 %

V ранг - более 20 %

Границы ранжирования в 2008 г:

I ранг - менее 7,1 %

II ранг - более 7,1 % и менее 12,7 %

III ранг - более 12,7 % и менее 18 %

IV ранг - более 18 % и менее 22 %

V ранг - более 22 %

Границы ранжирования в 2009 г:

I ранг - менее 8,9 %

II ранг - более 8,9 % и менее 14 %

III ранг - более 14 % и менее 19 %

IV ранг - более 19 % и менее 24 %

V ранг - более 24 %

Исходя из данного ранжирования, были выделены 5 типов регионов по доле занятых в малом бизнесе:

1 тип - регионы с высокой долей занятых в малом бизнесе. К данному типу относятся города Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область (в 2005, 2007-2008 гг.). Столь высокие показатели объясняются высокой развитостью этих субъектов и большим числом людей, проживающих на данных территориях. Малое предпринимательство характеризуется самыми высокими в стране показателями: долей занятости малым бизнесом (около 30 %), долей научно-исследовательских предприятий в отраслевой структуре сектора, обеспеченность малыми предприятиями на 1000 чел. и обороту на одного работающего. Высокие показатели развития малого предпринимательства регионов определяются также развитой инфраструктурой поддержки предприятий малого бизнеса.

2 тип - регионы с долей занятых в малом бизнесе выше среднего. Сюда относятся крупнейшие экономические центры страны, отличающиеся быстроразвивающейся экономикой (Ленинградская (в 2003, 2005, 2007 гг.), Самарская (в 2003 г.), Калининградская (в 2003, 2009 гг.), Магаданская (в 2005 г.), Нижегородская (в 2005, 2007-2009 гг.), Московская (в 2007, 2009 гг.), Волгоградская (в 2008 г.), Владимирская (в 2009 г.) и Свердловская области (в 2009г)). Почти все показатели, характеризующие малое предпринимательство имеют в них высокие или самые высокие значения. Ряд регионов являются ведущими экономическими центрами с быстрорастущим сектором услуг, более высокой предпринимательской активностью населения и высокой степенью развития институциональной среды (Московская, Калининградская области). В Калининградской области - в 1,6 - 1,7 выше среднероссийских показатели доли занятых малым бизнесом и обеспеченность малыми предприятиями на 1000 чел.

3 тип - регионы со средним уровнем доли занятых. Субъекты, входящие в этот тип, расположены преимущественно в  европейской части страны - Южном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах, а также на юге Уральского и востоке Дальневосточного. Сюда вошли такие регионы как Калужская область, Рязанская область, Томская область, Краснодарский край, Хабаровский край и другие.  В данных субъектах показатель доли занятых в малом предпринимательстве близок к среднему по России (11,3 % в 2003 г., 12 % в 2005 г., 13,6 % в 2007 г., 15,2 % в 2008 г., 16,6% в 2009 г.). В этих регионах малый бизнес развивается в основном в рамках действующих региональных программ и кооперационном взаимодействии с предприятиями среднего и крупного бизнеса. Некоторые регионы, такие как Пермский край (в 2008-2009 гг.) и Магаданская область (в 2003, 2007, 2009 гг.) вошли в данную группу благодаря ресурсно-экспортному приоритету в экономике. Большая часть населения в этих регионах занята преимущественно в добывающей промышленности.

4 тип - регионы с долей занятых в малом бизнесе ниже среднего. Это самая представительная группа, в ее состав входят 40-50% субъектов России: Амурская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Иркутская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Курганская область, Липецкая область, Мурманская область, Омская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Саратовская область, Тамбовская область, Тюменская область, Челябинская область и другие. Во всех этих регионах доля занятых в малом предпринимательстве имеет низкое значение, не достигающее среднего уровня по России. Субъекты расположены преимущественно в азиатской части страны (Сибирском и Дальневосточном федеральных округах), в регионах с более низкими показателями уровня жизни, а также в менее развитых регионах Центрального (например, Орловской (в 2003, 2005, 2008-2009 гг.), Тамбовской областях) и регионах Северо-Западного округа с преобладанием тяжелой промышленности (Республика Карелия (в 2003, 2005, 2007-2008 гг.), Вологодская (в 2007 г.) и Архангельская области).

