В современной школе существует множество методологических и организационных моделей информатизации учебного процесса, которые позволяют реализовать различные формы проведения занятий. Возможна индивидуальная и групповая форма работы учащихся с информационными и коммуникационными технологиями, а также общеклассная форма проведения занятий с применением иллюстративно-демонстрационных приложений, проецируемых на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора.
Среди многих методов, которыми пользуется современная наука, особое значение имеет эксперимент, ставший в руках ученых наиболее действенным способом познания.
Демонстрационный эксперимент является неотъемлемой органической частью курса физики средней школы.
Демонстрационные опыты формируют накопленные ранее предварительные представления, которые к началу изучения физики далеко не у всех учащихся бывают одинаковыми и безупречными. На протяжении всего курса физики эти опыты пополняют и расширяют кругозор учащихся. Они зарождают правильные начальные представления о новых физических явлениях и процессах, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Кроме того, демонстрационный эксперимент служит источником знаний, доказательством справедливости различных теоретических положений, способствует выработке убежденности, развивает умения и навыки учащихся.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы (деление ядер урана), либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете физики. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.
В наше время во многих школах присутствуют большие проблемы с демонстрационным оборудованием. Причин тому может быть несколько - это и недостаточное финансирование школ, и отсутствие современных демонстрационных приборов. Конечно, в некоторых школах они сохранились, но они уже приходят в негодность, большинство опытов с этими приборами не получается. Но из этого положения можно найти выход - использовать видеодемонстрации на уроках различных типов.
Использование компьютера в качестве эффективного средства обучения существенно расширяет возможности педагогических технологий: видеодемонстрации, видеофильмы, анимации, всевозможные программы, виртуальные опыты и лабораторные работы позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению физики. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную почву для применения современных информационных технологий. Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики, я считаю, внедрение компьютерных видеотехнологий при изучении нового материала. На уроках физики невозможно обойтись без видеотехнологий, но не всегда материальная база кабинета соответствует требованиям современного кабинета физики. И поэтому здесь на помощь приходит компьютер.
Компьютер становится помощником не только ученика, но и учителя. Использование видеотехнологий стимулирует исследовательскую и творческую деятельность, развивает познавательные интересы учеников. Видеотехнологии могут быть полезными при подготовке к фронтальным опытам при изучении нового материала с реальным оборудованием и окажутся незаменимыми при его отсутствии. Интерактивные опыты можно использовать для демонстрации на уроке. Это позволит решить вопросы, связанные с недостатком лабораторного оборудования, оптимально организовать рабочее время. Также будет эффективным использование интерактивных лабораторных работ при самостоятельной работе учащихся. Видеодемонстрации помогут любознательным ученикам просмотреть ход работы в нужном режиме, подробнее остановиться на отдельных этапах опытов. На рынке программного обеспечения для работы учителя физики предлагается много компьютерных программ.
Программы чаще являются универсальными. И перед учителем встает проблема оптимального использования программы в своей работе. В этом и начинает проявляться творчество и находчивость учителя.
Компьютерные модели можно демонстрировать либо через проектор при объяснении нового материала, либо для индивидуальной работы учащихся установив программу в компьютерном классе. Компьютерные модели сопровождаются теоретическим описанием назначения модели, что удобно для организации самостоятельной работы учащихся.
Проведение компьютерных уроков с использованием на них видеотехнологий требует особой подготовки. К таким урокам лучше всего писать сценарии, органично "вплетая" в них и настоящий эксперимент, и виртуальный (т.е. реализованный на экране монитора). Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. Указанная программа проста в применении и позволяет свободно конструировать урок. За считанные минуты можно создать новый сценарий урока, включить в него новые слайды, скомбинировать слайды нескольких презентаций, удалить лишние. При использовании этой программы, учителю открывается широкий простор для творчества. Он может подготовить урок с учетом конкретных особенностей класса, темпа прохождения материала в текущем учебном году. Встает лишь вопрос об источниках информации и материалов для слайдов. Традиционными источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски (учебные курсы и энциклопедии), материалы в сети Интернет и собственные разработки.
Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к персональному компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарии применяются как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного. Хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего.
Опыт работы учителей показывает, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает.