Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры человечества. Для разрешения этих сложных проблем возникла наука - экология человека, задачами которой является выявление условий поведения человека в окружающей среде обитания. Экология - от греческого- экос - дом, жилище, родина; логос - учение. Иначе говоря, экология - наука о Доме - Родине.
Сегодня наш общий дом в опасности. В земле, в воде, в воздухе обнаруживают токсичные вещества, от пожаров гибнут леса, под "воздействием" рук человека исчезают ручьи и даже реки, идёт варварское уничтожение золотого запаса жизни - генофонда редких животных.
На первом месте - забота о здоровье подрастающего поколения, об их будущем. Но, к сожалению, урбанизация и сидячая цивилизация порождает нехватку физических нагрузок и избыток нервных и психических напряжений, а всё это, в конечном счёте, представляет большую опасность для здоровья людей, особенно для детей. По данным Всемирной организации здравоохранения, вред здоровью наносят некачественное питание, никотин, алкоголь, повышенная радиация, выхлопы машин и вредные выбросы промышленных предприятий в атмосферу, некачественная вода.
По последним статистическим данным, в нашей стране ежегодно рождается около 60 тысяч детей с врождёнными и наследственными заболеваниями, примерно у 30 тысяч - детский церебральный паралич; умственными и физическими растройствами страдают около 2 миллионов детей. Необходимо задуматься над этим. Пусть каждую руку взрослого человека, которая поднимается для злых деяний, остановят глаза беззащитного ребёнка с укором и мольбой: "Не навреди мне! Я есть природа! Я есть жизнь!" Это закон совести человека и его нарушать нельзя. Необходимо сделать всё для того, чтобы дети были здоровыми, чтобы слышали их звонкий смех и видели счастье в их глазах.
Остановить опасность, уберечь общий Дом от катастрофы может только человек. Наша задача - вырастить и воспитать такого защитника, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться её богатствами.
Важнейшим аспектом экологической проблемы является аспект воспитательный. Любые экологические программы, мероприятия не могут быть эффективными, если каждый человек не осознает своей ответственности за состояние природы. Главная ответственность за экологическое воспитание подрастающего поколения ложится на школу, учителей, воспитателей.
Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.
В настоящее время наблюдается большой интерес учёных - педагогов к проблеме формирования у школьников ответственного отношения к природе. Крупный вклад в научное осмысление данной проблемы внесли И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, Н.А.Рыков, Б.Г.Иоганзен, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина.
Не смотря на то, что проблема экологического воспитания осознана, она решается главным образом на уроках естественного цикла среднего и старшего звеньях школы, а трудов и материалов о том, как воспитывать бережное отношение к природе у детей начальных классов, опираясь на поддержку со стороны родителей, очень мало. Учёных - методистов, работающих над содержанием и формами экологического воспитания - единицы, особенно если идёт опора на семью.
Исходя из всего вышеизложенного, учитывая необходимость дальнейшего изучения данной проблемы в практической деятельности учителя начальных классов, мы формулируем
Проблему нашего исследования:
Каковы пути и педагогические условия эффективности экологического воспитания младшего школьника при непосредственном взаимодействии семьи и школы?
Целью нашего исследования является решение данной проблемы в системе экологического воспитания младшего школьника.
Объектом исследования выступает процесс экологического воспитания младших школьников в условиях взаимодействия школы и семьи.
Предметом нашего педагогического исследования являются педагогические особенности повышения эффективности экологического воспитания ребёнка в семье при непосредственной взаимопомощи родителей и учителя.
В соответствии с предметом и целью исследования мы ставим следующие Задачи:
Провести диагностику уровня экологической воспитанности учеников
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. В публикациях последних лет экономическое неблагополучие в стране. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшееся в результате интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Публикации высветили и другую сторону проблемы - невысокий уровень экологической культуры, экологический уровень у большей части людей. Несомненно, что это является следствием недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения правильное отношение к природе. Формировать такое отношение надо задолго до того, как человек становится взрослым, т.е. на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, её позиции, мировоззрение.
Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. В трудах К.Маркса, Ф.Энгельса неоднократно подчёркивается, что развитие идей естествознания оказывает позитивное влияние на человеческое мышление, развитие его диалектичности. Ф.Энгельс писал: "...Именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития. Для всеобщих связей природы...".
Сегодня всё большую активность приобретает положение о том, что человечество может решить проблему оздоровления окружающей среды только пересмотрев основы своей жизни и распространив их на природу. Поэтому возникает потребность формирования у человека экологической культуры, осознания необходимости охраны природы и рационального использования естественных ресурсов.
Анализ сущности и содержания экологической культуры в младшем школьном возрасте особо необходим, если учитывать, что ни в педагогической литературе, ни в программах и учебниках начальных классов нет достаточно полной характеристики понятия экологической культуры. Обращаясь к анализу этого понятия, отметим, что его содержание происходит из самого основания понятия "культура", его этимология - "культ"- "ур" - почитание Света: воспитание, развитие, устремлённость к индивидуальному совершенствованию. В современных условиях школа должна выполнять миссию по рождению, развитию и сохранению духовного мира ребёнка как источника и ядра его экологической культуры. Духовность должна рассматриваться как проявление любви к жизни, к человеку, к миру окружающей нас природы.
В содержании экологической культуры находятся две органически взаимосвязанные и взаимопроникновенные стороны единого воспитательного процесса. Основная задача этого процесса- сделать достоянием каждого человека принципы и нормы общечеловеческой морали, превращение их в глубокие убеждения, поступки и реальное поведение. Такие качества складываются в процессе непосредственного практического участия человека в жизни общества.
Таким образом, важная задача экологического воспитания - сформировать экологическую культуру.
По И.Д.Звереву, усвоение научных знаний, сформированности убеждений, эстетических, этических чувств, практической деятельности - всё это характеризует определённый уровень экологической культуры, которая включает также систему взаимоотношений общества и природы, и проявляется в ценностных ориентациях, в практической деятельности, в поведении и отношении к природе.
Таким образом, экологическая культура - важнейшее слагаемое общей культуры современности человека, духовный элемент развития личности, которая характеризуется степенью глубины и основательности овладения человеком моральных норм и правил, системой экологических знаний, умений, навыков. Способностью применять их самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях и пропагандировать среди населения. И все компоненты экологической культуры должны основываться на взаимодействии человека с окружающей природной средой.
Раскрывая особенности процесса формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте, необходимо отметить, что у детей в этом возрасте складывается определённая система представлений о явлениях общественной жизни, формируется собственная позиция в вопросах экологического оздоровления родной природы. Формирование у детей необходимых для проявления этой культуры способов и норм поведения, есть ещё одна особенность исследовавшегося процесса экологического воспитания младших школьников.
Важность экологического воспитания детей в современном мире переценить невозможно. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики.
Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. В исследованиях психологов и педагогов не раз отмечалось, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями природы, об экологических связях между живой и неживой природы (растениями, животными, грибами), между природой и человеком на доступном уровне.
Для чего всё это надо изучать? Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нём. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи.
К.Д.Ушинский отмечал, что логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, воздействии составляющих природу компонентов.
Изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием ответственного отношения к природе. Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы.
Для экологического воспитания нужно решить тир задачи:
Общественная необходимость упорядочения природопользования и охраны природы выражается в морали в виде общепризнанных предписаний и оценок. К ним относятся правила, нормы, идеал.
Экологическое правило предписывает конкретный поступок по отношению к природе в достаточно определённой ситуации: " Не ломай деревьев", "Не разрушай муравейников" и т.п. Рассмотрим некоторые правила поведения школьников на природе и их отражение в содержании образования и воспитания. В настоящее время не существует официального кодекса экологических правил, хотя требования экологического содержания всё чаще предъявляются школьникам. В Павлышской школе В.А.Сухомлинского с первого дня пребывания ребёнка приучали к выполнению следующих правил: если ты увидел иссохшую, растрескавшуюся почву вокруг розового куста или персикового дерева, вокруг недавно посаженной яблоньки иди куста винограда, разрыхли почву, а вечером полей дерево или куст, подними на дороге брошенный камень кем-то или утерянный кусок металла, принеси его на школьный двор, положи в специально отведённое для этой цели место...
Чтобы правила поведения в природе стали привычкой, необходимы соответствующие упражнения на экскурсиях, в походах, на прогулках, в практической деятельности по охране природы.
По степени обобщённости экологические правила неодинаковы. Наиболее обобщённые есть экологические нормы. Нормы предопределяют уже не конкретный поступок, а тип поступка, образ поведения, жизненный принцип. Вопрос о становлении экологических норм остаётся пока открытым. С большей или меньшей определённостью в настоящее время можно говорить о становлении нравственно - экологической нормы, выражающейся в требовании "Береги природу!".
Для того, чтобы норма стала устоявшейся, всеобщей, необходима большая целенаправленная воспитательная работа.
Высшая степень экологической обобщённости достигается через понятие "идеал". Идеал - это абстрактная личность, образец для поведения, высшая цель совершенствования. В нравственно -экологическом аспекте такой личности присущи: любовь к природе; поведение, соответствующе современным представлениям о гармоничном взаимоотношении человека и природы.
Для младших школьников понятия "идеал" как такового не существует. Для них есть лишь конкретные примеры для подражания. В экологическом плане это, прежде всего, люди - защитники животных.
Таким образом, результатом "экологической воспитанности" является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.