5 тип - регионы с низкой долей занятых в малом бизнесе. Это несколько субъектов в Южном (республики Дагестан, Калмыкия, Чеченская, Ингушетия), Сибирском (Республики Тыва), отличающиеся наиболее низким уровнем социально-экономического развития,  и Северо-Западном (Ямало-Ненецкий автономный округ с ярко выраженной моноспециализацией экономики) округах. В этих субъектах доля занятых в малом предпринимательстве - самая низкая по стране.

Все показатели нанесены на карты таким образом, что более высокие показатели отмечены более темным оттенком. Соответственно, более низкие показатели - более светлым оттенком (Приложения 2-6).

Проведенная типология позволила оценить роль показателя доли занятых малым бизнесом в  развитии экономики. Наибольшее значение малый бизнес играет в экономике регионов 1, 2 и 3 типа с высоким показателем доли занятости в малом предпринимательстве. Этому способствовали высокий уровень среднедушевых доходов населения, наличие в данных регионах крупных городских агломераций или выгодное географическое положение при содействие региональных властей в организации малого бизнеса. [13]. При этом доля регионов этих типов составляет всего лишь 50 % (в 2009 г.) от всех.

Слабое развитие малого предпринимательства отличает регионы 4 и 5 типов с минимальной долей занятых в малом бизнесе,  которые представляют подавляющее большинство субъектов Российской Федерации. Что объясняется низким уровнем социально-экономического развития этих регионов, высокой долей сельского населения и зачастую теневым способом ведения бизнеса, а также возможностью трудоустройства в экспортных от­раслях промышленности с высокой оплатой труда. [13].


2.2. Региональные особенности динамики доли занятых малым предпринимательством в России 2003-2009 гг.

В России малое предпринимательство характеризуется значительными региональными различиями. Например, различие между максимальным (г. Москва) и минимальным (Чеченская республика) значением в доле занятых  по состоянию на 2007 год достигало 33 раза. Также неоднороден характер и методы развития регионов.

В 2003 г. при средней доли занятости малым бизнесом 11,3 % только в 13 субъектах данный показатель был выше. Разница между максимальным и минимальным значением составляла почти 22 раза. Самые высокие показатели демонстрировали города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург (более 25 %). Во вторую группу - выше среднего (от 15% до 25%) вошли 3 области - Ленинградская, Самарская, Калининградская. Регионы с высоким социально-экономическим уровнем развития, высокой предпринимательской активностью и высокой платежеспособностью населения.  В третью группу вошли 19 субъектов России. Четвертая группа с показателями занятости ниже среднего (от 5 до 10%) - самая многочисленная. В нее вошли более половины регионов России (46 субъектов), расположенных в основном в Центральном, Уральском, Сибирском федеральных округах. Самые низкие показатели занятости характерны для республик Северного Кавказа и юга Сибири и Дальнего Востока, для которых характерен низкий уровень социально-экономического развития  (рис. 1).

В 2005 г. средний показатель занятости по стране вырос незначительно - до 12 %. Разрыв между максимальным (г. Москва) и минимальным (Усть-Ордынский АО) сократился и составил 13 раз. В первую группу (с самым высоким показателем занятости) вошли 3 субъекта - г.Москва, Санкт-Петербург и Калининградская область (с показателями выше 23 %). Во вторую группу - с показателями от 15% до 23% вошли 3 области - Ленинградская, Магаданская, Нижегородская. Данные регионы характеризуются высокой предпринимательской активностью и высокой платежеспособностью населения. В третью группу ( от 10% до 15%) вошли 24 субъекта, что говорит о положительном результате развития региональных программ в областях. В четвертой группе с показателями от  5% до 10% оказалось 49 субъектов. Регионы расположены в Центральном, Уральском, Сибирском и в Северо-Западном округах. Показатели доли занятых ниже 5 % характерны для республик Северного Кавказа, регионов Дальнего Востока (преимущественно западные территории округа) и для Сибирского ФО. Столь низкие показатели объясняются низким уровнем социально-экономического развития, в частности  низкой доходностью малого бизнеса (рис. 2).

