В настоящее время приоритетные направления в сфере молодежной политики определенны в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Среди основных проблем молодёжи можно выделить: ухудшение состояния здоровья, распространение вредных привычек, криминализация, молодые люди испытывают трудности с трудоустройством.
Сегодня в России остро стоит проблема обеспечения рынка труда квалифицированными рабочими, подготовкой которых занимаются в основном техникумы средне-профессионального образования и училища начально-профессионального образования. Студенты и учащаяся молодёжь составляют 114212 тыс. человек или 31,2% от общей численности молодежи. Из них в профессиональных учреждениях обучается 1115170 человек. При этом государственная молодёжная политика активнее реализуются большей частью в высших учебных заведениях, чем в учебных заведениях начального профессионального образования. Для улучшения сложившейся ситуации необходимо выявить причины, по которым сегодняшняя государственная молодёжная политика оказывается не столь эффективной и узнать отношение молодёжи к ГМП.
Рассмотрение состояния законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования по вопросам государственной молодежной политики позволяет сделать выводы о том, что в последние годы в сфере молодёжной политики были приняты важнейшие государственные документы, которые сегодня чётко определяют вектор развития молодёжной политики и её место в социально-экономическом развитии страны.
Отдельные положения, связанные с решением вопросов государственной молодежной политики, содержатся в ряде законодательных актов РФ различной отраслевой принадлежности, в том числе в законодательстве об образовании, законодательстве о труде, жилищном законодательстве, семейном законодательстве, законодательных актах по вопросам социальной защиты и т.д. [7].
Конституция РФ содержит положения, составляющие основу государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение предметов ведения между РФ, субъектами РФ, органами местного самоуправления. Конституцией РФ предусмотрены базовые положения, касающиеся порядка образования и деятельности общественных объединений, распространяемые, естественно, в том числе на молодежные объединения [4].
Отдельные вопросы государственной молодежной политики нашли отражение в разделе VI Федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [7]. Федеральный закон от 24 июня 1998 г . № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации. Дополнительные гарантии соблюдения трудовых прав молодежи устанавливает Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г . № 197-ФЗ [7].
Многие вопросы, связанные с государственной молодежной политикой, решаются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в том числе актов Правительства РФ, в развитие предусмотренных законодательством положений [7]. В ноябре 2008 года Правительством РФ утверждена Концепция долгосрочного развития страны до 2020 года и основные направления деятельности Правительства РФ до 2012 года.
Важнейшим этапом развития государственной молодёжной политики является утверждение в декабре 2006 года Правительством РФ Стратегии государственной молодёжной политики в РФ, в которой определены принципы и приоритеты государства на одном из наиболее важных направлений социально-экономического развития общества. Впервые в таких важнейших стратегических государственных документах появился раздел «Молодёжная политика».
В Стратегии государственной молодёжной политики в РФ государственная молодежная политика определяется как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России [11].
Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:
Приоритетными направлениями реализации государственной молодёжной политики в РФ являются:
Для достижения целей требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, в этой связи предусмотрены проекты, которые реализуются на федеральном и региональном уровнях.
Особое внимание при реализации государственной молодёжной политики должно уделяться учащимся средне-профессиональных учебных заведений. Система начального профессионального образования в отличие от других систем образования непосредственно включена в производственные отношения. Она является источником пополнения производства квалифицированными рабочими кадрами - основной производительной силой общества.
Профессиональное обучение подростков в профессиональных училищах начинается в 15-16 лет. За время обучения подростки приобретают не только профессиональные умения, но и происходит их личностный рост [6]. Именно в этот период развития личность подростка и юноши претерпевает целый ряд фундаментальных изменений, определяющих нередко всю дальнейшую жизнь человека.
Для многих подростков этот период жизни имеет еще одну важнейшую особенность: после окончания 9 класса общеобразовательной школы они определяются со своей будущей профессией путем выбора профессионального училища, где они продолжат свое образование и получат рабочую специальность[6]. В отличие от старшеклассников общеобразовательной школы у учащихся ПУ уже реализован основной выбор жизненного пути; определена специальность, намечена ближайшая перспектива, сформирована в основном система профессионально-социальных ожиданий. Другими словами, поступив в училище, подростки знают: кем они будут, какую работу будут выполнять, в каких условиях будут работать.
Довольно значительная часть учащихся разрывает связи с родителями и школой, уезжая учиться в ПУ, нередко расположенных в крупных городах, на значительном удалении от постоянного места жительства [6].
