Знакомство со страной и народом, ее населяющим, начинается, как правило, с встречи со столицей этой страны. Иностранцы, посещавшие Россию в 18 и 19 столетиях, в качестве столичного города воспринимали не только Москву, но и Петербург, о чем до нашего времени дошло много свидетельств иностранных путешественников, в записках которых отмечается при этом уникальное своеобразие обоих городов. Так, англичанин Эдуардз Садерленд пишет: «Часто говорят, что Москва более русская, чем Санкт-Петербург, действительно..., старая и новая столицы во многом не похожи друг на друга. Санкт-Петербург напоминает Берлин в большем масштабе, стоящий на берегах изумительной и величественной реки, где гораздо больше роскошных дворцов, не говоря о набережных, равным которым нет во всем мире». Действительно, новая северная столица проектировалась с учетом лучших образцов европейского градостроения.
Невский проспект, или Большая Невская першпектива, стал, по замечанию иностранцев, «самой интересной артерией» города Святого Петра, воплотившей в себе «яркую картину всех сословий, их взаимоотношений.
В 1855 году (по другим источникам в 1858) Санкт-Петербург во время своего путешествия по России посетил известный французский писатель Александр Дюма старший. Писатель назвал Невский проспект «улицей веротерпимости». Какой смысл был вложен им в эти слова?
Александра Дюма поразило то, что на Невском проспекте были сосредоточены храмы различных христианских конфессий - православный Казанский кафедральный собор, голландская реформаторская церковь, Евангелическо-лютеранский собор Святых Петра и Павла, Римско-католическая церковь Святой Екатерины Александрийской, Армянская Апостольская церковь Святой Екатерины. Для восприятия известного писателя это было неожиданным и удивительным явлением, ведь, по словам С. Герберштейна, «с самого начала и до сего дня русские пребывают в христианской вере греческого исповедания».
Приведем для доказательства исторические обстоятельства, объясняющие этот факт.
16 апреля 1702 года Петр I издал Манифест о наделении иностранцев многими привилегиями и, в том числе, даровании им свободы вероисповедания. Манифест был издан российским императором с целью привлечения иноземных профессионалов для реформирования своей страны и строительства новой русской столицы. При этом он запретил иностранцам заниматься миссионерской деятельностью. Этот документ оказал огромное влияние на формирование как архитектурного образа Петербурга, так и общественной и, конечно, духовной атмосферы города.
Екатерина II продолжила дело Петра I. Стремясь показать свою веротерпимость, она распорядилась об устройстве храмов различных конфессий на Невском проспекте. Так Невский стал «веротерпимым», о чем и написал А. Дюма в своем «Путешествии по России»... Пять храмов различных конфессий христианства украшают Невский проспект и по сей день.
В заключение расскажем анекдот, который любил при каждом удобном случае рассказывать голландский король Иосиф II и который приводит Павел Свиньин в своих «Достопамятностях Петербурга и его окрестностей»: «Вообразите, что пять или шесть человек идут в воскресенье вместе и дружески разговаривают; придя на Невский проспект, они расходятся все по разным сторонам, уговариваясь в тот же день отобедать или быть ввечеру вместе. Все они пошли к обедне, но только один идет в русскую церковь, другой в лютеранскую, третий в реформатскую и так далее: все они были различных вер. Сие согласие между разноверцами не приносит ли отличной чести русскому правительству и характеру россиян». Однако этот вопрос являлся спорным в 19 веке и в начале 21 века остается открытым.
Список используемой литературы