В 2007 г. средний показатель доли занятости в малом предпринимательстве составил 13,6 %. Незначительно вырос с предшествующим годом. Разница между максимальным (г. Москва) и минимальным (Чеченская республика) значением составляла почти 33 раза, что говорит, в первую очередь, о значительных региональных различиях в РФ. Самые высокие показатели (выше 20%) по-прежнему демонстрировали наиболее развитые в экономическом потенциале субъекты - г.Москва, Санкт-Петербург и Калининградская область. Во вторую группу - выше среднего (от 17,7% до 20%) вошли 3 области - Московская, Ленинградская, Нижегородская. В третью группу вошли 20 субъектов России, расположенных в основном в Центральном, Приволжском и на восточных территориях Дальневосточного округа. Данные субъекты характеризуются сильной региональной поддержкой развития малого бизнеса. Четвертая группа с показателями занятости ниже среднего (от 6,5 до 12,1%) - самая многочисленная. В нее вошли более половины регионов России (52 субъекта), расположенных в основном в Центральном, Уральском, Сибирском федеральных округах. Самые низкие показатели занятости характерны для республик Северного Кавказа и юга Сибири, для которых характерен низкий уровень социально-экономического развития (рис. 3).

В 2008 г. средний показатель занятости по стране значительно вырос - до 15,2 %, что объясняется действовавшими региональными программами.  Разрыв между максимальным (г. Москва) и минимальным (Чеченская республика) сократился в 2,5 раза и составил 13 раз. Первую группу (с самым высоким показателем занятости) по-прежнему занимают самые развитые субъекты России - г.Москва, Санкт-Петербург и Калининградская область (с показателями выше 25 %). Во вторую группу - с показателями от 18% до 22% вошли 2 области - Волгоградская  и Нижегородская. В третью группу ( от 12,7% до 18%) вошли 36 субъектов, что значительно превышает показатели предыдущего года. Это связано с региональной поддержкой данных регионов, в частности программ по развитию и содействию малого предпринимательства. В четвертой группе с показателями от  7,1% до 12,7% оказались 38 субъектов. Показатели доли занятых ниже 7,1 % характерны для республик Северного Кавказа и Уральского ФО (рис. 4).

В 2009 г. средний показатель доли занятости в малом предпринимательстве вырос и составил 16,6 %. Столь незначительный рост определяется, прежде всего, последствиями экономического кризиса (2008-2009 гг.). Малые и средние компании традиционно в России ориентированы на обслуживание потребностей внутренней экономики, поэтому сжатие потребительского спроса стало основной причиной обострения  проблем малого бизнеса, что привело к сокращению числа занятых в данной сфере. Разница между максимальным (г. Санкт-Петербург) и минимальным (Чеченская республика) значением сократилась в разы и составила 7,5 раз. Самые высокие показатели (выше 24%) демонстрировали города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Доля занятых в  малом бизнесе в Санкт-Петербурге превысила показатель в г. Москве. Кризис задел столицу в больше степени, что послужило массовым сокращениям и безработицей. Вторая группа (показатели выше среднего - от 19% до 24%) достаточно многочисленна - в нее вошли 5 субъектов - Московская, Нижегородская, Владимирская, Свердловская и Калининградская области. Данные субъекты характеризуются сильной региональной поддержкой развития малого бизнеса.  Третья группа самая многочисленная - в нее вошли 38 субъектов России, расположенных в основном в Центральном, Приволжском и на восточных территориях Дальневосточного округа. В четвертую группу с показателями занятости ниже среднего (от 8,9 до 14%) вошли 34 субъекта. Самый низкий показатель занятости характерен для республики Уральского ФО (рис. 5).

За исследуемый период (с 2003 по 2009 гг.) средняя доля занятых в малом бизнесе заметно увеличилась. Об этом может служить средний по России показатель доли занятых. В 2003 г. он был равен 11,3% , а к концу 2009 г. составил 16,6%.

Проведенный анализ показал, что центральный федеральный округ наиболее развитый район страны. Почти все регионы, расположенные на его территории - высокоразвитые. Поэтому доля занятых в малом бизнесе в этих регионах самая высокая. Лидерами по этому показателю в данном федеральном округе являются субъекты 5-ого ранга - Москва и Санкт-Петербург с быстро растущим сектором услуг и более высокой предпринимательской активностью населения. Так же здесь расположены ведущие по социально-экономическому развитию регионы России, которые относятся ко 4-ому рангу: Новосибирская и Самарская области, Красноярский и Приморский края и другие.