Учащиеся профучилищ отличаются от своих сверстников - старшеклассников общеобразовательной школы не только завершенностью этапа профессиональной ориентации, но и целым рядом других социально-психологических особенностей, влияющих на развитие личности. К ним следует отнести, прежде всего повышенный уровень взрослости, который объясняется рядом причин и обстоятельств: изменением социального положения учащихся ПУ (уже не школьники); изменением условий их жизни (многие живут отдельно от родителей); наличием карманных денег, заработанных во время производственной практики или присылаемых родителями; относительно большая свобода в распоряжении своим личным временем и т. д. [6]. Вместе с тем на сознание и поведение подростка влияют и некоторые субъективные факторы, к числу которых прежде всего следует отнести изменения в системе социальных ожиданий подростка. В этот период главными ожиданиями являются: надежда на установление благополучных отношений с новыми товарищами по учебе, расчет на повышение уровня своей учебно-производственной деятельности и надежда на появление новых возможностей для самоутверждения с помощью спорта, профессионального творчества или какой-либо другой общественно полезной деятельности.
Немалую роль играет и стремление освободиться от контроля и опеки родителей. Конечно, степень и интенсивность этой потребности во многом зависят от характера внутрисемейных отношений, от образовательных и культурных «ножниц» между детьми и родителями, от степени взаимопонимания между ними, от условий проживания и т. д. Следует отметить, что условия жизни и учебы учащихся ПУ значительно меньше, чем у старшеклассников общеобразовательной школы, зависят от материального уровня семьи. Другими словами, экономически учащийся ПУ более независим, чем его сверстник - ученик 9 или 10 класса средней школы. В результате этого меняется стиль взаимоотношений подростка с родителями, все чаще проявляется противодействие авторитетному стилю воспитания в семье, все активнее подросток отстаивает свое право на принятие самостоятельных решений, все энергичнее выступает против попыток ограничить его желания и потребности, особенно связанные с выбором друзей, знакомых, проведением досуга.
Все это неизбежно приводит к изменению эмоционального тона в отношениях со старшими, к возникновению различных трений и конфликтов в семье. Как правило, это происходит в тех семьях, где не учитываются трудности роста детей, их возрастные и социально-психологические особенности, одной из которых является объективация их оценки старших и прежде всего родителей.
Что же касается подростков, живущих вместе с родителями, то и они, поступив учиться в ПУ, сознательно и бессознательно тоже ожидают определенных изменений в своих взаимоотношениях с родителями. Воспитателю, педагогу, мастеру трудно рассчитывать на помощь со стороны родителей в организации воспитательной работы в тех семьях, где не замечают важных изменений, происходящих с детьми. Более того, именно в таких семьях (нередко внешне благополучных и устойчивых) отчуждение подростков от родителей в этот переломный период становится криминогенным фактором, который при определенных условиях может способствовать совершению подростком проступка или правонарушения.
Возрастание психологической автономии учащихся ПУ от родителей и старших имеет еще одно очень важное последствие, выражающееся, в усилении контактов со сверстниками в стенах училища и вне его.
Причин усиления межличностных контактов у учащихся ПУ несколько. Этому способствуют, во-первых, ослабление связей с родителями, во-вторых, расширение сфер общения (в процессе производственной практики, в общежитиях), в-третьих, общее изменение социального положения подростков [6].
Процесс самоутверждения в подростковом возрасте сложен и противоречив еще и потому, что, во-первых, самооценка подростка часто не совпадает с присущими ему реальными чертами характера, способностями и возможностями, а во-вторых, потому, что сам процесс оценки других людей и самого себя необычайно труден, чреват ошибками и заблуждениями [6].
Таким образом учащиеся профессионального училища имеют существенные психологические и социальные особенности, которые нужно учитывать при работе с данной категорией молодёжи.
На базе ГОУ НПО ТО «Профессионального училища №9 им. Б.Ф. Сафонова» было проведено исследование с целью изучения отношения учащихся к государственной молодёжной политике, реализуемой в РФ. В анкетировании приняли участие учащиеся 1 курса ГОУ НПО ТО «Профессионального училища №9 им. Б.Ф. Сафонова» в количестве 30 человек.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что учащиеся ГОУ НПО ТО «Профессионального училища №9 им. Б.Ф. Сафонова» плохо представляют, что такое государственная молодёжная политика, не знакомы с механизмами её реализации и не участвуют в проектах, проводимых в рамках осуществления государственной молодёжной политики в РФ. Это может говорить об их не информированности о данной сфере и о гражданской пассивности. Но при этом они считают необходимой проведение государственной молодёжной политики, указывая на необходимость изменений в осуществлении её реализации и необходимости совершенствования в некоторых направлениях.
Полученные результаты говорят о необходимости разработки рекомендаций специалисту по работе с молодёжью для более успешной реализации государственной молодёжной политики в профессиональных училищах и дальнейшей более предметной работы с учащимися профессиональных училищ.
Литература