НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ КАК «УЛИЦА ВЕРОТЕРПИМОСТИ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ КАК «УЛИЦА ВЕРОТЕРПИМОСТИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Знакомство со страной и народом, ее населяющим, начинается, как правило, с встречи со столицей этой страны. Иностранцы, посещавшие Россию в 18 и 19 столетиях, в качестве столичного города  воспринимали не только Москву, но и Петербург, о чем до нашего времени дошло много свидетельств иностранных путешественников, в записках которых отмечается при этом уникальное своеобразие обоих городов. Так,  англичанин Эдуардз Садерленд пишет: «Часто говорят, что Москва более русская, чем Санкт-Петербург, действительно..., старая и новая столицы во многом не похожи друг на друга. Санкт-Петербург напоминает Берлин в большем масштабе, стоящий на берегах изумительной и величественной реки, где гораздо больше роскошных дворцов, не говоря о набережных, равным которым нет во всем мире». Действительно, новая северная столица проектировалась с учетом лучших образцов европейского градостроения.

Невский проспект, или Большая Невская першпектива, стал, по замечанию иностранцев, «самой интересной артерией» города Святого Петра, воплотившей в себе «яркую картину всех сословий, их взаимоотношений.

В 1855 году (по другим источникам в 1858) Санкт-Петербург во время своего путешествия по России посетил известный французский писатель Александр Дюма старший. Писатель назвал Невский проспект «улицей веротерпимости». Какой смысл был вложен им в эти слова?

Александра Дюма поразило то, что на Невском проспекте были сосредоточены храмы различных христианских конфессий - православный Казанский кафедральный собор, голландская реформаторская церковь, Евангелическо-лютеранский собор Святых Петра и Павла, Римско-католическая церковь Святой Екатерины Александрийской, Армянская Апостольская церковь Святой Екатерины. Для восприятия известного писателя это было неожиданным и удивительным явлением, ведь, по словам  С. Герберштейна,  «с самого начала и до сего дня русские пребывают в христианской вере греческого исповедания».

Приведем для доказательства исторические обстоятельства, объясняющие этот факт.

16 апреля 1702 года Петр I издал Манифест о наделении иностранцев многими привилегиями и, в том числе, даровании им свободы вероисповедания. Манифест был издан российским императором с целью привлечения иноземных профессионалов для реформирования своей страны и строительства новой русской столицы. При этом он запретил иностранцам заниматься миссионерской деятельностью. Этот документ оказал огромное влияние на формирование как архитектурного образа Петербурга, так и общественной и, конечно, духовной атмосферы города.

Екатерина II продолжила дело Петра I. Стремясь показать свою веротерпимость, она распорядилась об устройстве храмов различных конфессий на Невском проспекте. Так Невский стал «веротерпимым», о чем и написал А. Дюма в своем «Путешествии по России»... Пять храмов различных конфессий христианства украшают Невский проспект и по сей день.

В заключение расскажем анекдот, который любил при каждом удобном случае рассказывать голландский король Иосиф II и который приводит Павел Свиньин в своих «Достопамятностях Петербурга и его окрестностей»: «Вообразите, что пять или шесть человек идут в воскресенье вместе и дружески разговаривают; придя на Невский проспект, они расходятся все по разным сторонам, уговариваясь в тот же день отобедать или быть ввечеру вместе. Все они пошли к обедне, но только один идет в русскую церковь, другой в лютеранскую, третий в реформатскую и так далее: все они были различных вер. Сие согласие между разноверцами не приносит ли отличной чести русскому правительству и характеру россиян». Однако этот вопрос являлся спорным в 19 веке и в начале 21 века остается открытым.

Список используемой литературы

  • 1. Авсеенко В.Г. История города Санкт-Петербурга. СПб.: Сотис,1993. - 239с.
  • 2. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т.1.- СПб.: Издательство Чернышева, 1994. - 288 с.
  • 3. Армянская Апостольская церковь Санкт-Петербурга. СПб.: Армянская Апостольская церковь С.-Петербурга, 2000. - 40с.
  • 4. Иванова Ю., Фатеев., Козлов С. и др. Римско-католическая церковь Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. СПб., 2011.-15с.
  • 5. Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.- 3-е изд.,стереотип.- СПб.: Лениздат,2001.- 334с.
  • 6. Сандаловский Н. А.Петербург :От дома к дому...От легенды к легенде...Путеводитель.-СПб.:Норинт, 2003. - 400с.
  • 7. Архимандрит Августин (Никитин). Храмы Невского проспекта // [Электронный ресурс http://magazines.russ.ru/neva/2004/9/arh21.html].
  • 8. Ишекова Т. Россия второй половины XIX века глазами английских туристовy//[Электронныйресурсhttp://www.sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/ php]
Просмотров работы: 416