В первые годы после революции (1917-1921 годы) закладывались основы советской государственности, при этом ломались и уничтожались остатки старой дореволюционной уголовной системы, принимались первые советские уголовные законы, направленные против врагов социалистического государства. В этот период отсутствовала четкая система наказаний, виды наказаний появлялись бессистемно в различных нормативных актах, посвященных регулированию различных сфер деятельности.
В ноябре 1917 г. формулируется новый вид наказания - «объявление вне закона». Такая санкция была применена СНК к «вождям контрреволюционного заговора» в соответствии с обращением СНК «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемым Центральной радой»[2],[3].
Впервые достаточно подробный перечень наказаний появляется в Инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний»[4], который включал в себя:
1) денежный штраф;
2) лишение свободы;
3) удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики;
4) объявление общественного порицания;
5) объявление виновного врагом народа;
6) лишение виновного всех или некоторых политических прав;
7) секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества виновного;
8) присуждение к обязательным общественным работам.
Однако данный перечень наказаний не являлся исчерпывающим и их количество увеличивалось в связи с принятием последующих законодательных актов. Так, декретом ВЦИК (от 13 апреля 1918 г. «О сроке службы в Рабоче-Крестьянской армии»[5] за самовольное оставление рядов армии до истечения указанного срока применялось такое наказание, как «лишение прав гражданина Советской республики».
Таким образом, обнаруживается, что в первые годы советской власти отсутствовал единый кодифицированный акт уголовного права, нормы, регулирующие вопросы преступности и наказуемости, содержались в различных нормативных актах без всякой системы, в хаотичном порядке. Каждый последующий акт принимался без учета предыдущего, что приводило к возникновению все новых и новых видов наказаний, отсутствовал единый исчерпывающий перечень наказаний, отсутствовали и четкие границы (пределы, сроки) того или иного вида наказания.
Система наказаний в советском уголовном праве впервые была разработана в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» в 1919 году. В разделе VI этого документа содержался перечень уголовных наказаний, которые могли применяться к виновным в совершении преступлений. Перечень наказаний являлся примерным, и суды были наделены правом по своему усмотрению назначать и иные наказания, не предусмотренные Руководящими началами.
Все наказания, предусмотренные УК РСФСР 1922 года, располагались от наиболее тяжких к наименее тяжким. В соответствии со ст. 32 УК РСФСР 1922 года система наказаний включала в себя следующие их виды:
а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;
б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой;
в) принудительные работы без содержания под стражей;
г) условное осуждение;
д) конфискация имущества - полная или частичная;
е) штраф;
ж) поражение прав;
з) увольнение от должности;
и) общественное порицание;
к) возложение обязанности загладить вред.
В качестве исключительной меры мог применяться расстрел, - но это касалось тех дел, которые находились в производстве революционных трибуналов.
Следующий этап развития уголовного законодательства связан с образованием Союза Советских Социалистических республик. В 1924 году была принята общесоюзная Конституция и первый общесоюзный Закон - «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик». В Основных началах законодатель отказался от термина «наказание» и заменил его термином «меры социальной защиты», что было обусловлено общей политикой государства отмежеваться от методов и средств борьбы с преступностью, которые использовались в царской России и других капиталистических государствах, соответственно, отказываясь от апробированных методов и средств, законодатель стремился отказаться и от использования общепринятых терминов. Так, наряду с отказом от термина «наказание» советское государство пыталось «избавиться» и от таких терминов, как «адвокат», «прокурор» и др.
Однако подобный искусственный уход от понятия «наказание» не был одобрен ни практикой, ни теорией, поэтому уже в 1934 году законодатель, судебная практика и юридическая наука решительно отвергли термин «меры социальной защиты» и вновь вернулись к термину «уголовное наказание»[6].
Все меры социальной защиты Основные начала подразделяют на три вида:
- меры судебно-исправительного характера;
- меры медицинского характера;
- меры медицинско-биологического характера.
Статья 13 Основных начал перечисляла следующие виды мер судебно-исправительного характера:
а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда;
б) лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР;
в) лишение свободы в общих местах заключения;
г) принудительные работы без лишения свободы;
д) поражение прав;
е) удаление из пределов Союза ССР на срок;
ж) удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности е поселением в тех или иных местностях или без такового с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового запрещения;
з) увольнение от должности;
и) запрещение занимать ту или иную должность либо заниматься той или иной деятельностью или промыслом;
к) общественное порицание;
л) конфискация имущества;
м) штраф;
н) предостережение.
Союзным республикам предоставлялось право устанавливать и иные меры наказания в соответствии с общими принципами уголовного законодательства СССР. Основные начала также устанавливали, что временно в качестве высшей меры социальной защиты, впредь до полной ее отмены, ЦИК СССР для борьбы с наиболее тяжкими видами преступлений, угрожающими основам советской власти и советского строя, допускается применение расстрела. В дальнейшем перечень мер, предусмотренных Основными началами, подвергался неоднократным изменениям и дополнениям[7].
Сравнивая систему мер социальной защиты судебно-исправительного характера, закрепленную в Основных началах уголовного законодательства, и систему наказаний по УК РСФСР 1922 года, обнаруживается, что она была несколько изменена. Так, изгнание из пределов РСФСР было заменено объявлением врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием навсегда из пределов СССР. Изгнание на срок было заменено удалением из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности с поселением в тех или иных местностях или без такового с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового запрещения. Условное осуждение было исключено из системы наказания и стало рассматриваться как форма условного освобождения от наказания.
