Культурный потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки будущих учителей, от их умения мыслить самостоятельно и не только усваивать информацию, но и самостоятельно получать ее и применять на практике в любой сложной и неожидаемой ситуации профессиональной деятельности.
Поэтому проблемной темой научного исследования кафедры педагогики начального образования является «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в условиях ВУЗа».
В этой связи стратегическими задачами кафедры являются:
На анализ и решение многих актуальных проблем педагогической науки и практики направлена деятельность лаборатории гуманной педагогики (руководитель - к.п.н., проф. С. И. Якименко). Лаборатория создана при поддержке Николаевского областного Центра гуманной педагогики и Всеукраинского Центра гуманной педагогики.
С 1994 года активно развивается и готовит научно-педагогические кадры научная школа соискателей по проблемам педагогики (научный руководитель - заведующий кафедрой С. И. Якименко).
Важнейшей задачей кафедры является создание условий для привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в соответствии с их индивидуальными потребностями и способностями. Как отмечал Антуан де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт.
Важное место в развитии кафедры занимает издательская деятельность, обеспечение учебно-воспитательного процесса пособиями, учебниками, методическими разработками, подготовленными преподавателями. Кроме обязательных программ и методических рекомендаций к курсам, преподаватели кафедры занимаются методическим обеспечением учебниками и пособиями для студентов.
Итоги и результаты научных изысканий студентов, проведенных в ходе выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, освещаются на студенческих научно-практических конференциях и чтениях, отображаются в сборниках материалов конференций различного уровня.
Анализ научно-исследовательских работ студентов, наблюдение за их научным поиском свидетельствуют о развитии их познавательных функций, умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об усвоении опыта творческой деятельности, умение грамотно и компетентно представлять результаты исследований. Создание условий для научно-педагогической деятельности студентов позволяет реализовать их право на получение качественного и современного образования, обеспечить их профессиональную конкурентоспособность.
Таким образом, стратегия развития кафедры определяет системное обновление всех сфер ее деятельности, дальнейшее приобщение к достижениям современной педагогической науки, общечеловеческих и цивилизационных ценностей, расширение международного сотрудничества кафедры, проведение совместных научных проектов.
Список литературы: