РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И МОРАЛИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И МОРАЛИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Жизнь человека представляет собой процесс постоянной непрерывной деятельности, в которой философы и психологи различают две основные стороны - материальную и нематериальную (идеальную), физическую и психическую, телесную и душевную. Материальная сторона человеческой жизнедеятельности представляет собой предметное (практическое) преобразование природной и общественной среды с помощью создаваемых человеком орудий и средств труда, с помощью науки и технологии. Другой стороной человеческой жизни является область духовной деятельности, в ходе которой «производятся» разного рода идеи (образы): нравственные, религиозные, политические, правовые, художественные, научно-теоретические, философско-мировоззренческие и т. д.

Важнейшей стороной деятельности человека является управление образами собственного сознания, управление вещами и управление людьми. Навыки управления образами индивидуального сознания в значительной степени автономны по отношению к социальной среде, они зависят от интеллектуальной развитости, приобретенной в процессах школьного и внешкольного образования. Управление вещами детерминируется, прежде всего, природной средой, повседневным житейским опытом и, в особенности профессиональными технологическими нормами. Управление другими людьми, управление их общественным поведением и производственной деятельностью существенно зависит от мировоззрения управляющего, т.е. наиболее общего представления человека о том мире, в котором он живет.

В процессах социальной адаптации социального индивидуума (личности) можно выделить следующие три направления, характеризующихся определенными особенностями.

1. Успешная «внешняя» (социально-групповая) адаптация личности предполагает наличие у нее устойчивых способов социального поведения, ценностных ориентаций, позволяющих выбрать (или создать) малую социальную группу (учебную, профессиональную, «дружескую»), занять в ней желаемое место и наметить на ближайшее будущее пути продвижения внутри данной группы.

2. Успешная «внутренняя» (духовно-психическая) адаптация, основанная на устойчивости мировоззренческих установок, фундаментальных ценностей и на относительной невосприимчивости индивидом внешних идеологических воздействий;

3. Стратегия выживания и преуспеяния выстраивается на основе личностного мировоззрения и того социального опыта, который был приобретен индивидуумом на предшествующих ступенях его социального движения и роста.

Важную роль в процессе управления собой и другими людьми играет нравственное сознание управляющего. Нравственное сознание личности отражает практические взаимосвязи людей в категориях добра и зла, хорошего и плохого, честного и бесчестного, а также закрепляет в виде идеалов, принципов, правил поведения требования, предъявляемые социумом к личности в ее повседневной жизни.

Управление собой и другими людьми осуществляется индивидом на основе определенного мировоззрения. Вот почему в условиях современной России, ищущей новые пути развития в быстро меняющемся мире, одной из важнейших задач высшей школы является создание условий для самовоспитания молодого интеллигента, для целенаправленного формирования нравственных, политических, правовых, а также иных компонентов его государственно-национального мировоззрения.

Просмотров работы: 11