Государственная молодёжная политика в РФ и отношение к ней молодёжи профессиональных училищ г. Тулы (на примере ГОУ НПО ТО «Профессионального училища №9 им. Б.Ф. Сафонова») - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Государственная молодёжная политика в РФ и отношение к ней молодёжи профессиональных училищ г. Тулы (на примере ГОУ НПО ТО «Профессионального училища №9 им. Б.Ф. Сафонова»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, мобильны и полны сил для строительства своей жизни. Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодёжь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Молодёжь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена, менее интегрирована в существующие социально-экономические, идейно-политические, семейно-бытовые процессы. Государственная молодежная политика как раз и призвана обеспечить преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, становление патриотизма, воспитание граждан правового, демократического государства, разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.

В настоящее время приоритетные направления в сфере молодежной политики определенны в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Среди основных проблем молодёжи можно выделить: ухудшение состояния здоровья, распространение вредных привычек, криминализация, молодые люди испытывают трудности с трудоустройством.

Сегодня в России остро стоит проблема обеспечения рынка труда квалифицированными рабочими, подготовкой которых занимаются в основном техникумы средне-профессионального образования и училища начально-профессионального образования. Студенты и учащаяся молодёжь составляют 114212 тыс. человек или 31,2% от общей численности молодежи. Из них в профессиональных учреждениях обучается 1115170 человек. При этом государственная молодёжная политика активнее реализуются большей частью в высших учебных заведениях, чем в учебных заведениях начального профессионального образования. Для улучшения сложившейся ситуации необходимо выявить причины, по которым сегодняшняя государственная молодёжная политика оказывается не столь эффективной и узнать отношение молодёжи к ГМП.

Рассмотрение состояния законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования по вопросам государственной молодежной политики позволяет сделать выводы о том, что в последние годы в сфере молодёжной политики были приняты важнейшие государственные документы, которые сегодня чётко определяют вектор развития молодёжной политики и её место в социально-экономическом развитии страны.

Отдельные положения, связанные с решением вопросов государственной молодежной политики, содержатся в ряде законодательных актов РФ различной отраслевой принадлежности, в том числе в законодательстве об образовании, законодательстве о труде, жилищном законодательстве, семейном законодательстве, законодательных актах по вопросам социальной защиты и т.д. [7].

Конституция РФ содержит положения, составляющие основу государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение предметов ведения между РФ, субъектами РФ, органами местного самоуправления. Конституцией РФ предусмотрены базовые положения, касающиеся порядка образования и деятельности общественных объединений, распространяемые, естественно, в том числе на молодежные объединения [4].

Отдельные вопросы государственной молодежной политики нашли отражение в разделе VI Федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [7]. Федеральный закон от 24 июня 1998 г . № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации. Дополнительные гарантии соблюдения трудовых прав молодежи устанавливает Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г . № 197-ФЗ [7].

Многие вопросы, связанные с государственной молодежной политикой, решаются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в том числе актов Правительства РФ, в развитие предусмотренных законодательством положений [7].  В ноябре 2008 года Правительством РФ утверждена Концепция долгосрочного развития страны до 2020 года и основные направления деятельности Правительства РФ до 2012 года.

Важнейшим этапом развития государственной молодёжной политики является утверждение в декабре 2006 года Правительством РФ Стратегии государственной молодёжной политики в РФ, в которой определены принципы и приоритеты государства на одном из наиболее важных направлений социально-экономического развития общества. Впервые в таких важнейших стратегических государственных документах появился раздел «Молодёжная политика».

В Стратегии государственной молодёжной политики в РФ государственная молодежная политика определяется как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России [11].

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

  • выделение приоритетных направлений;
  • учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
  • участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
  • взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
  • информационная открытость;
  • независимость оценки результатов Стратегии государственной молодёжной политики [11].

Приоритетными направлениями реализации государственной молодёжной политики в РФ являются:

  • вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества [11].

Для достижения целей требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, в этой связи предусмотрены проекты, которые реализуются на федеральном и региональном уровнях.

