ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятия «централизация» и «децентрализация» играют важную роль в политической жизни государства. В России стоит серьезная и до сих пор не решенная проблема в отношениях между центром и регионами. Проследив историю нашей страны, мы сможем увидеть несколько циклов централизации и децентрализации, связанные как с личностью правителя, с их взглядами на политику, так и с вынужденной сменой проводимой политики.

Достаточно вспомнить политику, проводимую Иваном Грозным в XVI веке. Русское государство начинает превращаться в полиэтническое. Принимается радикальное политическое решение по поглощению восточного соседа - осколков Орды в виде Казанского и Астраханского ханств. Вскоре за ними последовало Сибирское ханство. Решение принципиально новых геополитических задач становится новым вызовом российской региональной политике. На этом этапе требуется полная консолидация русского территориального ядра, которую и обеспечивает Иван Грозный. С этой целью проводится окончательная силовая диссимиляция прежних удельных систем с уничтожением (зачастую физическим) самостийных региональных элит - местных, особенно немосковских (верховских, тверских, ярославских) вотчинников. Прежняя система отношений остается на той территории, которая не вошла в опричнину, именовалась земщиной и стала объектом репрессий. Жесткая региональная политика Ивана Грозного вызвала обратную реакцию после его смерти и первую стихийную децентрализацию, первое за полторы сотни лет движение «русского маятника» в обратную сторону. Многочисленные бунты, участие аристократии в выступлениях против центральной власти, переход южных территорий под власть Лжедимитрия, все это свидетельствовало о дисбалансе в системе.

Петр I же проводил иную политику: при нем создаются институты сословного самоуправления для дворянства и городских элит. Период правления Петра I характеризуется как децентрализация. Его политику в дальнейшем проводила и Екатерина II.

В истории России был и такой период, когда была попытка проведения и централизации, и децентрализации одновременно. Николай II, выступая поборником самодержавия, тем не менее шел на вынужденные уступки регионам. В итоге вся имперская система, не выдержав постоянных колебаний и так и не найдя оптимума, устраивающего регионы (политическая активность в которых неуклонно росла, захватывая все более широкие слои общества), не устояла.

 Многие спорят о том, какая же политика проводится в современной России. 17 июня 2011 года на Международном экономическом форуме, проходившем в Санкт-Петербурге, о своем намерении приступить к децентрализации заявил президент РФ Д. А. Медведев: «Это необходимо для того, чтобы вам каждый раз не бегать по московским кабинетам, для того чтобы решить какие-то элементарные вопросы»,- сказал тогда Дмитрий Анатольевич. Этими словами он подтвердил, что на данный момент Россия переживает период централизации.

Для подготовки конкретных предложений были созданы две рабочие группы. Группу по разработке юридических аспектов децентрализации возглавил вице-премьер Дмитрий Козак. Вторая группа под руководством вице-премьера Александра Хлопонина занимается предложениями по финансовым вопросам децентрализации. К декабрю рабочие группы выработали и представили президенту предложения о передаче с федерального на региональный уровень более 100 полномочий. Ожидается, что серия законопроектов, перераспределяющих полномочия и бюджетные ресурсы от федерального центра к регионам и муниципалитетам, будет внесена в Госдуму в ближайшее время.

Мы должны помнить, что основными признаками централизации является: концентрация ресурсов, то есть центр управляет ресурсами и распределяет их по регионам; все важные решения по различным вопросам, будь то социальная сфера, либо экономическая, принимает центр; деятельность региональных властей координируется центром. Для децентрализации же характерно: самостоятельное принятие решений регионом по вопросам в различных сферах; максимальная приближенность к объектам, по которым необходимо принять решение; население региона может прямо участвовать в решении различных вопросов.

Как мы видим, существуют и плюсы, и минусы как централизации, так и децентрализации. В нашей стране большинство плюсов должны быть за децентрализацией. Необходимо наделить регионы частичной властью. Но при этом должна сохраняться целостность государства.

Это должно происходить не стихийно, а постепенно. Принятые законы не должны противоречить федеральным во избежание конфликтов. Например, как это было в 1994г. Уже тогда обращалось внимание на то, что 7 республик в составе РФ (Якутия, Башкирия, Татарстан, Чечня, Тува, Коми, Бурятия) провозгласили себя суверенными. При этом Башкирия объявила свои отношения с РФ договорными, а Татарстан заявил о прерогативе "самостоятельно определять свой государственно-правовой статус" и назвал себя субъектом международного права. Были установлены грубые нарушения рядом республик Конституции РФ в области прав человека, национального и языкового равноправия, гражданства, налогового законодательства, воинской службы. Отмечались факты очевидного вторжения этих субъектов РФ в компетенцию федерации.

Существует еще очень много проблем, связанных не только с законодательством, и правительство должно найти оптимальный вариант для принятия того или иного решения. И такое решение должно устроить все стороны во избежание различных конфликтов.

Просмотров работы: 908