Наиболее быстро росла доля занятых малым бизнесом в Приволжском федеральном округе: Татарстан и Башкортостан особенно увеличили долю занятых в 2003-2008 гг. (более чем в 3 раза), что связано, в первую очередь, с региональной поддержкой развития малого бизнеса в этих субъектах. По данным Всемирного банка, например, к 2009 г. Казань заняла первое место среди крупнейших городов России по возможности организации малого и среднего бизнеса.

Почти вся территория Сибирского округа (восточные регионы округа) и Северо-Западного федерального округа в основном охвачена регионами 3-его и 2-ого ранга, кроме Ленинградской области - в 2003, 2005, 2007 гг. субъект 4-ого ранга. В ряде регионов Дальневосточного округа (Магаданская область, Приморский край, Сахалинская область и Приморский край) уровень доли занятых достаточно высокий и относится к третьему типу. В 2009 г. в 70% субъектов Российской Федерации  уровень занятости в малом бизнесе был близок к среднероссийскому.

Пониженным уровнем занятости малым бизнесом отличался ряд регионов Южного, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Республики Северного Кавказа - в связи с более значимыми институциональными ограничениями развития малого предпринимательства (консервативным типом политического режима, доминированием теневой экономики).  Слабозаселенные северо-восточные регионы - в связи с объективными ограничениями (малочисленностью крупных городов, низкой доходностью малого биз­неса).

Самые низкие значения показателя характерны  для ряда регионов Южного, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов (Северокавказские республики, Чукотский автономный округ, республики Хакасия, Якутия и Тыва, Еврейская автономная область). Это объясняется тем, что данные регионы отличаются отставанием в  социально-экономическом развитии, часто высокой долей сельского населения, отсутствием крупных городов и нередко теневым характером малого предпринимательства (что делает малодостоверными статистические данные).

Но в целом за 2003-2009 гг. этот сектор экономики страны демонстрировал тенденцию к росту: ежегодное увеличение занятых малым бизнесом в 8 раз выше, чем в средних и крупных компаниях.


Заключение

Проведенный анализ показал, что в России за период 2003-2009 гг. значительно увеличилась доля занятых в малом предпринимательстве. Но при этом, развитие малого бизнеса сильно неоднородно между регионами.

Исследование показало, что наиболее высокая доля занятых на малых предприятиях относится к Центральному округу и некоторым областям Дальневосточного, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Что обусловлено высоким уровнем социально-экономического развития этих регионов и особенностей некоторых субъектов (географическое положение, размера субъекта и другое).

Субъекты с минимальной долей занятых в малом бизнесе представляют подавляющее большинство. К ним относят ряд регионов Южного, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Что объясняется низким уровнем социально-экономического развития этих регионов, высокой долей сельского населения и нередко теневым способом ведения бизнеса.

Малый бизнес - один из самых динамичных секторов экономики. Малое предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии, вносит значительный вклад в формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех экономически развитых стран мира, имеет большое значение для формирования конкурентоспособной экономики. Он участвует не только в формировании бюджетов всех уровней, но и создает новые рабочие места, в том числе, обеспечивая трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов.


Список использованной литературы

1. Федеральный закон № 88-ФЗ от 14.06.98

2. Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001

3. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: Инфра, 1998

4. Жизненный цикл малого предприятия / Под общ. редакцией А.А. Шамрая- М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.

5. http://www.worldbank.org/

6. Федеральный закон № 209 - ФЗ от 24.07.07

7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат.сб./ Росстат. -  M., 2009.

8. Крейденко Т.Ф., Миронова М.Н. Современные региональные особенности развития малого предпринимательства в России, 2010

9. Бондаренко В.А., Иоффе А.Д., Нагин В.Н. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства зарубежных стран.//http://www.giac.ru/

10. Плотникова О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. - М.: Моск. гуманит. ун-т,

11. О.Изряднова, Е.Фомина, Д.Казанцев. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы. // Журнал "Российская экономика: тенденции и перспективы", 2009.- № 7.

12. Доклад директора департамента государственного регулирования в экономике министерства экономического развития и торговли РФ А.В. Шарована 12 заседании Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ (28.10.2010)

13. М.Н.Миронова, Т.Ф. Крейденко, Специфика развития малого бизнеса России в 2000-ые годы: региональный анализ

14. Малое и среднее предпринимательство в России. 2003: Стат.сб./ Росстат. -  M., 2003.

15. Малое и среднее предпринимательство в России. 2005: Стат.сб./ Росстат. -  M., 2005.

16. Малое и среднее предпринимательство в России. 2007: Стат.сб./ Росстат. -  M., 2007.

17. Малое и среднее предпринимательство в России. 2008: Стат.сб./ Росстат. -  M., 2008.

19.  www.opora.ru

20 . http://www.gks.ru/

21. www.minregion.ru


Приложение 1

Число предприятий по видам экономической деятельности  в 2009 г. (на конец года; в процентах). Составлено по [7].

 

Приложение 2

Типы регионов России по доли занятых в малом предпринимательстве, 2003 г.


Приложение 3

Типы регионов России по доли занятых в малом предпринимательстве, 2005 г.


Приложение 4

Типы регионов России по доли занятых в малом предпринимательстве, 2007 г.


Приложение 5

Типы регионов России по доли занятых в малом предпринимательстве, 2008 г.


Приложение 6

Типы регионов России по доли занятых в малом предпринимательстве, 2009 г.


Приложение 7

Доля занятых в малом бизнесе по субъектам РФ.

 2003 г.                                               2005 г.                                                2007 г.

г. Москва

28,3

 

г. Москва

28,5

 

г. Москва

28,8

г. Санкт-Петербург

25,8

г. Санкт-Петербург

26,1

Калининградская область

27,2

Ленинградская область

16,7

Калининградская область

23,5

г. Санкт-Петербург

25,4

Северо-Западный федеральный округ

16,1

Ленинградская область

18,8

Московская область

19,8

Самарская область

15,6

Магаданская область

17,8

Ленинградская область

19,1

Центральный федеральный округ

15,5

Северо-Западный федеральный округ

17,1

Нижегородская область

18,4

Калининградская область

15,0

Нижегородская область

16,2

Центральный федеральный округ

17,8

Воронежская область

14,1

Центральный федеральный округ

16,0

Северо-Западный федеральный округ

17,8

Рязанская область

13,5

Московская область

14,9

Республика Башкортостан

17,6

Московская область

12,7

Самарская область

14,1

Томская область

16,3

Калужская область

12,5

Республика Башкортостан

12,8

Владимирская область

15,0

Томская область

12,4

Томская область

12,7

Рязанская область

14,6

Нижегородская область

12,2

Калужская область

12,5

Чувашская Республика

14,4

Новосибирская область

12,0

Краснодарский край

12,2

Магаданская область

14,3

Краснодарский край

11,7

Российская Федерация

12,0

Ульяновская область

14,2

Российская Федерация

11,3

Новгородская область

12,0

Республика Хакасия

13,9

Псковская область

11,2

Воронежская область

11,8

Российская Федерация

13,6

Хабаровский край

11,2

Хабаровский край

11,8

Хабаровский край

13,5

Сахалинская область

11,0

Пензенская область

11,5

Самарская область

13,4

Ставропольский край

10,9

Чувашская Республика

11,4

Свердловская область

13,3

Магаданская область

10,8

 

Республика Хакасия

11,3

 

