ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТАХ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ФГБОУ ВПО «ИГЛУ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТАХ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Актуальность исследования обусловлена важностью изучения представлений современной молодежи о своей будущей семье в условиях изменяющегося общества. Достаточно значимым является процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения точек зрения, ценностных ориентаций, представлений, привычек супругов и других членов семьи.

Семья, являясь одновременно  и социально-психологической группой,  и социальным институтом, ставит множество  вопросов перед психологами и конфликтологами. На наш взгляд, одним из самых интересных является исследование  представлений о семье,  как образцов предметов, явлений или событий, возникающих  в результате их припоминания или воображения. Представления влияют на сам факт  создания  семьи и на развитие  взаимоотношений в ней. Возникают же они  как  фрагментарные копии  существующего в обществе идеала семьи (в том числе таким идеалом  может стать родительская семья), преломляемые  психическим своеобразием самой личности. В то время когда семья еще только начинает складываться (имеется в виду начало процесса психологической адаптации членов семьи к условиям своей совместной жизни и друг к другу), в психологии и в поведении членов молодой семьи наблюдаются  неизбежные в этом случае изменения. Они происходят, как правило, довольно медленно и с определенными трудностями, так как каждый из членов семьи к тому времени, когда он решается вступить в брак, является уже сформировавшейся, устойчивой личностью, со своими, более или менее стабильными, чертами характера, привычками и взглядами.

Ни одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Не является исключением и семья. Конфликт - это  обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. От одного поколения к другому передаются стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Сторонники функционального подхода считают, что если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые партнером ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Здесь речь идет о ролевом конфликте, или, более широко, о конфликте представлений. Семейная жизнь имеет первостепенное значение для человека, и от того, как она складывается, какую роль выступают в ней конфликты и как они разрешаются для каждого из супругов зависит благополучие супружеской жизни.

Любая молодая семья - это семья в стадии создания. Ее творцами являются два человека, имеющих разный жизненный опыт, представления о жизни, черты характера и пр.  А потому жизнь в новой семье - это создание дома для двух разных, но единых душ. В этом творческом процессе могут возникать кризисы и конфликты, некоторые особенности  представлений  о которых мы  также решили рассмотреть.

Мы предположили, что представления о семье и  семейных конфликтах у студентов младших курсов лингвистического университета, не имеющих опыта семейной жизни, и у людей зрелого возраста, имеющих семью, будут существенно отличаться. Поэтому в исследовании приняли участие студенты младших курсов  и сотрудники ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет», имеющие опыт семейной жизни. Всего в исследовании приняли участие 207 человек, которые составили группы «юных» и «взрослых» респондентов. Деление на группы по признаку пола не проводилось, так как испытуемых-мужчин было менее 5%.

В результате исследования, проведенного с помощью метода анкетирования,  мы стремились получить сведения о  следующих  представлениях участников исследования:

  • о причинах семейных конфликтов;
  • о возможностях предотвращения семейных конфликтов;
  • о периодах наибольшей вероятности распада семьи;
  • об оптимальных условиях для создания семьи;
  • о наиболее важных/ желаемых чертах будущего супруга;
  • ассоциативные ряды на слова, связанные с понятием «семья» и «семейный конфликт».

Исследование показало, что оценивая наиболее важные  качества своего будущего избранника (надо было назвать произвольно три), студенты преимущественно называли верность ( 37  %); доброту (  28%); ум ( 27  %), в то время как «взрослая» группа считала наиболее важными ответственность (  34 %); мужественность  ( 31%), надежность ( 29%).  Среди значимых  качеств в обеих группах назывались честность, трудолюбие, умение любить, миролюбивость. При этом студенческая группа называла большее количество  важных качеств, включая в этот список чувство юмора, понимание, заботливость, щедрость.

Для создания семьи необходимы, по мнению «юных» респондентов, любовь, материальная база, готовность вступить в брак. Группа испытуемых, имеющих опыт семейной жизни, считает, что важны готовность и желание вступить в брак,  любовь, наличие  жилья.

Ассоциации, связанные со словами, имеющими прямое отношение к семье и семейным отношениям, следующие:

Слово «мама» для большинства студентов  ассоциируется с любовью, с самым дорогим на свете, с поддержкой и заботой, с идеалом. Для взрослых испытуемых  оно связано с теплом, очагом, любовью, домом. Ассоциации, связанные с поддержкой, заботой, жизненным идеалом, не  отмечались.

Слово «дети»: «юные» респонденты говорят о них, как о радости, счастье, «цветах» и плаче. Ассоциации «взрослых» очень полярны - для большинства это счастье, но  для части испытуемых дети - это проблемы.

Слово «дом»  заставляет  студентов вспоминать о крепости (31  %), семье (17 %), уюте ( 12 %). Ассоциации «взрослой» группы связаны с  уютом (29%), семьей (17%), крепостью (6%).

Слово «ревность»  в группе студентов связывается с ссорой (20 %); недоверием ( 17 %); проблемой (17%) и злостью (11%);  в группе испытуемых, имеющих опыт семейной жизни, это  переживания (31%); глупость(20%); недоверие ( 9 %).

Слово «развод» для группы студентов ассоциируется с болью (15%), проблемами (15%), новой жизнью (10 %), а для второй группы с несчастьем (49  %),  проблемами ( 43 %); новой жизнью (17  %).

Семейные  конфликты присутствовали в жизни большинства испытуемых в виде конфликтов между родителей. Отметили, что они никогда не видели ссор своих родителей 18% опрошенных студентов и 20% «взрослых». Изредка были свидетелями подобных ссор соответственно 59 - 66%, часто 23 - 14% опрошенных.

Причины семейных конфликтов как студенты(83%), так и люди, имеющие опыт семейной жизни (43%),  видят преимущественно в отклоняющемся поведении (алкоголизм, неверность, ревность...) мужа или жены (83%). Затем по значимости студенты выделяют вмешательство родственников (44%), а «взрослая»  группа материальные проблемы (29%). Единодушно обе группы на третье место среди причин  семейных конфликтов ставят ограничение  свободы (34% - в студенческой группе, 23% - в студенческой).  Надо отметить, что испытуемые могли   выбрать несколько ответов из уже имеющихся,  а также  привести свои варианты ответов.

Говоря о распаде семьи, большинство и студентов (53%), и «взрослых»(49%), считают, что это происходит преимущественно  в первый год существования  молодой семьи. Отмечают преимущественно время после пяти лет совместной жизни 34% испытуемых первой группы и 29% второй группы. Видят возможность распада семьи  после двадцати лет семейной жизни только 3% студентов и 23% людей, имеющих опыт семейной жизни, кроме того достаточно многие из них (17%) считают, что нет  наиболее опасных периодов жизни семьи - развод может произойти в любое время.

Для того, чтобы избежать семейных конфликтов и предотвратить распад семьи, по мнению студентов  надо «говорить о  проблеме сразу» ( 38%); уметь уступать ( 33%), уметь найти компромисс ( 24%), доверять ( 20%). Для группы «взрослых» важнее всего доверять (60%), проявлять взаимопонимание ( 57%), уметь найти компромисс (51%). Для обеих групп значимым  является уважение интересов другого (17% для обеих групп).  Кроме того, если для студентов важно уметь уступать и уметь слушать, то во «взрослой» группе  эти факторы не отмечены вообще.

Анализируя полученные данные,  можно сделать следующие выводы:

1. Представления студентов младших курсов о семье и семейных конфликтах отличаются от представлений людей, состоящих в браке, но эти отличия не носят значительного характера. При этом следует отметить, что во «взрослой» группе были люди в основном удовлетворенные своей семейной жизнью, не переживавшие распада семьи. Таким образом, стереотипы/ модели жизненных явлений, связанных с семейной жизнью, возможно, существенно не меняются при ее благополучном развитии.

2.  Ассоциативные ряды на слова: мама, дом, дети - оказались в большинстве положительными, что свидетельствует о сформировавшихся позитивных представлениях об  основных составляющих семьи.

3. Студенты младших курсов осознают, что семейная жизнь может быть сопряжена с напряженностью в межличностных отношениях, с возникновением конфликтов. Они в основном демонстрируют желание предотвращать конфликты или разрешать их конструктивно.

4. Наиболее важными факторами успешного создания семьи, по мнению студентов младших курсов, являются любовь, материальная база и готовность вступить в брак.

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

Можно сделать вывод о том, что изучение представлений о семейных конфликтах является весьма важной задачей для конфликтолога, так как данные исследования могут помочь предвидеть, каких событий следует ожидать и с какими проблемами придется столкнуться во время консультирования молодой семьи. По нашему мнению, следует задуматься над созданием специализированных центров при учебных заведениях, которые бы специализировались на консультировании студентов по вопросам создания, сохранения и укрепления семьи, а также проведении различных мероприятий в виде тематических семинаров, тренингов, фокус-групп  и др. в целях ознакомления с предстоящими трудностями и конфликтами в процессе семейной жизни.

Просмотров работы: 33