Смертная казнь, так же, как и в УК РСФСР 1922 года, не была включена в общий перечень наказаний. В ст. 13 Основных начал указывалось на временный и исключительный характер смертной казни: «Временно в качестве высшей меры социальной защиты, впредь до полной ее отмены Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР, для борьбы с наиболее тяжкими видами преступления, угрожающими основам Советской власти и Советского строя, допускается расстрел»[8].
В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который внес некоторые изменения в существовавшую ранее систему наказаний. Как уже указывалось выше, с 1922 по 1926 г.г. шел процесс смягчения мер наказания, что не могло не отразиться и на системе наказаний УК РСФСР 1926 года. Уголовный кодекс 1926 года предусматривал значительно более мягкие меры, чем Уголовный кодекс 1922 года[9].
В соответствии со ст. 20 УК РСФСР 1926 года система наказаний (мер социальной защиты судебно-исправительного характера) включала в себя:
а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и обязательным изгнанием из его пределов;
б) лишение свободы со строгой изоляцией;
в) лишение свободы без строгой изоляции;
г) принудительные работы без лишения свободы;
д) поражение политических и отдельных гражданских прав;
е) удаление из пределов Союза ССР на срок;
ж) удаление из пределов РСФСР или отдельной местности с обязательным поселением в иных местностях или без этого, или с запрещением проживания в отдельных местностях или без этого;
з) увольнение от должности с запрещением занятия той или другой должности или без этого;
и) запрещение занятия той или иной деятельностью или промыслом;
к) общественное порицание;
л) конфискация имущества, полная или частичная;
м) денежный штраф;
н) предостережение;
о) возложение обязанности загладить причиненный вред.
То есть система наказаний УК РСФСР 1926 года практически полностью дублировала систему наказаний Основ 1924 года, за некоторым уточнением отдельных видов наказаний, кроме того, УК РСФСР 1926 года содержал такой вид наказания, не известный Основам 1924 года, как возложение обязанности загладить причиненный вред.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на слом всей правовой системы, существовавшей до Октябрьской революции, советское государство достаточно быстро восполнило правовой вакуум посредством принятия новых кодифицированных актов, в том числе и уголовных. Результатом этого явилась достаточно разработанная, предусматривающая значительное количество новых видов наказаний система наказаний, широко применявшихся к лицам, совершившим те или иные преступления.
Система наказаний УК РСФСР 1960 года не предусматривала таких наказаний, как лишение родительских прав (прав на воспитание своих детей), а также высылку из страны и лишение российского гражданства.
Статья 21 УК РСФСР закрепляла следующие виды наказаний:
1) лишение свободы;
2) исправительные работы без лишения свободы;
3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
4) штраф;
5) увольнение от должности;
6) возложение обязанности загладить причиненный вред;
7) общественное порицание;
8) конфискация имущества;
9) лишение воинского или специального звания[10].
Так же, как и в Основах 1958 года, устанавливалось, что к военнослужащим срочной службы могло применяться наказание в виде направления в дисциплинарный батальон. Виды наказаний, включая общественное порицание, были расположены по степени их тяжести - от наиболее к наименее тяжкому.
Вне системы наказаний (ст. 23 УК РСФСР) была выделена смертная казнь, которая, как исключительная мера наказания, могла применяться только к лицам, совершившим особо тяжкие преступления.
Все наказания, предусмотренные исследуемым уголовным законом, классифицировались по определенным признакам. Непосредственно в УК РСФСР 1960 года, в зависимости от порядка назначения, выделялись три группы наказаний: 1) основные (лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, общественное порицание и направление в дисциплинарный батальон); 2) дополнительные (конфискация имущества и лишение воинского или специального звания); 3) наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и дополнительных (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред).
Подводя итог анализу системы наказаний по законодательству советского периода, необходимо отметить, что, несмотря на то, что Советское государство полностью отказалось от опыта законодательного регулирования царской России, тем не менее, уже в первые годы советской власти предпринимались достаточно успешные попытки построения системы наказаний. По сравнению с ситуацией, сложившейся на Руси, во времена советского государства система наказаний приобретает более упорядоченный характер, в систему наказаний не включаются телесные и членовредительные наказания. Несмотря на достаточно широкое применение смертной казни в первые годы советской власти и в период сталинских репрессий, тем не менее, смертная казнь исключена из системы наказаний и рассматривалась как временный и исключительный вид наказания, который мог применяться только в крайних случаях. И хотя смертная казнь все же применялась, исчезли ее квалифицированные виды, широко применявшиеся в России и поражавшие своей жестокостью.
Таким образом, нельзя недооценивать те положительные тенденции в области развития уголовного права в советский период, направленные на постоянное реформирование системы наказаний. Нельзя недооценивать вклад советского законодательства в развитие системы наказаний, так как именно в этот период окончательно оформилось понятие системы наказаний, основные принципы ее построения, цели наказаний, которые были восприняты законодателем при построении современной системы наказаний.
[1] Упоров И. Развитие уголовного наказания в первые годы советской власти // Уголовное право. 2000. № 4. С. 36.
[2] СУ РСФСР. 1917. № 4.
[3] Упоров И. Развитие уголовного наказания в первые годы советской власти // Уголовное право. 2000. № 4. С. 37.
[4] СУ РСФСР. 1917. № 12.
[5] СУ РСФСР. 1918. № 33.
[6] СЗ СССР. 1935. № 19. Ст. 155.
[7] Шаргородский М.Д. Наказание по советскому уголовному праву. М., 1958. С. 59.
[8] СЗ СССР. 1935. № 19. Ст. 155.
[9] Эстрин А.Я. Развитие советской уголовной политики и советское законодательство. М., 1933. С. 167.
[10] УК РСФСР. М., 1968.