Калужская область

13,1

Свердловская область

10,8

Рязанская область

11,2

Костромская область

13,1

Оренбургская область

10,7

Свердловская область

11,1

Республика Коми

13,0

Новгородская область

10,5

Приморский край

10,6

Краснодарский край

12,8

Волгоградская область

10,2

Республика Коми

10,5

Ставропольский край

12,7

Вологодская область

10,1

Приволжский  федеральный округ

10,4

Приволжский  федеральный округ

12,6

Омская область

9,9

Псковская область

10,4

Еврейская автономная область

12,4

Приморский край

9,9

Сахалинская область

10,4

Республика Татарстан

12,2

Республика Хакасия

9,6

Новосибирская область

10,3

Алтайский край

12,0

Пензенская область

9,3

Вологодская область

10,2

Астраханская область

11,9

Тверская область

9,3

Астраханская область

10,2

Псковская область

11,8

Южный  федеральный округ

9,2

Оренбургская область

10,1

Пензенская область

11,8

Ростовская область

9,1

Алтайский край

9,9

Воронежская область

11,8

Челябинская область

9,1

Еврейская автономная область

9,9

Новосибирская область

11,4

Республика Коми

8,9

Ростовская область

9,8

Сахалинская область

11,4

Дальневосточный  федеральный округ

8,7

Омская область

9,6

Оренбургская область

11,3

Астраханская область

8,7

Республика Марий Эл

9,5

Республика Марий Эл

10,9

Уральский  федеральный округ

8,6

Ставропольский край

9,4

Уральский  федеральный округ

10,7

Приволжский  федеральный округ

8,6

Дальневосточный  федеральный округ

9,4

Вологодская область

10,6

Алтайский край

8,5

Уральский  федеральный округ

9,3

Архангельская область

10,5

Республика Башкортостан

8,5

Челябинская область

9,2

Ростовская область

10,5

Республика Карелия

8,5

Республика Карелия

9,1

Дальневосточный  федеральный округ

10,5

Кемеровская область

8,4

 

Южный  федеральный округ

9,1

 

Кемеровская область

10,3

Сибирский  федеральный округ

8,3

Владимирская область

9,0

Амурская область

10,3

Республика Алтай

8,3

Республика Алтай

9,0

Ярославская область

10,2

Республика Адыгея

8,2

Ульяновская область

8,9

Камчатский край

10,2

Камчатский край

8,0

Камчатский край

8,7

Омская область

10,1

Ярославская область

7,9

Ярославская область

8,7

Приморский край

10,1

Республика Марий Эл

7,8

Кировская область

8,6

Сибирский  федеральный округ

10,0

Ивановская область

7,7

Республика Адыгея

8,5

Южный  федеральный округ

10,0

Тульская область

7,7

Ивановская область

8,5

Челябинская область

10,0

Белгородская область

7,6

Сибирский  федеральный округ

8,4

Ивановская область

9,8

Удмуртская Республика

7,3

Кемеровская область

8,3

Республика Адыгея

9,7

Владимирская область

7,2

Волгоградская область

8,3

Республика Алтай

9,6

Ульяновская область

7,2

Республика Татарстан

8,2

Пермский край

9,6

Кировская область

7,0

Тюменская область

8,0

Республика Карелия

9,3

Чувашская Республика

6,9

Белгородская область

7,9

Тюменская область

9,1

Красноярский край

6,7

Тверская область

7,9

Волгоградская область

8,8

Саратовская область

6,6

Тульская область

7,6

Красноярский край

8,7

Амурская область

6,6

Саратовская область

7,3

Белгородская область

8,6

Иркутская область

6,5

Липецкая область

7,3

Тульская область

8,4

Тюменская область

6,4

Республика Мордовия

7,0

Кировская область

8,4

Мурманская область

6,2

Мурманская область

6,9

Новгородская область

8,4

Республика Северная Осетия - Алания

6,2

Пермский край

6,8

Республика Мордовия

8,3

Архангельская область

6,1

Иркутская область

6,8

Липецкая область

8,1

Липецкая область

5,9

Курганская область

6,7

Республика Бурятия

7,8

Курганская область

5,9

Костромская область

6,7

Тверская область

7,8

Брянская область

5,8

 

Чукотский автономный округ

6,5

 

Брянская область

7,7

Орловская область

5,8

Республика Бурятия

6,4

Курская область

7,5

Костромская область

5,8

Красноярский край

6,4

Курганская область

7,5

Карачаево-Черкесская Республика

5,7

Карачаево-Черкесская Республика

6,2

Тамбовская область

7,3

Тамбовская область

5,5

в том числе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6,2

Иркутская область

7,3

Кабардино-Балкарская Республика

5,4

Кабардино-Балкарская Республика

6,0

в том числе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

7,3

Республика Бурятия

5,4

Курская область

5,9

Кабардино-Балкарская Республика

7,3

Республика Татарстан

5,1

Орловская область

5,8

Карачаево-Черкесская Республика

7,1

Республика Мордовия

5,1

Тамбовская область

5,8

Саратовская область

6,9

Ямало-Ненецкий автономный округ

5,0

Ямало-Ненецкий автономный округ

5,7

Смоленская область

6,8

Еврейская автономная область

4,9

Смоленская область

5,6

Мурманская область

6,7

в том числе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

4,9

Брянская область

5,6

Удмуртская Республика

6,7

Курская область

4,6

Амурская область

5,4

Ямало-Ненецкий автономный округ

6,5

Пермский край

4,4

Архангельская область

5,2

Читинская область

6,4

Республика Дагестан

4,2

Республика Саха (Якутия)