Особое внимание при реализации государственной молодёжной политики должно уделяться учащимся средне-профессиональных учебных заведений. Система начального профессионального образования в отличие от других систем образования непосредственно включена в производственные отношения. Она является источником пополнения производства квалифицированными рабочими кадрами - основной производительной силой общества.

Профессиональное обучение подростков в профессиональных училищах начинается в 15-16 лет. За время обучения подростки приобретают не только профессиональные умения, но и происходит их личностный рост [6]. Именно в этот период развития личность подростка и юноши претерпевает целый ряд фундаментальных изменений, определяющих нередко всю дальнейшую жизнь человека.

Для многих подростков этот период жизни имеет еще одну важнейшую особенность: после окончания 9 класса общеобразовательной школы они определяются со своей будущей профессией путем выбора профессионального училища, где они продолжат свое образование и получат рабочую специальность[6]. В отличие от старшеклассников общеобразовательной школы у учащихся ПУ уже реализован основной выбор жизненного пути; определена специальность, намечена ближайшая перспектива, сформирована в основном система профессионально-социальных ожиданий. Другими словами, поступив в училище, подростки знают: кем они будут, какую работу будут выполнять, в каких условиях будут работать.

Довольно значительная часть учащихся разрывает связи с родителями и школой, уезжая учиться в ПУ, нередко расположенных в крупных городах, на значительном удалении от постоянного места жительства [6].

Учащиеся профучилищ отличаются от своих сверстников - старшеклассников общеобразовательной школы не только завершенностью этапа профессиональной ориентации, но и целым рядом других социально-психологических особенностей, влияющих на развитие личности. К ним следует отнести, прежде всего повышенный уровень взрослости, который объясняется рядом причин и обстоятельств: изменением социального положения учащихся ПУ (уже не школьники); изменением условий их жизни (многие живут отдельно от родителей); наличием карманных денег, заработанных во время производственной практики или присылаемых родителями; относительно большая свобода в распоряжении своим личным временем и т. д. [6]. Вместе с тем на сознание и поведение подростка влияют и некоторые субъективные факторы, к числу которых прежде всего следует отнести изменения в системе социальных ожиданий подростка. В этот период главными ожиданиями являются: надежда на установление благополучных отношений с новыми товарищами по учебе, расчет на повышение уровня своей учебно-производственной деятельности и надежда на появление новых возможностей для самоутверждения с помощью спорта, профессионального творчества или какой-либо другой общественно полезной деятельности.

Немалую роль играет и стремление освободиться от контроля и опеки родителей. Конечно, степень и интенсивность этой потребности во многом зависят от характера внутрисемейных отношений, от образовательных и культурных «ножниц» между детьми и родителями, от степени взаимопонимания между ними, от условий проживания и т. д. Следует отметить, что условия жизни и учебы учащихся ПУ значительно меньше, чем у старшеклассников общеобразовательной школы, зависят от материального уровня семьи. Другими словами, экономически учащийся ПУ более независим, чем его сверстник - ученик 9 или 10 класса средней школы. В результате этого меняется стиль взаимоотношений подростка с родителями, все чаще проявляется противодействие авторитетному стилю воспитания в семье, все активнее подросток отстаивает свое право на принятие самостоятельных решений, все энергичнее выступает против попыток ограничить его желания и потребности, особенно связанные с выбором друзей, знакомых, проведением досуга.

Все это неизбежно приводит к изменению эмоционального тона в отношениях со старшими, к возникновению различных трений и конфликтов в семье. Как правило, это происходит в тех семьях, где не учитываются трудности роста детей, их возрастные и социально-психологические особенности, одной из которых является объективация их оценки старших и прежде всего родителей.

Что же касается подростков, живущих вместе с родителями, то и они, поступив учиться в ПУ, сознательно и бессознательно тоже ожидают определенных изменений в своих взаимоотношениях с родителями. Воспитателю, педагогу, мастеру трудно рассчитывать на помощь со стороны родителей в организации воспитательной работы в тех семьях, где не замечают важных изменений, происходящих с детьми. Более того, именно в таких семьях (нередко внешне благополучных и устойчивых) отчуждение подростков от родителей в этот переломный период становится криминогенным фактором, который при определенных условиях может способствовать совершению подростком проступка или правонарушения.

