ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ В РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В силу различных причин религия в нынешней России - больше, чем религия. Ее особая роль в современной российской культуре определяется, прежде всего, тем, что в постсоветской России произошла радикальная трансформация отношения к религии. Если в советский период был взят курс на тотальное искоренение религии, то в постперестроечной период упования на возрождение России во многом связываются с реставрацией влияния Русской Православной Церкви, что должно способствовать формированию нового русского национального самосознания. В России в силу ее географического положения с давних времен переселялись и закреплялись народы, исповедующие различные религии. Наша страна исторически многоконфессиональна. Именно во взаимодействии и взаимоуважении народов, традиций, вероисповеданий формировалась самобытность российской культуры.

Проблема эволюции религиозности в современной России вызывает обостренный интерес не только представителей гуманитарного знания: философов, культурологов, религиоведов, социологов, но и православных богословов, а также политиков самых разных убеждений. И это не случайно, поскольку, учитывая, какое влияние религия оказывает на развитие любой культуры, можно сказать, что от того, какие тенденции в развитии религиозности возобладают в российской культуре, напрямую зависит будущее нашей страны.

В действительности, зависимость между эволюцией религии и развитием науки, техники, социальных отношений, образа жизни людей более сложная и опосредованная, она специфически проявляется на разных уровнях религиозного сознания, культа, религиозной деятельности. Дело в том, что человек живет не только в природном мире, но и в мире «второй природы», в мире материальной и духовной культуры, создаваемой и изменяемой самими людьми. Преобразуя ее, он меняет себя, свои взгляды и представления, привычки и обычаи, нормы отношений между отдельными людьми и народами. Все это не может не отражаться в религии, в изменении всех ее компонентов, ведь и верующие, и богословы живут в этом же меняющемся мире. Изменения же, происходящие за последние годы, носят глобальный характер, они затрагивают все страны и народы, проживающие в разных уголках земного шара.

Отечественными учеными в понятие религиозности обычно включаются религиозное поведение, религиозное сознание и религиозные отношения. Сама же религиозность понимается как «определенное состояние индивидов и человеческих общностей, отличительной чертой которых является вера в сверхъестественное (Бога) и поклонение ему, их приверженность к религии и принятие ее вероучения и предписаний».

Необходимо знать, что у каждого человека религиозность проявляется по-своему, поэтому можно говорить о степени религиозности (интенсивности проявления ее признаков) и о характере религиозности (таких качественных характеристиках как национальные особенности, твердость и определенность веры, своеобразие и принадлежность к эпохе). Как правило, религиозность связана с религией вообще и с религиозной верой в частности.

Поэтому наиболее содержательным и правдоподобным является критерий религиозной самоидентификации или «культурной» религиозности. Хотя и степень религиозности граждан, которые отнесли себя к той или иной религии различна, но для всех она имеет определенную ценность и является мировоззренческой и идеологической позицией.

Новое отношение к религии в сегодняшней России делает актуальным как в теоретическом, так и практическом плане, решение целого ряда проблем, касающихся осмысления эволюции религиозности в Российской культуре.

В контексте исследования эволюции религиозности в Российской культуре весьма злободневным является анализ проблемы соотношения влияния РПЦ и нетрадиционных религиозных движений в сегодняшней России. Дело в том, что, хотя православие стало символом, объединяющим весьма разные мировоззренческие тенденции, и потому оно пользуется безоговорочной поддержкой со стороны государства и многих политиков, однако, с одной стороны, как показывают результаты социологических опросов, истинно верующих православных весьма немного, а, с другой - православие теснят самые разнообразные новые религиозные культы, как отечественного, так и зарубежного происхождения.

Заметным событием явилось принятие нового закона Российской Федерации в 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Этот закон дает направление на дальнейшую гармонизацию отношений государства и религиозных организаций для их сотрудничества в соприкасающихся сферах. Закон далек от совершенства, есть противоречия с Конституцией и требует доработки. Верующие люди получили возможность свободно исповедовать свою веру. Резко расширилась деятельность конфессий в сферах образования, культуры, милосердия и благотворительности.

Анализ эволюции религиозности в современной России делает весьма актуальным и решение вопроса о том, какова должна быть роль российского государства в регуляции религиозных процессов в российской культуре, и должна ли РПЦ опираться на поддержку государства. В связи с этим особую значимость приобретает исследование проблемы: «Есть ли основания предполагать, что именно православие обретет роль духовного лидера в российской культуре, или в будущем в России возобладает религиозный плюрализм?» Анализ данной проблемы предполагает как обращение к выявлению социокультурных детерминант распространения нетрадиционных религиозных движений в постсоветской России, так и решение вопроса о том, как может противостоять РПЦ напору со стороны новых религиозных культов, в частности, должно ли православие стремиться к модернизации своего вероучения, как это сделали католики и протестанты.

Просмотров работы: 49