4,8

Орловская область

6,0

Смоленская область

4,2

 

Республика Дагестан

 

Республика Дагестан

6,0

Республика Ингушетия

4,2

Республика Северная Осетия - Алания

4,7

Республика Саха (Якутия)

5,9

Республика Саха (Якутия)

4,1

Читинская область

4,4

Республика Ингушетия

5,8

Ненецкий автономный округ

3,8

Удмуртская Республика

4,1

Чукотский автономный округ

5,0

Читинская область

3,8

Республика Тыва

3,6

Республика Тыва

4,2

Чукотский автономный округ

2,9

в том числе Ненецкий автономный округ

2,9

в том числе Агинский Бурятский автономный округ

3,9

Республика Калмыкия

2,9

Республика Ингушетия

2,8

в том числе Ненецкий автономный округ

3,4

Республика Тыва

2,7

в том числе Агинский Бурятский автономный округ

2,3

Республика Северная Осетия - Алания

3,3

Агинский Бурятский автономный округ

1,3

Республика Калмыкия

2,3

Республика Калмыкия

2,8

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

1,3

в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

2,2

в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

1,8

 

 

 

 

Чеченская Республика

0,9

 

Доля занятых в малом бизнесе по субъектам РФ (Продолжение).

 2008 г.                                                                                      2009 г.

г. Москва

28,3

 

 

 

г. Санкт-Петербург

28,9

г. Санкт-Петербург

25,4

 

 

 

г. Москва

27,2

Калининградская область

24,4

 

 

 

Калининградская область

23,9

Волгоградская область

21,4

 

 

 

Московская область

22,5

Нижегородская область

20,9

 

 

 

Владимирская область

21,7

Центральный федеральный округ

18,9

 

 

 

Центральный федеральный округ

20,3

Северо-Западный федеральный округ

18,0

 

 

 

Северо-Западный федеральный округ

20,2

Московская область

17,3

 

 

 

Нижегородская область

19,6

Калужская область

16,9

 

 

 

Свердловская область

19,4

Томская область

16,6

 

 

 

Ленинградская область

18,5

Республика Башкортостан

16,3

 

 

 

Томская область

18,3

Рязанская область

16,2

 

 

 

Сахалинская область

18,1

Чувашская Республика

16,0

 

 

 

Калужская область

18,0

Республика Татарстан

15,9

 

 

 

Республика Коми

17,6

Самарская область

15,9

 

 

 

Республика Татарстан

17,6

Ленинградская область

15,8

 

 

 

Пензенская область

17,4

Костромская область

15,7

 

 

 

Чувашская Республика

17,4

Владимирская область

15,6

 

 

 

Костромская область

17,3

Российская Федерация

15,2

 

 

 

Республика Башкортостан

17,1

Ярославская область

15,1

 

 

 

Ярославская область

17,0

Приволжский  федеральный округ

15,0

 

 

 

Российская Федерация

16,6

Пензенская область

14,6

 

 

 

Самарская область

16,2

Удмуртская Республика

14,6

 

 

 

Приволжский  федеральный округ

16,0

Воронежская область

14,5

 

 

 

Пермский край

16,0

Республика Марий Эл

14,5

 

 

 

Рязанская область

15,8

Свердловская область

14,5

 

 

 

Волгоградская область

15,7

Новгородская область

14,4

 

 

 

Ростовская область

15,6

Новосибирская область

14,4

 

 

 

Кировская область

15,5

Хабаровский край

14,4

 

 

 

Магаданская область

15,5

Алтайский край

14,4

 

 

 

Хабаровский край

15,5

Республика Коми

13,9

 

 

 

Республика Марий Эл

15,3

Республика Адыгея

13,9

 

 

 

Ивановская область

15,2

Ростовская область

13,9

 

 

 

Краснодарский край

15,2

Ивановская область

13,7

 

 

 

Красноярский край

15,0

Астраханская область

13,6

 

 

 

Астраханская область

14,9

Вологодская область

13,5

 

 

 

Республика Адыгея

14,9

Ульяновская область

13,4

 

 

 

Тверская область

14,8

Красноярский край

13,1

 

 

 

Уральский  федеральный округ

14,7

Кировская область

13,0

 

 

 

Тульская область

14,7

Краснодарский край

13,0

 

 

 

Республика Мордовия

14,6

Пермский край

12,9

 

 

 

Алтайский край

14,5

Республика Мордовия

12,9

 

 

 

Новгородская область

14,5

Сахалинская область

12,7

 

 

 

Кемеровская область

14,4

Амурская область

12,6

 

 

 

Псковская область

14,3

Еврейская автономная область

12,6

 

 

 

Республика Карелия

14,2

Сибирский  федеральный округ

12,6

 

 

 

Воронежская область

14,2

Кемеровская область

12,6

 

 

 

Смоленская область

14,0

Южный  федеральный округ

12,6

 

 

 

Оренбургская область

13,9

Псковская область

12,5

 

 

 

Ставропольский край

13,8

Тульская область

12,4

 

 

 

Сибирский  федеральный округ

13,7

Курская область

12,4

 

 

 

Ульяновская область

13,7

Тверская область

12,2

 

 

 

Липецкая область

13,5

Ставропольский край

12,2

 

 

 

Иркутская область

13,5

Омская область

12,1

 

 

 

Камчатский край

13,4

Республика Алтай

11,9

 

 

 

Удмуртская Республика

13,3

Магаданская область

11,8

 

 

 

Еврейская автономная область

13,2

Оренбургская область

11,8

 

 

 

Тамбовская область

13,1

Дальневосточный  федеральный округ

11,6

 

 

 

Новосибирская область

13,1

Уральский  федеральный округ

11,5

 

 

 

Омская область

13,0

Камчатский край

11,5

 

 

 

Дальневосточный  федеральный округ

13,0

Тамбовская область

11,4

 

 

 

Южный  федеральный округ

13,0

Республика Бурятия

11,1

 

 

 

Республика Алтай

12,9

Курганская область

10,8

 

 

 

Тюменская область

12,6

Приморский край

10,7

 

 

 

Курганская область

12,6

Брянская область

10,6

 

 

 

Республика Бурятия

12,5

Иркутская область

10,5

 

 

 

Вологодская область

12,4

Архангельская область

10,3

 

 

 

Брянская область

12,4

Орловская область

10,2

 

 

 

Орловская область

12,3

Челябинская область

10,2

 

 

 

Амурская область

12,2

Республика Карелия

9,8

 

 

 

Белгородская область

12,1

Республика Хакасия

9,8

 

 

 

Челябинская область

11,9

Липецкая область

9,5

 

 

 

Курская область

11,6

Тюменская область

9,5

 

 

 

Приморский край

11,3

Саратовская область

9,4

 

 

 

Саратовская область

11,1

Белгородская область

9,4

 

 

 

в том числе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

10,9

Смоленская область

9,3

 

 

 

Архангельская область

10,6

Карачаево-Черкесская Республика

8,8

 

 

 

Республика Саха (Якутия)

10,5

Забайкальский край

8,4

 

 

 

Мурманская область

9,8

Мурманская область

8,3

 

 

 

Республика Хакасия

9,7

Республика Саха (Якутия)

7,9

 

 

 

Забайкальский край

9,5

в том числе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

7,6

 

 

 

Карачаево-Черкесская Республика

9,3

Республика Северная Осетия - Алания

7,0

 

 

 

Ямало-Ненецкий автономный округ

8,0

Ямало-Ненецкий автономный округ

6,5

 

 

 

Республика Северная Осетия - Алания

7,3

в том числе Ненецкий автономный округ

6,1

 

 

 

в том числе Ненецкий автономный округ

7,2

Чукотский автономный округ

6,1

 

 

 

Республика Тыва

6,8

Республика Дагестан

5,8

 

 

 

Кабардино-Балкарская Республика

6,6

Республика Тыва

5,8

 

 

 

Республика Калмыкия

6,0

Республика Калмыкия

5,3

 

 

 

Чукотский автономный округ

5,4

Кабардино-Балкарская Республика

4,8

 

 

 

Республика Ингушетия

4,9

Республика Ингушетия

4,5

 

 

 

Республика Дагестан

4,9

Чеченская Республика

2,2

 

 

 

Чеченская Республика

3,9

 

Просмотров работы: 4