ПРЕДМЕТ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРЕДМЕТ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под преступлениями против здоровья населения понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, сопряженные с нарушением правил, обеспечивающих здоровье населения, причиняющие здоровью населения существенный вред или создающие опасность его причинения. Видовым объектом рассматриваемых преступлений является здоровье населения. Здоровье населения - совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное физическое и психическое здоровье множества не персонифицированных граждан. В ряде случаев при совершении преступлений против здоровья населения ущерб может причиняться и дополнительным объектам: при хищении наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) наряду со здоровьем вред причиняется и отношениям собственности.

В чисто практических целях необходимо обозначить вещественное состояние того, на что посягает преступник. Отсюда признание того, что именно указание на предмет преступления позволяет выявить объект посягательства. Элементом объекта преступления, на который непосредственно воздействует преступник в процессе преступного посягательства, является предмет.[1]

Диспозиции норм о преступлениях против здоровья населения носят бланкетный характер. Законодатель не раскрывает, в чем конкретно состоит нарушение соответствующих правил, либо не дает конкретного перечня предметов преступлений. Вследствие этого для уяснения признаков предмета и характера объективной стороны преступлений необходимо обращение к другим нормативным актам, в частности к ФЗ от 08.01.98 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах", раскрывающее в ст.1 понятие предмета посягательства:

- наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;

- психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;

- прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;

- аналоги - это запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.[2]

Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" и ст. 2281 УК РФ передают практически всю сферу заявленного регулирования Правительству РФ и ведомствам, предусматривая принятие более 40 подзаконных актов. Согласно ст. 2, перечень наркотических средств, а также изменения и дополнения этого перечня утверждаются Правительством РФ. Такой порядок не соответствует ч.3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ФЗ.[3]

Именуясь законом о наркотиках, закон о том, что такое наркотики, ничего не говорит, отдавая решение Правительству РФ, составляющему такой перечень без гласного обсуждения, в обстановке закрытости. К человеку, подвергающемуся уголовному преследованию, применяется уже не закон, а перечень. Каждого могут подвергнуть наказанию на том только основании, что то или иное вещество будет включено в этот перечень неконституционным путем.

Существующая в настоящее время система признания средств и веществ наркотическими или психотропными позволяет установить контроль, в том числе и над аналогами этих средств (веществ). По смыслу постановления Правительства РФ "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" изомеры перечисленных в списках наркотических средств и психотропных веществ (если таковые определенно не исключены) в тех случаях, когда существование таких изомеров возможно в рамках данного химического обозначения, эфиры сложные и простые перечисленных в списках наркотических средств и психотропных веществ, соли перечисленных в списках наркотических средств и психотропных веществ, если существование таких солей возможно, отнесены к аналогам наркотических средств или психотропных веществ. Размеры средних разовых доз аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют размерам приведенных в перечне средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ.

К числу наркотических средств или психотропных веществ относятся также препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ). В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них. Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ.

Предмет анализируемых преступлений должен отвечать двум критериям - медицинскому и правовому. Медицинский критерий означает, что наркотическими средствами признаются только те вещества, которые обладают способностью воздействовать на центральную нервную систему и приводят к состоянию особого наркотического состояния и наркотической зависимости. Психотропные вещества - различного происхождения вещества, оказывающие влияние на психические функции, эмоциональное состояние и поведение человека. Правовой критерий означает, что перечень этих предметов должен содержаться в специальных нормативных актах.

Единая конвенция 1961 г. содержит Списки I-IV, включающие в себя перечень наркотических средств, в том числе препараты, находящиеся под международным контролем. Конвенция 1971 г. - Списки I-IV, включающие перечень психотропных веществ. Конвенция 1988 г. содержит Таблицы I и II, часто используемые при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ и поэтому нуждающиеся в международном контроле. Однако государственный суверенитет предполагает, что международные обязательства выполняются путем принятия нормы национального законодательства. На территории России право признания того или иного вещества наркотическим, психотропным или их аналогами предоставлено Правительству РФ.[4]

В настоящий момент на территории страны установлены следующие списки: список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список I); список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список II); список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список III); список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список IV).

Внесение изменений и дополнений в списки осуществляется по представлению Министерства здравоохранения и социального развития РФ совместно с Министерством внутренних дел РФ.



[1] Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. Учебник для вузов: В 2 т. Т.1: Общая часть/ А.Н. Игнатов., Ю.А. Красиков - М.: Норма М, 1999. - С. 110-111.

[2] О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 08.01.98 г. № 3-ФЗ// Российская газета. - 1998. - 15 января.

[3] Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993 г.// Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

[4] Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.98 г. № 681// Российская газета. - 1998. -17 июля.

Просмотров работы: 307