Возрастание психологической автономии учащихся ПУ от родителей и старших имеет еще одно очень важное последствие, выражающееся, в усилении контактов со сверстниками в стенах училища и вне его.

Причин усиления межличностных контактов у учащихся ПУ несколько. Этому способствуют, во-первых, ослабление связей с родителями, во-вторых, расширение сфер общения (в процессе производственной практики, в общежитиях), в-третьих, общее изменение социального положения подростков [6].

Процесс самоутверждения в подростковом возрасте сложен и противоречив еще и потому, что, во-первых, самооценка подростка часто не совпадает с присущими ему реальными чертами характера, способностями и возможностями, а во-вторых, потому, что сам процесс оценки других людей и самого себя необычайно труден, чреват ошибками и заблуждениями [6].

Таким образом учащиеся профессионального училища имеют существенные психологические и социальные особенности, которые нужно учитывать при работе с данной категорией молодёжи.

На базе ГОУ НПО ТО «Профессионального училища №9 им. Б.Ф. Сафонова» было проведено исследование с целью изучения отношения учащихся к государственной молодёжной политике, реализуемой в РФ. В анкетировании приняли участие  учащиеся 1 курса ГОУ НПО ТО «Профессионального училища №9 им. Б.Ф. Сафонова» в количестве 30 человек.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что учащиеся ГОУ НПО ТО «Профессионального училища №9 им. Б.Ф. Сафонова» плохо представляют, что такое государственная молодёжная политика, не знакомы с механизмами её реализации и не участвуют в проектах, проводимых в рамках осуществления государственной молодёжной политики в РФ. Это может говорить об их не информированности о данной сфере и о гражданской пассивности. Но при этом они считают необходимой проведение государственной молодёжной политики, указывая на необходимость изменений в осуществлении её реализации и необходимости совершенствования в некоторых направлениях.

Полученные результаты говорят о необходимости разработки рекомендаций специалисту по работе с молодёжью для более успешной реализации государственной молодёжной политики в профессиональных училищах и дальнейшей более предметной работы с учащимися профессиональных училищ.

Литература

  • 1. Возрастные особенности юношеского возраста [Электронный ресурс]. - http://pu-107.ru/DswMedia/psixofiziologicheskieosobennosti.pdf 10.12.2011
  • 2. Волков, Б.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов/ Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2008. - 668с.
  • 3. Ильинский И.М. Будущее России и молоджёжь: к новой концепции молодёжной политики [Электронный ресурс]. - http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/budros.php 18.12.2011
  • 4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - http://constitution.kremlin.ru/ 20.11.2011
  • 5. Луков В.А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России. Заметки политолога [Электронный ресурс]. - http://shashkin.do.am/publ/4-1-0-6 18.12.2011
  • 6. Махов Ф.С. Уже не школьники, ещё не рабочие (о некоторых особенностях социального поведения учащихся ПУ) [Электронный ресурс]. - http://www.voppsy.ru/issues/1980/806/806148.htm 12.11.2011
  • 7. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ [Электронный ресурс]. - http://youth.minstm.gov.ru/ 16.12.2011
  • 8. Политическая активность молодёжи: Результаты социологического исследования/под ред. Добренькова В.И., Смакотиной Н.Л. - М.: МАКС Пресс, 2009.- 220с.+[16с. вкл.]
  • 9. РосМолодёжь Молодёжные новости [Электронный ресурс]. - http://www.rosmolodezh.ru/ 18.12.2011
  • 10. Социальный потенциал молодёжи/ под ред. Смакотиной Н.Л. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 260 с. + [16с. вкл.]
  • 11. Стратегия государственной молодёжной политики. Министерство спорта, уризма и молодёжной политики РФ [Электронный ресурс]. - http://youth.minstm.gov.ru/ 12.11.2011
  • 12. Федеральное агентство по делам молодёжи «Росмолодёжь» [Электронный ресурс]. - http://www.fadm.gov.ru/ 16.12.2011
Просмотров работы: 663