СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ В ПОСТТРУДОВОМ ПЕРИОДЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ В ПОСТТРУДОВОМ ПЕРИОДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительностью жизни человека заметно возрос интерес к геронтологическим  проблемам. Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте - одна из актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте рассматриваются такие вопросы как факторы старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг - механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. (М. Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В. Бороздина, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др.)

Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старость относиться к числу «вечных проблем». Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы его границы [8]. Трудности в определении связанны, прежде всего, с тем, что старение - процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет  старость от среднего возраста. В целом,  старение - процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.

Сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях  старости  можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с ее наступления процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми (Е.С. Авербух, Ю. Б. Гарнавский и др.).

В нашей работе основанием определения границ старости принят календарный возраст - объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемой в абсолютных физических единицах времени [2].

Можно говорить о большом количестве психологических и физических факторов влияющих на процесс старения. Личность человека  по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологических (образ жизни,  семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). Не существует единого, универсального способа приспособления старости. «Человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность» [1].

Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения  в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предшествуемой.  По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности.

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосабливается к новой социальной роли [7].

Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем.

Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения, дезадаптация - с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов [4]. При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.

В данном аспекте изучение особенностей личности пожилых людей, в частности, особенностей самосознания, потребностно-мотивационной и эмоциональных сфер личности пожилого человека как фактора адаптации в посттрудовом периоде, является наиболее актуальным. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовом периоде и в качестве факторов успешности процесса адаптации выступают их личностные особенности. Для подтверждения данной гипотезы были использованы следующие методы исследования:

  • 1) метод беседы, цель которой заключалась в установлении контакта с испытуемыми, изучении социально-демографических характеристик, исследовании эмоционального, потребностно-мотивационного компонента личности;
  • 2) для изучения степени адаптации в пожилом возрасте использовалась методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [3];
  • 3) для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп применялись сведущие методики: для изучения самосознания - методика «Личностный дифференциал» (ЛД) Ч. Осбурда (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева), для изучения потребностно-мотивационно компонента личности, эмоциональной сферы - методика незаконченных предложений (на основе методики Дж. Нюттена) [6] , а так же соответствующие шкалы опросника К. Роджерса и Р. Даймонда;
  • 4) с целью подтверждения достоверности полученных результатов использовались методы математической обработки полученных данных (t-критерий Стьюдента, критерий φ* - угловое преобразование Фишера) [5].

В исследовании приняли участие 62 человека: 30 мужчин и 32 женщины в возрасте от 55 до 65 лет, находящихся на пенсии и не работающие.

Исследование социально-психологических особенностей людей пожилого возраста показало, что:

  • 1) пожилые люди характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовом периоде. Личностные особенности (особенности самосознания, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешности процесса адаптации;
  • 2) пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовом период обладают оптимальным уровнем самооценки (средним и высоким). При этом они выше оцениваю свои социально желательные характеристики, склонны считать себя ответственными за свою жизнь, оптимистично настроены по отношению к будущему (мотив достижения), оценивая свое прошлое, полагают, что смогли реализовать себя. Для них характерно разнообразие интересов, они обладают высоким уровнем принятия других, удовлетворены общением. Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волнуют проблемы родственников, проблемы общества. Боязнь не успеть что-то сделать, не реализовать свои планы - основной страх, который переживают пенсионеры данной группы. Эмоциональное реагирование на процесс выхода на пенсию было спокойным, это связано с тем, что они видят много позитивных изменений в образе жизни после выхода на пенсию;
  • 3) пожилые люди с низким уровнем адаптации в посттрудовом период характеризуются низким и средним уровнем самооценки, у людей этой группы преобладает экстернальный локус контроля. Для пенсионеров с низким уровнем адаптации в посттрудовом периоде по отношению к будущему характерно ожидание проблем, трудностей, а также отсутствие каких либо ожиданий, при оценке прошлого они отмечают, что не сделали то, что могли бы. Для этой группы характерно наличие пассивных интересов или отсутствие любимого занятия. В общении с родственниками они ожидают от близких поддержки и выражают страх оставаться одному, они не удовлетворены общением. Пенсионеры с низким уровнем адаптации в посттрудовой период обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они встревожены, обеспокоены или чувствуют безразличие к окружающему. Больше всего их волнует страх быть обузой, страх одиночества и проблемы со здоровьем.

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о необходимости специально организованной психологической поддержки пожилых людей предпенсионного и пенсионного возраста, а также психологической помощи пенсионерам, испытывающим трудности адаптации в посттрудовой период. При этом работа психолога должны опираться на личностные особенности, являющиеся фактором адаптации (особенности самосознания, потребностно-мотивационно и эмоциональной сфер личности) и должна быть направлена на профилактику дезадаптации  в посттрудовой период жизни человека как на этапе подготовки к выходу на пенсию, так и в посттрудовом периоде.

Список использованных источников:

  • 1. Карсаевская Т.В. Человек стареющий. - Л., 1989. - 214 с.
  • 2. Максимова С.Г. Социально - психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология, 2000. - № 5-6. - С. 58-63.
  • 3. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие -Самара: Бахрах-М, 2006. - 672 с.
  • 4. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб. ун-та. - Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. - 1995. - Вып. 3. - С. 39-74.
  • 5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.
  • 6. Толстых Н.Н. Использование метода неоконечных предложений для изучения временной перспективы // Научно методические основы использования в школьной психологии службе конкретных психодиагностических методик. - М., 1988. - 123 с.
  • 7. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. - М., 1983. - 213 с.
  • 8. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М.: Медицина. 1996. - 303с.
Просмотров работы: 159